Об административно-правовой природе государственных корпораций (публично-правовых компаний)

(Волков А. М., Дугенец А. С.) («Административное право и процесс», 2012, N 2)

ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ КОМПАНИЙ)

А. М. ВОЛКОВ, А. С. ДУГЕНЕЦ

Волков Александр Михайлович, доцент кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат юридических наук, кандидат технических наук, доцент.

Дугенец Александр Сергеевич, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются понятие и правовой статус государственной корпорации и государственной компании в российском законодательстве, а также анализ положений проектов федеральных законов о публично-правовых компаниях.

Ключевые слова: государственная корпорация, государственная компания, публично-правовая компания, правоспособность, публичные субъекты, российское законодательство, законопроекты.

To a question on the is administrative-legal nature of the state corporations A. M. Volkov, A. S. Dugenets

The article is devoted to the concept and the legal status of state corporations and state companies in the Russian legislation, as well as the analysis of the provisions of projects of federal laws on the public-law companies.

Key words: state corporation; legal capacity; the types of activity; state company; public subjects; Russian legislation.

Понятие «государственная корпорация» введено Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ <1>. Однако особый интерес ученых к данной организационно-правовой форме юридического лица проявился в последние годы <2>. И не только у ученых он проявился, но и у органов власти. ——————————— <1> Федеральный закон от 08.07.1999 N 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3473. <2> Волков А. М. О госкорпорациях в недропользовании // Изв. вузов «Геология и разведка». М., 2009. N 1. С. 56 — 60; Глушко Е. К. Административно-правовая природа государственных корпораций // Реформы и право. 2008. N 3. С. 38 — 43; Денисов П. А. Перспективы развития государственных корпораций в России // Административное право и процесс. 2009. N 6. С. 27 — 28; Хлопотин Н. К. Корпорации в России и за рубежом: становление, развитие и законодательное обеспечение // Российский судья. 2009. N 7. С. 3 — 7; Курбатов А. Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц // СПС «КонсультантПлюс». 2008; Ефимова Л. Г. О правовой природе государственных корпораций // Хозяйство и право. 2008. N 8; Цимерман Ю. С. Государственная корпорация — специфика правового регулирования // Право и экономика. 2008.

Минэкономразвития России на своем сайте поместило пакет законопроектов о публично-правовых компаниях <3>. Он размещен для проведения антикоррупционной экспертизы. Надо отметить, что заключение можно было дать только в течение 10 дней в середине августа. А такие законопроекты очень интересны и вызывают особый интерес в среде профессионалов. ——————————— <3> URL: http://www. economy. gov. ru/minec/about/structure/depcorp/doc20110811_05. Последнее обр. 01.09.2011.

Анализ проектов законов показывает, что предлагается законодательно закрепить новую организационно-правовую форму юридического лица — «публично-правовая компания». Однако при первом же прочтении можно отметить много нестыковок, отсутствие принципов законодательной техники (отсылка в одном проекте закона к несуществующим положениям другого проекта, противоречия в названиях глав и статей, да и отсутствие необходимых статей). Законопроектами предполагаются введение в законодательство Российской Федерации новой организационно-правовой формы «публично-правовая компания» и установление порядка ее создания, деятельности, организации и ликвидации. Авторы отмечают, что под организационно-правовой формой «публично-правовая компания» следует понимать организационно-правовую форму «юридическое лицо публичного права». Однако последнее в законодательстве никак не определено. Существуют лишь теоретические разработки этого понятия <4>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография В. Е. Чиркина «Юридическое лицо публичного права» включена в информационный банк согласно публикации — НОРМА, 2007. —————————————————————— <4> Ястребов О. А. Юридическое лицо публичного права: вопросы теории. М.: Наука, 2010. 383 с.; Волков А. М., Волков А. А. Юридические лица публичного права в Концепции развития законодательства о юридических лицах // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2010. N 1. С. 31 — 39; Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2009. 352 с.

Следует отметить, что государственная корпорация — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций <5>. Наиболее общие положения, касающиеся государственных корпораций, содержатся в Законе о некоммерческих организациях. Однако положения Закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено законом о ее создании. Таким образом, в специальных законах могут содержаться нормы, развивающие положения Закона о некоммерческих организациях и имеющие приоритет. ——————————— <5> ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 04.06.2011) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Государственная корпорация всегда создается на основании специально принятого федерального закона. Согласно ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях «имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации». Названное положение не только определяет вид вещного права государственной корпорации, но и устанавливает первоначальные основания возникновения права собственности. Иными словами, имущество государственной корпорации при ее учреждении формируется за счет имущества Российской Федерации. Кроме того, специальным законом о создании каждой конкретной государственной корпорации устанавливаются особые законодательные ограничения права собственности государственной корпорации и порядок использования имущества в случае ее ликвидации. Как и любая другая некоммерческая организация, государственная корпорация наделена специальной правоспособностью. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Следовательно, о гражданско-правовом статусе корпораций можно говорить, лишь определив цели их создания и деятельности. В законах, предусматривающих создание государственных корпораций, можно найти черты административной правосубъектности таких корпораций. Следует отметить, что государственные корпорации выступают не просто как участники административно-правовых отношений. Государственные корпорации в большей или меньшей степени наделяются специальной компетенцией по управлению, т. е. качествами управляющего субъекта. Государственные корпорации обладают всеми признаками юридического лица публичного права, разработанного в зарубежном законодательстве, и являются децентрализованными организациями <6>. ——————————— <6> Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А. Н. Козырина и М. А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. 464 с.; Козырин А. Н., Глушко Е. К., Штатина М. А. Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах: Учебное пособие. М., 2006. С. 118 — 139.

