Договоры аренды транспортного средства: понятие и классификация объекта

(Игнатова Ю. Н.) («Юрист», 2014, N 1) Текст документа

ДОГОВОРЫ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТА

Ю. Н. ИГНАТОВА

Игнатова Юлия Николаевна, аспирант кафедры международного частного права Саратовской государственной юридической академии.

Статья посвящена исследованию предмета договора аренды транспортных средств с экипажем. Разъясняется, что понимается под понятием «транспортное средство» в договоре аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Ключевые слова: аренда транспортных средств, экипаж, услуги по управлению и технической эксплуатации, фрахтование на время, тайм-чартер.

Contracts of lease of means of transport: the concept and classification of the object Y. N. Ignatova

Ignatova Yuliya Nikolaevna, the post-graduate student of chair of civil and international private law Saratov state law academy.

Article is devoted research of a subject of the contract of rent of vehicles with crew. That is understood as concept «vehicle» of the contract of rent of vehicles with granting of services in management and technical operation.

Key words: rent of vehicles, crew, services in management and technical operation, chartering for time, time charter.

В соответствии со ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) <1> по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Однако само понятие «транспортное средство» не закреплено в § 3 главы 34 ГК РФ. Таким образом, необходимо установить, какое содержание вкладывает отечественный законодатель в определение понятия «транспортное средство» при регулировании аренды транспортных средств с экипажем. ——————————— <1> Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изм. от 01.01.2012) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 3301.

Понятие «транспортное средство» встречается во многих положениях ГК РФ, например п. 1 ст. 227 ГК РФ, п. 2 ст. 257 ГК РФ, ст. 426 ГК РФ и т. д., которые не относятся к договору аренды транспортных средств. Интерес представляет установление видов транспортных средств, которые можно отнести к предмету рассматриваемого договора. Обратимся к судебной практике. Так, суд, исходя из системного толкования действующего законодательства о железнодорожном, речном (внутреннем водном), воздушном, автомобильном, морском транспорте, понятие «транспортное средство» относит к устройствам, предназначенным для перевозки по суше (под землей), по воде, по воздуху людей и грузов. При этом данной нормой допускается аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Таким образом, данным параграфом предусмотрена аренда транспортного средства с экипажем, предоставляемым арендодателем (ст. 632 ГК РФ). При этом, как следует из ст. 635 ГК РФ, обязанность по управлению транспортным средством и обеспечению его технической эксплуатации возложена на арендодателя. Исходя из изложенного, специальными нормами § 3 главы 34 ГК РФ регулируется аренда только управляемых транспортных средств, для управления которыми необходим экипаж (либо арендодателя, либо арендатора) <2>. ——————————— <2> Постановление ФАС Московского округа от 25 апреля 2013 г. по делу N А40-73233/12-77-726. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Существует несколько точек зрения по поводу того, что является транспортным средством в договоре аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. В иностранной литературе под транспортным средством понимается устройство, предназначенное или используемое для перевозки (транспортировки) людей или грузов. В большинстве случаев это специально произведенные средства (например, велосипеды, автомобили, мотоциклы, поезда, корабли, лодки и самолеты) <3>. ——————————— <3> Halsey William D. (Editorial Director): MacMillan Contemporary Dictionary, page 1106. MacMillan Publishing, 1979. URL: http://ru. wikipedia. org.

Традиционно в литературе выделяют несколько признаков транспортного средства, которые присущи ему в договоре аренды транспортных средств с экипажем: 1) способность к перемещению в пространстве и предназначенность для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов; 2) наличие свойств источника повышенной опасности; 3) использование данных средств регламентируется транспортными уставами и кодексами <4>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 3) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <4> См., например: Вавилин Е. В. Договор аренды транспортных средств // Известия вузов. Правоведение. СПб., 1999. N 2. С. 148 — 155; Гражданское право. Т. II. Полутом 1 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2004 (СПС «Гарант»).

Невозможно не согласиться с данной точкой зрения. Во-первых, транспортные средства предназначены для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов. Например, согласно ст. 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ <5>) по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. То есть главной целью аренды в данном случае будет перевозка грузов, пассажиров, багажа или буксировка грузов. Это и будет являться признаком данного транспортного средства. ——————————— <5> Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. от 23.04.2012) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

Второй признак — наличие свойств источника повышенной опасности. Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ. Таким образом, транспортное средство относится к источнику повышенной опасности. В ст. 798 ГК Украины в отличие от ГК РФ прямо указано, что предметом договора аренды транспортного средства могут быть воздушные, морские, речные судна, а также наземные самоходные транспортные средства и т. п. Так, гражданское законодательство Украины также выделяет один из признаков предмета договора аренды транспортных средств с экипажем — наличие свойств источника повышенной опасности. Под владельцем источника повышенной опасности понимаются организация или гражданин, осуществляющие эксплуатацию источника повышенной опасности в силу принадлежащих ему права собственности, права оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, по доверенности на управление транспортным средством и т. д.). Данное определение дается не в собирательном понятии, как это определяется ч. 1 ст. 1187 ГК Украины, а конкретно к транспортным средствам. В качестве источника повышенной опасности транспортное средство выступает лишь во время его эксплуатации <6>. ——————————— <6> См.: Гузь Л. Е. Дорожно-транспортные происшествия. Харьков, 2004. С. 14.

