Госконтракт на выполнение подрядных работ может быть расторгнут по инициативе заказчика в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ГОСКОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ МОЖЕТ БЫТЬ

РАСТОРГНУТ ПО ИНИЦИАТИВЕ ЗАКАЗЧИКА В СООТВЕТСТВИИ

С НОРМАМИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 19 января 2012 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

Президиум ВАС РФ указал, что заказчик по государственному или муниципальному контракту вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор подряда по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик нарушает свои обязательства и явно не окончит работы в срок. Положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в данном случае приоритетными не являются.

10 января 2012 г. на официальном сайте ВАС РФ было размещено Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 9382/11 (далее — Постановление) по делу о признании недействительной односторонней сделки по расторжению государственного контракта и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

С заявлением в Президиум ВАС РФ обратился подрядчик, который в 2007 г. заключил с государственным заказчиком госконтракт на проектирование и строительство здания. По этому контракту подрядчик должен был к декабрю 2009 г. завершить все работы. В госконтракте содержался пункт, позволяющий заказчику расторгнуть его в одностороннем порядке, если подрядчик в установленные сроки не приступит к выполнению работ, будет выполнять их с нарушением промежуточных сроков на 30 дней и более или нарушит конечный срок выполнения работ.

Подрядчик нарушил конечный срок выполнения работ на три месяца, в связи с чем государственный заказчик отказался от исполнения госконтракта, о чем уведомил подрядчика письмом. После этого подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о признании действий заказчика незаконными, полагая, что госконтракт не может быть расторгнут путем одностороннего волеизъявления государственного заказчика.

Суды всех трех инстанций отказали подрядчику в иске. Свою позицию они мотивировали ссылками на Гражданский кодекс РФ. Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. А в силу п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.

Суды отклонили ссылку подрядчика на ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов). Напомним, что согласно этой норме расторжение госконтракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. Суды сочли, что названная норма не регулирует вопросы одностороннего отказа от исполнения обязательств по госконтракту и не запрещает устанавливать в тексте госконтракта право заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств, когда такая возможность допускается законом.

Коллегия судей ВАС РФ, передавая дело в Президиум, указала, что в практике арбитражных судов встречается и противоположная позиция. В соответствии с ней нормы Закона о размещении заказов признаются специальными по отношению к Гражданскому кодексу РФ, поэтому содержание госконтракта должно в первую очередь соответствовать правилам Закона о размещении заказов и только во вторую — Гражданскому кодексу РФ (решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-119842/09-132-814, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2010 по делу N А71-17222/2009А и проч.).

Президиум ВАС РФ поддержал первую позицию нижестоящих судов. Постановление суда кассационной инстанции по данному делу было оставлено в силе, а заявление подрядчика — без удовлетворения.

Как указал Президиум ВАС РФ, согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным Кодексом, применяется Закон о размещении заказов. Названная статья предусматривает принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако такой закон пока не принят.

При подобных обстоятельствах приоритетное значение в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд остается за нормами Гражданского кодекса РФ. Это означает, что в части, не урегулированной ст. ст. 763 — 767 ГК РФ, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения § 3 или 4 гл. 37 ГК РФ, а затем — общие положения о договоре подряда (§ 1 гл. 37 ГК РФ).

Суды, установив факт ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств, обоснованно применили п. 2 ст. 715 ГК РФ и сделали вывод о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта влечет его расторжение в силу ч. 3 ст. 450 ГК РФ.

Ссылку подрядчика на нормы Закона о размещении заказов Президиум ВАС РФ также отклонил, мотивировав это следующим образом: данный Закон, согласно своей ч. 1 ст. 1, регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд. Вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд он не затрагивает.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, которые приняты на основании норм права в истолковании, расходящемся с данным Постановлением, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Документ:

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 9382/11.

——————————————————————