Изменение и прекращение гражданского правоотношения как способ защиты прав потребителей: баланс интересов

(Богдан В. В.) («Гражданское право», 2012, N 3)

ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ <*>

В. В. БОГДАН

——————————— <*> Bogdan V. V. Civil-legal relations changing and break-off as the way for consumer rights protection: balance of interests.

Богдан Варвара Владимировна, доцент кафедры гражданского права Юго-Западного государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

В статье анализируется содержание изменения или прекращения правоотношений как способа защиты прав потребителей и специфика его применения.

Ключевые слова: потребитель, защита прав, правоотношение, изменение и прекращение, баланс интересов.

Content of legal relations changing and break-off as the way for consumer rights protection and specific features of its use are analysed in this work.

Key words: consumer, rights protection, legal relation, changing and break-off, balance of interests.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК, ГК РФ) к способам защиты прав относит изменение или прекращение правоотношения (ст. 12). В научной литературе высказывается мнение, что данный способ защиты гражданских прав встречается крайне редко <1>, вследствие чего специальных научных исследований в данном направлении не проводилось. Отмечается, что «прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав реализуется судом за счет применения мер, направленных на устранение разногласий между участниками гражданских правоотношений, возникших при определенных обстоятельствах» <2>, «прекращение или изменение правоотношений применяется для защиты гражданских прав по основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением сторон (договором) или законом (см. ст. 450 — 453, 407 — 419 ГК)». Таким образом, использование данного способа защиты права допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом или договором, что позволяет обеспечить реальную возможность осуществления субъективного права лица. ——————————— <1> См.: Гуев А. Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ. М., 2009. <2> Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2008.

Правоотношения с участием потребителей представляют собой особую группу гражданских правоотношений, осложненных публичным элементом, имеющим первостепенное значение в рассматриваемой сфере. Наличие частноправовых и публично-правовых начал в правоотношениях с участием потребителей объективно исходит из структуры законодательства о защите прав потребителей. В целом сущность правоотношений с участием потребителей в обществе можно охарактеризовать следующим образом: — во-первых, данные отношения определяются объективными экономическими отношениями, возникающими на рынке товаров и услуг, позволяющими гражданам удовлетворять свои бытовые, семейные, личные и иные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; — во-вторых, правоотношения с участием потребителей — это отношения граждан, хозяйствующих субъектов, реализующих товары (работы, услуги), государственных органов и общественных организаций, предусмотренные и урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей, отражающими специфику правового положения потребителя как экономически более слабой стороны на рынке товаров и услуг; — в-третьих, отношения с участием потребителей являются средством решения задач в области формирования национальной политики государства в области защиты прав потребителей, недопущения нарушения их прав недобросовестными продавцами (исполнителями, изготовителями), создания дополнительных гарантий и многих других. Как известно, защита прав потребителей на рынке товаров и услуг может осуществляться пятью основными способами: самозащита права, изменение или прекращение, взыскание убытков, неустойки, компенсация морального вреда. Взаимосвязь всех этих способов подтверждена судебной практикой. Как правило, возмещение убытков, взыскание неустойки и компенсация морального вреда реализуются в судебном порядке и являются в данном случае дополнительными способами защиты нарушенного права. Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в области защиты прав потребителей — основной способ защиты, применяемый в 99% случаев в отношениях «продавец — покупатель» при возникновении конфликтов по поводу качества товаров (работ, услуг). Прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось. Юридическое закрепление реализация данного способа защиты прав потребителей находит в ст. 18, 28, 29 Закона о защите прав потребителей. Следует учитывать, что реализация каждого из этих прав обладает определенной спецификой, вызванной необходимостью обеспечения правового баланса между потребителями и предпринимателями в целях недопущения злоупотреблений предоставленными правами <3>. ——————————— <3> См.: Богдан В. В. Обеспечение правового баланса интересов потребителей и предпринимателей на основе положений первого и второго разделов Закона РФ «О защите прав потребителей»: некоторые аспекты: Сб. научных статей Международной научно-практической конференции «Современное гражданское законодательство России: проблемы теории и практики». Курск, 2009. С. 32.

