Кому необходим договор инвестиционного товарищества?

(Хафизова Р.)

(«Акционерный вестник», 2012, N 4)

КОМУ НЕОБХОДИМ ДОГОВОР ИНВЕСТИЦИОННОГО ТОВАРИЩЕСТВА?

Р. ХАФИЗОВА

Хафизова Регина, юрисконсульт, эксперт журнала «Акционерный вестник».

Тема для размышления:

договор инвестиционного товарищества, не так давно появившийся в российской практике, был разработан законодателем для совместной инвестиционной деятельности без образования юридического лица. По мнению законодателя, иные действующие формы объединения предпринимателей и организаций не способны служить той цели, на которую направлен договор инвестиционного товарищества, — цели привлечения денежных средств в экономику страны, в том числе средств иностранных инвесторов.

Проблемная норма:

ст. 58 Федерального закона «Об акционерных обществах» N 208-ФЗ.

В договор простого товарищества не могут вступить некоммерческие организации (государственные институты развития) и пенсионные фонды, которые в международной практике традиционно выступают основными институциональными инвесторами в венчурной (особо рисковой) среде.

Положения о товариществе на вере (коммандитном товариществе) в большинстве своем носят императивный характер, не привлекательны для инвесторов и исключают возможность создания нескольких инвестиционных фондов под управлением одного управляющего, что, по мнению законодателя, является неотъемлемым свойством венчурной деятельности.

Еще одной причиной создания условий для стимулирования инвестиционного сообщества явилось развитие в России инновационной экономики. При этом государство планирует осуществлять массовые вложения государственных средств в крупные проекты, оставляя малые и средние бизнес-проекты российским и иностранным инвесторам.

Поэтому разработка положений о договоре инвестиционного товарищества — назревший и очередной этап на пути развития российской экономики. При этом законодатель максимально приблизил этот договор по его правовой природе к одной из самых распространенных и приемлемых для иностранных инвесторов форм коллективного венчурного инвестирования за рубежом — limited partnership (ограниченное партнерство).

Таким образом, Россия создала благоприятную форму сотрудничества без образования юридического лица — договор инвестиционного товарищества. Он является разновидностью договора простого товарищества со множеством специально предусмотренных для него особенностей и диспозитивных норм, оставленных на усмотрение участников данной договоренности.

Что же представляет собой договор инвестиционного товарищества? Это объединение товарищей для совместного приобретения (отчуждения) не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств. Товарищами могут быть некоммерческие (для достижения целей, ради которых они созданы) и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица (Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (далее — Закон)). Товарищи определяют одного или нескольких управляющих товарищей, которые помимо управления общими делами товарищества обязаны в том числе:

— открывать банковские счета и совершать операции с денежными средствами по договору инвестиционного товарищества, а также сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счетов инвестиционного товарищества (ст. 24.1 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ), п. 3 ст. 4 Закона);

— вести налоговый учет в связи с участием в договоре инвестиционного товарищества, а также представлять в налоговый орган расчет финансового результата на камеральную проверку;

— уплачивать налоги в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, а при отсутствии или недостаточности средств на счетах товарищества также нести риски обращения взыскания на свои расчетные счета по долгам товарищества перед бюджетом (п. 1.1 ст. 46, п. 5.1 ст. 47 Налогового кодекса (в ред. ФЗ от 28.11.2011 N 336-ФЗ));

— исполнять обязанности налогового агента по доходам иностранных лиц от участия в инвестиционном товариществе (п. 3 ст. 24.1 Налогового кодекса РФ (в ред. Закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ)).

При этом управляющим товарищем может быть только российская организация или иностранная организация, осуществляющая свою деятельность в России через постоянное представительство (п. 5 ст. 4, п. 1 ст. 9 Закона). Отказаться от участия в договоре инвестиционного товарищества управляющий товарищ может только с письменного согласия всех участников договора (п. 2 ст. 13 Закона). Передать свои права и обязанности другим товарищам или третьим лицам он не вправе (п. 2 ст. 15 Закона). Кроме того, управляющий товарищ отвечает по общим обязательствам товарищества перед третьими лицами в течение трех лет с момента расторжения договора инвестиционного товарищества между ним и остальными товарищами, если данный договор не был прекращен по предусмотренным Законом основаниям (п. 1 ст. 18 Закона).