Пленум Верховного Суда Украины в своем Постановлении от 27 марта 1992 г. N 6 «О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении ущерба» в п. 4 говорит об условиях эксплуатации автомобиля, при которых создается повышенная опасность для окружающих. Говоря о том, что владельцами источника повышенной опасности являются те граждане и организации, которые «осуществляют эксплуатацию» этого источника, следует иметь в виду, что для этого обязательно требуется возможность проявления его вредоносных свойств. Например, С. поставила свой автомобиль на тротуаре в трех метрах от проезжей части дороги. Водитель Ф., управляя грузовым автомобилем и избегая столкновения с другим автомобилем, выехал на тротуар и наехал на автомобиль С., в результате чего был причинен ущерб. В возбуждении уголовного дела против Ф. было отказано в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Взыскивая с владельца грузового автомобиля в пользу С. сумму ущерба, суд исходил из того, что источником повышенной опасности, проявившим свои вредоносные свойства при эксплуатации, был лишь грузовой автомобиль, и поэтому материальная ответственность его владельца должна наступать по ч. 5 ст. 1187 ГК Украины. Автомобиль С. в это время не действовал как источник повышенной опасности, а поэтому она была признана только потерпевшей от этого наезда. Таким образом, ответственным за причинение вреда в данном случае может быть лицо, которое эксплуатирует источник повышенной опасности. Им может быть собственник автомобиля, но только в том случае, если он осуществляет его эксплуатацию, т. е. использует свое право владения этим транспортным средством <7>. ——————————— <7> См.: Там же. С. 15.

Третий признак — использование данных средств регламентируется транспортными уставами и кодексами. Понятие «транспортное средство» закрепляется в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ РФ) <8>, Воздушном кодексе Российской Федерации (далее — ВК РФ) <9>. ——————————— <8> Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (с изм. от. 01.01.2013) // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001. <9> Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изм. от 01.01.2013) // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

В ст. 7 КТМ РФ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. В ст. 3 КВВТ РФ судно — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. В ст. 32 ВК РФ воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Е. В. Вавилин выделяет несколько признаков транспортного средства как предмета договора аренды транспортных средств с экипажем: а) транспортные средства обладают (как и иные вещи, которые потенциально могут стать предметом аренды) индивидуально-определенными признаками; б) они относятся к источникам повышенной опасности; в) это сложные технические устройства, требующие в эксплуатации специальных знаний и навыков, т. е. соответствующей подготовки; г) транспортные средства, как правило, относительно дорогостоящее имущество; д) некоторые из видов транспортных средств отнесены гражданским законодательством к объектам недвижимости (согласно абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания и космические объекты) <10>. ——————————— <10> См.: Вавилин Е. В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 41.

Ко всем перечисленным признакам транспортного средства как предмета договора аренды транспортных средств хотелось бы добавить еще один признак: транспортные средства относятся к непотребляемым вещам, т. е. в процессе их неоднократного использования они сохраняют свой первоначальный вид в течение значительного периода времени. Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что транспортное средство как предмет договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации должно соответствовать следующим признакам: 1) способность к перемещению в пространстве и предназначенность для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов; 2) наличие свойств источника повышенной опасности; 3) использование данных средств регламентируется транспортными уставами и кодексами; 4) владение и пользование транспортным средством требуют управления; 5) обеспечение его надлежащей технической эксплуатации; 6) транспортные средства обладают (как и иные вещи, которые потенциально могут стать предметом аренды) индивидуально-определенными признаками; 7) это сложные технические устройства, требующие в эксплуатации специальных знаний и навыков, т. е. соответствующей подготовки; 8) транспортные средства, как правило, относительно дорогостоящее имущество; 9) некоторые из видов транспортных средств отнесены гражданским законодательством к объектам недвижимости; 10) транспортные средства относятся к непотребляемым вещам. Такие транспортные средства, как катера, лодки, вагоны и т. д., не подпадают под нормы § 3 главы 34 ГК РФ, а будут регулироваться нормами о договоре проката или общими нормами о договоре аренды. В заключение хотелось бы отметить, что в каждом конкретном случае необходимо установить целевое назначение транспортного средства. Например, «при сдаче помещений судна под склад, отель или ресторан отнюдь не имеется в виду эксплуатировать судно как плавучее сооружение» <11>. ——————————— <11> Калпин А. Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). М., 1978. С. 147.

Целью аренды транспортных средств является перевозка пассажиров, грузов и т. п. Следовательно, «судно должно быть мореходным» <12>. Таким образом, транспортное средство будет являться предметом договора аренды транспортных средств с экипажем, которое не только регулируется законодательством, но и используется по целевому назначению. ——————————— <12> Егоров К. Ф. Договоры фрахтования и перевозки грузов по иностранному морскому праву: Автореф дис. … д-ра юрид. наук. Т. 1. Л., 1968. С. 122 — 123.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилин Е. В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. 136 с. 2. Вавилин Е. В. Договор аренды транспортных средств // Известия вузов. Правоведение. СПб., 1999. N 2. С. 148 — 155. 3. Гузь Л. Е. Дорожно-транспортные происшествия. Харьков, 2004. 123 с. 4. Егоров К. Ф. Договоры фрахтования и перевозки грузов по иностранному морскому праву: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Т. 1. Л., 1968. 5. Калпин А. Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). М., 1978. 6. Halsey William D. (Editorial Director): MacMillan Contemporary Dictionary, page 1106. MacMillan Publishing, 1979. URL: http://ru. wikipedia. org. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 3) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— 7. Гражданское право. Т. II. Полутом 1 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2004 (справочная правовая система «Гарант»). 8. Постановление ФАС Московского округа от 25 апреля 2013 г. по делу N А40-73233/12-77-726. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

——————————————————————

Название документа