Представительства иностранных религиозных организаций: комментарий Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

(Козырин А. Н.) («Публично-правовые исследования» (электронный журнал), 2012, N 2)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: КОММЕНТАРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

А. Н. КОЗЫРИН

Законодательные основы процедуры открытия представительства иностранной религиозной организации на территории Российской Федерации определены в ст. 13 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» <1> (далее — Закон). ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

В соответствии с упомянутым Законом иностранная религиозная организация не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью на территории Российской Федерации и на нее не распространяется статус религиозного объединения, установленный упомянутым Федеральным законом. При этом под иностранной религиозной организацией понимается такая религиозная организация, которая одновременно удовлетворяет двум признакам теста инкорпорации: 1) организация создана (учреждена, зарегистрирована) за пределами Российской Федерации; 2) организация создана (учреждена, зарегистрирована) в соответствии с законодательством иностранного государства. Религиозная организация, имеющая религиозный центр за границей и зарегистрированная на территории Российской Федерации в качестве централизованной религиозной организации, по смыслу п. 1 ст. 13 комментируемого Закона уже не является иностранной религиозной организацией (соответствующее разъяснение содержится в п. 10 Методических рекомендаций о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» <2>). ——————————— <2> Письмо Минюста России от 24 декабря 1997 года // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1998. N 7.

Содержащееся в Законе определение иностранной религиозной организации применяется при регулировании налоговых и иных отношений, не относящихся непосредственно к предмету Федерального закона «О свободе совести и об общественных объединениях». Так, например, разъясняя, почему иностранная религиозная организация, имеющая в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, не освобождается от налога на имущество, Министерство финансов РФ исходит из определения иностранной религиозной организации, закрепленного в п. 1 ст. 13. В его письме от 21 ноября 2005 года N 03-06-01-04/424 <3> отмечается, что согласно п. 2 ст. 381 Налогового кодекса РФ религиозные организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; однако в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» иностранная религиозная организация, а также ее представительство не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью на территории Российской Федерации, следовательно, соответствующая налоговая льготы не распространяется на принадлежащее им имущество. ——————————— <3> Доступ к информации: справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Иностранная религиозная организация, не имея в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» права на осуществление культовой и иной религиозной деятельности на территории Российской Федерации, вместе с тем получает согласно п. 2 ст. 13 упомянутого Закона право на открытие своего представительства на территории Российской Федерации. Представительство иностранной религиозной организации — это открываемое в Российской Федерации обособленное подразделение иностранной религиозной организации, действующее от ее имени и по ее поручению на основании предоставленных полномочий. Наименование представительства должно содержать слово «представительство» и полное наименование открывшей его иностранной религиозной организации. Несколько иностранных религиозных организаций по согласованию между собой могут открыть в Российской Федерации одно совместное представительство. Представительство не является юридическим лицом. Деятельность представительств независимо от взаимоотношений с открывшей их иностранной религиозной организацией (организациями) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Персонал представительства назначается и заменяется иностранной религиозной организацией из числа иностранных граждан в пределах численности, согласованной с Минюстом России при регистрации представительства. Граждане Российской Федерации могут привлекаться для работы в представительстве согласно законодательству Российской Федерации. Представительство иностранной религиозной организации, как и сама иностранная религиозная организация, не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный российским законодательством. Федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации, является Министерство юстиции РФ. Соответствующие полномочия Минюста России вытекают из положений п. 30.7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» <4> (в редакции Указа Президента РФ от 14 июля 2008 года N 1079 <5>). ——————————— <4> Собрание законодательства РФ. 2004. N 42. Ст. 4108. <5> Собрание законодательства РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3473.

Минюст России, реализуя свои полномочия, Приказом от 3 марта 2009 года N 62 <6> утвердил Порядок регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций. ——————————— <6> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 13.

Нормы, регулирующие отношения по государственной регистрации, открытию и закрытию представительств иностранных религиозных организаций, содержатся также в «Административном регламенте исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации религиозных организаций и регистрации представительств иностранных религиозных организаций», утвержденном Приказом Минюста России от 31 марта 2009 года N 98 <7> (далее — Административный регламент). ——————————— <7> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 19.

В соответствии с установленным Порядком представительство иностранной религиозной организации считается открытым со дня его регистрации Минюстом России. Лицо, уполномоченное иностранной религиозной организацией на ведение от ее имени переговоров об открытии представительства, представляет для его государственной регистрации заявление об открытии и регистрации представительства, в котором должны содержаться краткие сведения об этой религиозной организации. К заявлению прилагаются: — положение о представительстве, в котором указываются цель и основные формы деятельности представительства, местонахождение (адрес) и территория его деятельности, количество иностранных сотрудников представительства; — решение правомочного органа иностранной религиозной организации об открытии своего представительства в Российской Федерации и назначении руководителя представительства; — копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной религиозной организации. Документы иностранных религиозных организаций и учреждений иностранных государств представляются на государственном языке с переводом на русский язык, заверенные в установленном порядке (ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате) <8>. ——————————— <8> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