Создание децентрализованных учреждений на рубеже XIX — XX вв. связывалось с малой эффективностью традиционных органов управления, низким качеством оказываемых ими услуг или завышенными ценами на них. Они получили широкие управленческие полномочия и стали обязаны выражать не частные, а общественные интересы, т. е. получили статус субъекта публичного права. Эти учреждения напрямую не включены в систему государственных органов и, напротив, организационно обособлены от них. Такая обособленность выражается в административной автономии, т. е. самостоятельности в решении вопросов собственной компетенции, и финансовой автономии — наличии собственного имущества и бюджета. При этом децентрализованные учреждения представляют собой автономные структуры публичной администрации и как публично-правовые образования выполняют только те функции, которые указаны в акте об их создании. Они подотчетны одновременно органам законодательной власти и министрам, а в некоторых случаях и главе государства. Они сочетают методы деятельности, характерные для государственных органов и хозяйствующих субъектов. В их задачи входит и коммерческая деятельность, поэтому они действуют и как субъекты частного права. Децентрализованные учреждения лучше приспособлены к работе в условиях рынка и весьма успешно оказывают гражданам и юридическим лицам публичные услуги. В зарубежных странах децентрализованные учреждения создавались в первую очередь для оказания публичных услуг. А стратегическое управление остается прерогативой правительства и министерств. Целью деятельности Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой») является осуществление контрольных функций, управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта <7>. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности президента корпорации. ——————————— <7> ФЗ от 30.10.2007 N 238-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5415.

Взаимодействие ГК «Олимпстрой» с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в связи с изъятием в федеральную собственность для федеральных нужд объектов недвижимости в целях строительства олимпийских объектов, а также по вопросам установления сервитутов для размещения олимпийских объектов федерального значения осуществляется на основе договоров, заключаемых корпорацией с указанными органами. В Федеральном законе «О государственной корпорации «Ростехнологии» (ГК «Ростехнологии») таких функций значительно больше. К их числу относятся: обеспечение продвижения на внутренний и внешний рынки и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности; участие в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и государственной программы вооружения; оказание содействия деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности, в отношении продукции военного назначении. ГК «Ростехнологии» вправе участвовать в формировании внешнеторговых цен на продукцию военного назначения; контролировать соблюдение организациями требований проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества, реализуемых с участием ГК «Ростехнологии»; осуществлять мониторинг финансового состояния организаций, участвующих в реализации проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества, реализуемых с участием ГК «Ростехнологии» и (или) организации, являющейся государственным посредником, при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. В Федеральном законе «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом») она названа уполномоченным органом управления использованием атомной энергии и наделена полномочиями, по общему правилу осуществляемыми федеральными органами исполнительной власти. Так, ГК «Росатом» создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области <8>. ——————————— <8> Волков А. М. О госкорпорациях в недропользовании // Изв. вузов «Геология и разведка». М., 2009, N 1. С. 56 — 60; Денисов П. А. Перспективы развития государственных корпораций в России // Административное право и процесс. 2009. N 6. С. 27 — 28; Хлопотин Н. К. Корпорации в России и за рубежом: становление, развитие и законодательное обеспечение // Российский судья. 2009. N 7. С. 3 — 7; Курбатов А. Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц // СПС «КонсультантПлюс», 2008; Фроловский Н. Г. Управление предпринимательскими корпорациями в Российской Федерации (правовой аспект): Дис. … к. ю.н. Белгород, 2004.

На ГК «Росатом» возложены важные полномочия и функции в области государственного управления использованием атомной энергии. Она, в частности: обеспечивает контроль за обращением ядерных материалов, реализует полномочия государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности, осуществляет лицензирование деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ и др. Представляется, что приведенные примеры достаточно убедительно показывают, что федеральными законами на государственные корпорации возложены распорядительные административные функции, которые они могут реализовывать, вступая в административно-правовые по своему характеру отношения. Например, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», наделенная полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Координацию деятельности государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» осуществляет Министерство регионального развития РФ <9>. ——————————— <9> ФЗ от 21.07.2007 N 185-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.

Государственные корпорации рассматриваются в качестве важнейшего инструмента модификации экономики на рыночных началах. Государство делает существенные имущественные взносы некоммерческой структуре, которая с использованием рыночных инструментов призвана создать необходимый потенциал для ускоренного развития в определенных отраслях национальной экономики. Председатель Счетной палаты СВ. Степашин так охарактеризовал российский феномен: «Де-юре государственные корпорации существуют в экономических условиях договорного, а не публичного права, в отличие от бюджетных учреждений. При этом де-факто они являются субъектами не частного, а публичного права и должны контролироваться государством и обществом, в первую очередь Счетной палатой, представляющей интересы налогоплательщиков» <10>. ——————————— <10> Степашин С. Модернизация — рывок России по плану Путина // Российская газета. 02.11.2007.