Одними из наиболее распространенных требований являются требование о безвозмездном устранении недостатков (ремонте) и отказ от исполнения договора (возврат денежных средств). Однако реализация этих прав возможна только при соблюдении следующих условий, обеспечивающих баланс соответствующих интересов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров» отдельные виды товаров можно обменять (вернуть) только при обнаружении в них существенных недостатков. Существенный недостаток — это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. В то же время ввиду того, что доказывание наличия в товаре существенного недостатка обладает достаточными проблемами (особенно по отдельным видам товаров, например автомобилям, в которых практически любой недостаток является устранимым), Закон предоставляет потребителям право отказаться от товара при наличии любого недостатка в течение пятнадцати дней со дня передачи такого товара. Подобное положение значительно улучшает положение потребителя, так как действительно многие недостатки проявляются именно в первые две недели эксплуатации. Право на осуществление безвозмездного устранения недостатков (ремонта) товара реализуется путем предоставления дополнительных гарантий, таких, как предоставление аналогичного товара на время ремонта и осуществление такого ремонта в течение не более 45 дней. Противовесом в данном случае выступает Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара…» и возможность продления срока ремонта по соглашению сторон на более длительный срок. Заметим, что для технически сложных товаров в 2007 г. были установлены несколько иные требования в отношении сроков проведения ремонта. В соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора, если такой товар находился на ремонте более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока. В судебной практике встречаются такие случаи <4>, однако следует учитывать, исходя из буквального толкования данной нормы, что если, например, в течение первого года гарантийного срока товар находился на ремонте 29 дней, то следующий год гарантийного срока начинает течь заново. Таким образом, для того чтобы у потребителя возникло право на отказ от исполнения договора, товар должен находиться на ремонте не менее 30 дней в каждом годе гарантийного срока. ——————————— <4> См.: Гражданское дело N 2-17/088-2011 г. // Архив Курского районного суда Курской области.

Определенной спецификой обладает реализация прав потребителей в случае выполнения некачественных работ (оказания услуг). Потребитель не вправе отказаться сразу от исполнения договора при обнаружении недостатков в выполненной работе, за исключением существенных. Потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами; отказаться от исполнения договора, если в установленный срок недостатки не были устранены. Таким образом, право на отказ от исполнения договора при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) (прекращение правоотношения) может быть реализовано только при наличии существенного недостатка или в случае нарушения сроков устранения недостатков. В отличие от прав потребителей, предоставленных им в случае выполнения некачественных работ (оказания услуг), права потребителей при просрочке выполнения работы (оказания услуги) более категоричны. Потребитель вправе сразу заявить требование об отказе от исполнения договора. Помимо этого права потребитель может назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги). Согласно смыслу действующего законодательства о защите прав потребителей изменение или прекращение правоотношений как способ защиты права должны реализоваться в добровольном порядке. Однако прямое указание на это обстоятельство в Законе отсутствует. Добровольность удовлетворения требований непосредственно касается только неустойки (п. 5 ст. 13 Закона). Косвенно добровольность упоминается в п. 6 ст. 13 Закона: при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Это дает основание в некоторых случаях полагать, что вопрос, например, о возмещении убытков должен рассматриваться только в судебном порядке. В этой связи представляется, что Закон должен содержать прямое указание на необходимость удовлетворения всех законных требований потребителя в добровольном порядке, за исключением морального вреда. Хотим отметить, что этот вопрос напрямую касается и давно ведущейся дискуссии о введении обязательного досудебного порядка урегулирования споров. Автор является сторонником подобного введения. На наш взгляд, не обращаясь предварительно к контрагенту, потребитель сам ухудшает свое положение, лишая себя возможности взыскать моральный вред, неустойку и применить другие санкции, предусмотренные Законом лишь в случаях неудовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке, несоблюдения установленных сроков, наличия вины предпринимателя, что при отсутствии досудебного обращения истца установлено не будет. Так, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения противоположной стороной его прав, подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии его вины, которую доказать при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих отказ продавца (исполнителя, изготовителя) добровольно удовлетворить претензии потребителя, представляется невозможным. Для взыскания неустойки необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В суде доказать факт обращения потребителя к продавцу (исполнителю) по поводу изменения или прекращения правоотношения, возмещения убытков, взыскания неустойки и неудовлетворения в добровольном порядке этих требований последним, основываясь исключительно на свидетельских показаниях, сложно. Стороны должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Поэтому предъявление письменной претензии к продавцу (исполнителю, изготовителю) до судебного разбирательства позволяет потребителю конкретизировать свои требования и предупредить продавца (исполнителя, изготовителя) о возможных негативных последствиях, зафиксировать момент начала течения срока удовлетворения соответствующего требования потребителя, а также подтвердить вину продавца (исполнителя, изготовителя) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований, что будет свидетельствовать о праве потребителя на возмещение морального вреда в судебном порядке. Данные выводы подтверждаются судебной практикой, отказывающей потребителям в компенсации морального вреда и взыскании неустойки при отсутствии доказательств неудовлетворения требования в добровольном порядке <5>. ——————————— <5> См., например: архив мирового судьи судебного участка N 3 Центрального округа г. Курска.

Предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей не обязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя.

——————————————————————