Регистрация представительства осуществляется в трехмесячный срок со дня подачи заявителем всех необходимых документов. Если у заявителя запрашиваются дополнительные сведения, указанный срок может быть продлен до 6 месяцев. Решение о государственной регистрации является основанием для внесения сведений о нем в Реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, который ведет Минюст России. Решение об отказе в регистрации представительства иностранной религиозной организации принимается при наличии одного из следующих оснований: а) цели и деятельность иностранной религиозной организации, заявляющей об открытии своего представительства в Российской Федерации, противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; б) представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ, установленного Минюстом России Порядка или содержат недостоверные сведения; в) ранее зарегистрированное на территории Российской Федерации представительство было закрыто в связи с осуществлением деятельности, запрещенной законом, или с иными нарушениями законодательства РФ. В случае отказа в регистрации представительства заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений нормативных правовых актов, нарушение которых повлекло отказ в регистрации представительства. Сообщение об отказе в регистрации направляется заявителю не позднее 7 дней с даты принятия решения об отказе в регистрации. В тексте уведомления об отказе должно содержаться упоминание о возможности обжалования соответствующего решения в суд, а также о том, что отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ (п. 82 Административного регламента). Представительство иностранной религиозной организации может быть закрыто при наличии одного из следующих оснований: — истечение срока, на который выдано свидетельство о регистрации представительства; — письменное решение иностранной религиозной организации, открывшей представительство; — ликвидация иностранной религиозной организации, открывшей представительство; — осуществление представительством деятельности, запрещенной законом, нарушающей Конституцию РФ и законодательство РФ; — систематическое осуществление представительством деятельности, не соответствующей целям его создания. Решение о закрытии представительства является основанием для внесения записи о закрытии представительства в Реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, который ведет Минюст России. Представительство и открывшая его иностранная религиозная организация уведомляются о закрытии представительства не позднее 7 дней с даты принятия соответствующего решения путем направления в их адрес мотивированного уведомления об этом. При принятии решения о регистрации представительства Минюст России выдает заявителю свидетельство о регистрации представительства иностранной религиозной организации установленного образца, форма которого содержится в приложении N 1 к Порядку регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций, утвержденному Приказом Минюста России от 3 марта 2009 года N 62. Свидетельство выдается сроком на три года. Срок действия свидетельства может быть продлен на последующий трехлетний период каждый раз при наличии соответствующего заявления от иностранной религиозной организации (в случае открытия представительства при российской религиозной организации — соответствующего заявления этой организации). Свидетельство подписывается заместителем Министра юстиции Российской Федерации, курирующим вопросы государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций, и заверяется оттиском печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. В свидетельстве содержатся следующие сведения: — наименование представительства и его местонахождение (адрес); — наименование российской организации, при которой открыто представительство; — территория деятельности представительства; — численность иностранных сотрудников; — наименование представляемой иностранной религиозной организации, ее вероисповедание, страна нахождения и местонахождение (адрес); — срок действия свидетельства (через указание даты истечения срока действия свидетельства). Свидетельство о регистрации представительства иностранной религиозной организации является основанием для обращения открывшей представительство иностранной религиозной организации в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации за получением визы на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан для работы в представительстве, а также в органы внутренних дел Российской Федерации для оформления регистрации этих граждан и членов их семей в Российской Федерации. В случае ликвидации иностранной религиозной организации, открывшей представительство, досрочного прекращения деятельности представительства, замены его руководителя, изменения местонахождения представительства, численности иностранных сотрудников иностранная религиозная организация или руководитель представительства в течение месяца обязаны уведомить об этом Минюст России с приложением подтверждающих документов. На основании представленных документов Минюст России вносит соответствующие изменения в Реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации. При изменении сведений, содержащихся в свидетельстве, само свидетельство подлежит замене. Российская религиозная организация наделяется правом иметь при себе представительство иностранной религиозной организации, если она (российская религиозная организация) является централизованной, то есть состоящей в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций, и зарегистрирована в порядке, установленном в ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». В случае открытия представительства иностранной религиозной организации при российской религиозной организации лицо, уполномоченное иностранной религиозной организацией на ведение от ее имени переговоров об открытии представительства, представляет для его регистрации в Минюст России помимо вышеперечисленных документов, необходимых для регистрации представительства, дополнительные документы — заявление российской религиозной организации и соответствующее решение ее правомочного органа. Заявление российской религиозной организации потребуется также при принятии всех последующих решений, касающихся статуса открытого при ней представительства иностранной религиозной организации (например, в случае продления срока действия свидетельства на следующий трехлетний срок). Если российская религиозная организация отзывает заявление об открытии при ней представительства иностранной религиозной организации, то такое представительство подлежит закрытию (пп. «в» п. 21 разд. III Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций). Вопросы обеспечения представительства служебными и жилыми помещениями, транспортом, иным имуществом, а также услугами хозяйственно-бытового характера решаются открывшими их иностранными религиозными организациями за счет собственных средств, а также на основе договоров с российскими религиозными организациями, при которых представительство открывается (п. 5 Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций).

——————————————————————