Другой разновидностью децентрализованных организаций в России выступает государственная компания (в настоящее время одна — Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»)). Она является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления <11>. ——————————— <11> ФЗ от 17.07.2009 N 145-ФЗ (в ред. от 20.03.2011) «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582.

Как следует из Закона о некоммерческих организациях, государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона. Такой вид некоммерческих организаций появился совсем недавно в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ <12>. Учредителем государственных компаний является Российская Федерация, которая, соответственно, передает государственной компании в качестве имущественных взносов часть своего имущества. Однако после передачи этого имущества государственной компании оно становится собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом. ——————————— <12> Там же.

Таким образом, для создания государственной компании каждый раз необходимо принимать специальный федеральный закон. Нельзя не обратить внимание на то, что порядок образования таких некоммерческих организаций, как государственные компании, очень напоминает порядок образования государственных корпораций. Согласно п. 4 ст. 7.2 Закона о некоммерческих организациях государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное. Для создания государственной компании не требуются учредительные документы, предусмотренные п. 1 ст. 52 ГК РФ (устав, учредительный договор, положение общего вида). Вся необходимая информация о государственной компании должна содержаться в законе, который предусматривает ее создание. Так, согласно п. 6 ст. 7.2 Закона о некоммерческих организациях в федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации <13>. ——————————— <13> Винницкий А. В. Организационно-правовая форма государственных компаний: недостатки регулирования и перспективы реформирования // Современное право. 2010. N 11. С. 70 — 75.

Проведенный ранее анализ административно-правовой природы государственных корпораций (и государственной кампании) позволил сделать ряд выводов о непротиворечии законодательству наделения государственных корпораций публично-правовыми управленческими функциями <14>. Однако оно должно сопровождаться установлением контроля над их выполнением и гораздо более четкой правовой регламентацией их деятельности, направленной на получение доходов. ——————————— <14> Волков А. М. К вопросу об административно-правовой природе государственных корпораций // Нравственные императивы в праве. 2011. N 2. С. 43 — 52.

Подробный анализ предложенных законопроектов показывает, что проект Федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» определяет порядок их создания, деятельности, организации и ликвидации. Существующие в настоящее время госкорпорации и госкомпания «Автодор» должны быть преобразованы, реорганизованы либо ликвидированы (п. 1 плана-графика, утвержденного Председателем Правительства РФ 29 декабря 2010 г. N 6793п-13). Авторы законопроекта предлагают преобразовать их в публично-правовые компании. Так, под публично-правовой компанией авторы законопроекта предлагают понимать некоммерческое юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в интересах государства и общества. Создавать их будут в порядке и на основании решения Правительства РФ или федерального закона. Однако ст. 123.1 «Основные положения о публично-правовой компании» в ч. 1 уже определяет публично-правовую компанию как некоммерческую организацию, созданную, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, на основании решения Правительства РФ, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества и наделяемая отдельными публично-правовыми полномочиями. Следовательно, существуют разночтение по дефиниции «публично-правовая компания». Публично-правовые компании наделят специальной правоспособностью, а также отдельными государственно-властными полномочиями в случаях, когда данные функции переданы им Правительством РФ. Законопроектами предлагается унифицировать систему органов управления публично-правовых компаний, тем самым устранив имеющиеся в настоящее время разночтения в организации работы государственных корпораций. В п. 4 ст. 123.1 отмечается, что правовое положение публично-правовой компании, созданной на основании закона, определяется в соответствии со ст. 123.2 настоящего Кодекса. Статья 123.3 в то же время определяет создание публично-правовой компании на основании решения Правительства РФ (ч. 1). Проект Закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» определяет, что «реорганизация публично-правовой компании осуществляется на основании решения Правительства РФ или федерального закона» (ст. 22). А в проекте Закона «О внесении изменений…» ч. 5 ст. 123.10 устанавливает, что «публично-правовая компания может быть ликвидирована по решению Правительства Российской Федерации (выделено нами. — Авт.) в порядке, установленном настоящим Кодексом». И далее «Законом о публично-правовых компаниях могут быть установлены особенности процедуры ликвидации публично-правовой компании», которые в названном законе никак не установлены. Часть 3 ст. 123.10 определяет, что «в случаях и порядке, установленных законом о публично-правовых компаниях, публично-правовая компания может быть реорганизована в форме преобразования…». Однако проект самого закона в данной части содержит всего три статьи, не раскрывающие ни случаи, ни порядок. Публично-правовая компания создается либо федеральным законом, либо решением Правительства (скорее, его постановлением). А вот прекратить свое существование (п. «в» ст. 21) она может и в случаях, предусмотренных своим уставом (положением). Можно отметить и другие недостатки данных проектов. Следует шире привлекать научную общественность к их обсуждению.

——————————————————————