Таким образом, у управляющего товарища прибавляются обязанности, появляется дополнительный риск блокировки расчетного счета, а также дополнительная ответственность перед третьими лицами, налоговая и административная ответственность (п. 7 ст. 108, п. 3 ст. 118, ст. 119.2 Налогового кодекса (в ред. ФЗ от 28.11.2011 N 336-ФЗ)). Поэтому быть управляющим товарищем достаточно рискованно. И вряд ли реально работающий российский бизнес захочет принять на себя ответственность и риски инвестиционного товарищества, даже за вознаграждение.

Намного безопаснее создать для этих целей специальную компанию, на которую можно «завести» имущество для участия в инвестиционном товариществе. Такая компания, по сути, может стать фирмой-однодневкой, созданной специально для участия в товариществе с целью избежать какой-либо ответственности. И в этом случае возникают вопросы: нужно ли российской экономике коллективное инвестирование, если в его основе будет стоять фирма-однодневка; готовы ли иностранные инвесторы вкладывать деньги в российскую экономику в сотрудничестве с такой фирмой?

Возможно, участие фирм-однодневок в инвестиционном товариществе можно будет избежать, если государство предоставит некоторые налоговые льготы управляющим товарищам в отношении их основного бизнеса.

Договор инвестиционного товарищества, все вносимые в него изменения, дополнительные соглашения, инвестиционная декларация, доверенность на ведение общих дел товарищей подлежат нотариальному удостоверению. Один экземпляр этих документов хранится у нотариуса по месту нахождения управляющего товарища. Нотариус обеспечивает ограниченный доступ третьих лиц к документам товарищества, являясь гарантом сохранности документов, подписанных товарищами (п. 2 ст. 8 Закона). В то же время Закон не предусматривает никакой ответственности нотариуса перед товарищами за подмену документов или их предоставление ненадлежащему лицу. Нотариус обязан возместить убытки товарищам лишь в случае виновного предоставления доступа к неполному объему или к недействующей редакции удостоверенных и хранящихся у него документов (п. 3 ст. 8 Закона). Пока не понятно, как будет работать указанная норма и на что она направлена. Таким образом, нельзя определенно сказать, что законодателем была реализована поставленная цель — максимально обеспечить конфиденциальность информации о договоре для третьих лиц.

Также Законом не предусмотрены никакие ограничения для участия в российской экономике организаций, доли (акции) которых принадлежат инвестиционному товариществу с иностранным участием. Закон не определил отрасли экономики, которые остались бы исключительно за национальным капиталом. Так, например, ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» разрешает юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных организаций, лиц без гражданства составляет более 50%, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Вероятно, это ограничение не распространяется на организации, доля уставного капитала в которых принадлежит инвестиционному товариществу с иностранным участием, по крайней мере если следовать принципу: «Все, что не запрещено законом, — разрешено». А это может привести к «разбазариванию» национальных ресурсов.

Еще одно вероятное негативное для нашей экономики последствие принятия этого Закона — появление дополнительных возможностей для захвата предприятий законным путем. И в этом случае для рейдеров будут интересны не только акционерные общества, но и общества с ограниченной ответственностью, незаконный захват которых требует участия коррумпированного нотариуса. Покупка долей компаний с помощью коллективного капитала поможет «разбавить» доли собственников предприятия и позволит рейдерам принять нужные решения по вопросам управления организацией.

К сожалению, основные идеи Закона скопированы с зарубежного законодательства без учета российской действительности. Поэтому, чтобы этот Закон действительно начал работать, требуется внести в него соответствующие изменения. Кроме того, для привлечения иностранных инвестиций принятия одного Закона недостаточно. Начать следует с искоренения коррупции, стабилизации политической и экономической систем России. После этого можно будет говорить о развитии нашей экономики с помощью иностранных инвесторов.

Если опираться на цифры, то, по данным Росстата, опубликованным на их официальном сайте, за первые 9 месяцев 2011 года в экономику России поступило 133,8 млрд. долларов иностранных инвестиций. Большая часть из них из Швейцарии, Кипра, Люксембурга, Нидерландов, то есть низконалоговых стран и/или офшорных зон, популярных в российском бизнесе. Вполне возможно, что речь идет не о реальных инвестициях в российскую экономику, а о денежных средствах, «выведенных» из России и хранящихся на счетах иностранных банков. Сохранение собственного капитала внутри страны — еще одна государственная задача.

——————————————————————