Средневековое авторское право в зарубежных странах

(Ерофеева Е. М.) («Новый юридический журнал», 2012, N 3)

СРЕДНЕВЕКОВОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Е. М. ЕРОФЕЕВА

Ерофеева Е. М., специалист по учебно-методической работе Высшей юридической школы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию, в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый характеризующий государство признак. Закон в подлинном смысле — отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа.

Ключевые слова: авторское право, произведение, право авторства, гражданское право, литература.

Medieval copyright in foreign countries E. M. Yerofeev

Yerofeev E. M., the expert in educational and methodical work of the Higher law school of Financial university at the Government of the Russian Federation.

In the general law established by people recognized by them and allowed on their consensus, as a good and evil measure for permission of all collisions, it saw the first sign characterizing the state. The law in original sense — at all any instruction proceeding from civil society as a whole or from legislature established by people.

Key words: copyright, work, copyright, civil law, literature.

Появление постклассического судебного процесса, характеризовавшегося принципами, более позволяющими говорить о готовящейся полной смене общественно-экономической формации, в рамках которой и появятся первые законы о защите авторского права. Фактически в этот момент сошлись две научные идеи, которые и позволили создать такую отрасль права, как авторское право. Первое из них — это, несомненно, стройная и четкая система римского права, ставшая опорным фундаментом, на котором стало возможным создание новых отраслей права, и второе научное начало — это те философские концепции средневековья и возрождения, которые смогли изменить античные схемы познания человеком мира и самого себя, и для идеи авторского права такой концепцией стали идеи Джона Локка, которые исходили из идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д. Но он, разумеется, не просто воспроизводил подобного рода идеи, высказанные до него другими. Дж. Локк развил их, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину раннебуржуазного либерализма. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию, в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий он усматривал первый характеризующий государство признак. Закон в подлинном смысле — отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы — указания предписание — в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов. Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам» <1>. Т. е. мы видим, что своими идеями он отверг все те анахронизмы античности, которые и не позволяли авторам бороться за свои права. ——————————— <1> Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М.: Изд. «ИНФРА-М», 1998. С. 273.

Однако не так просто ломались представления людей, так как зарождавшееся в Средние века право «привилегий» не имело широкого распространения. Это было обусловлено тем, что многие ученые и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно. Однако особенно широко авторское право стало развиваться в странах англосаксонской правовой семьи. Так, если взять первые два акта, которые фактически считаются основоположниками авторского права, — Статут королевы Анны 1710 <2> года и закон штата Коннектикут Act for the Encouragement of Literature and Genius (пер. с англ. — Закон о поощрении литературы и таланта) 1783 <3> года, то возможно видеть первоначальное развитие авторского права в динамике. Статут королевы Анны вводил авторское право. Закон, принятый британским парламентом, защищает авторов книг, карт и чертежей. ——————————— <2> Статут королевы Анны — закон о правах авторов и книгоиздателей («An Act for the Encouragement of Learning, by vesting the Copies of Printed Books in the Authors or purchasers of such Copies, during the Times therein mentioned» (Акт о поощрении учености путем наделения авторов и покупателей правами на копирование печатных книг на нижеуказанный период времени); принят в 1709 году (отсюда краткое название Copyright Act 1709). Вступил в силу 10 апреля 1710 года). <3> Закон штата Коннектикут об авторском праве «О поддержке развития литературного творчества и поощрении авторов произведений» / «An act for the encouragement of literature and genius»; был принят 29 января 1783 года Генеральной Ассамблеей США.

Автор произведения обладает правами на свое творение на протяжении 14-ти лет и после истечения этого срока имеет право продлить его еще на 14 лет. Регистрация производится в судах. До вступления в действие Статута Анны автор мог продать свое произведение (рукопись), и после этого терял на нее права, а издатель получал бессрочные права на приобретенный текст. Таким образом, британцы видели вред в сохранении монопольных интересов издателей и приняли закон против них. А американцы через 70 лет ввели свой закон, утвержденный за три года двенадцатью из тринадцати штатов. Вначале закон говорил: «Whereas it is perfectly agreeable to the principles of natural equity and justice, that every author should be secured in receiving the profits that may arise from the sale of his works, and such security may encourage men of learning and genius to publish their writings; which may do honor to their country, and service to mankind <4>» (пер. с англ. — В то время как полностью утверждены принципы естественного равенства и справедливости, ясно, что каждый автор должен быть обеспечен в получении прибыли, которая может возникнуть в результате продажи своих работ, и такое обеспечение может побудить людей обучаться и гением, чтобы опубликовать их сочинения, которые могут сделать честь своей страны, и служения человечеству). Эти два акта стали основополагающими для дальнейшего развития авторского права в странах англосаксонской правовой семьи. ——————————— <4> Закон штата Коннектикут об авторском праве «О поддержке развития литературного творчества и поощрении авторов произведений» / «An act for the encouragement of literature and genius»; был принят 29 января 1783 года Генеральной Ассамблеей США.

Что же касается континентальной правовой семьи, например, то во Франции появление законодательства об авторском праве было прямым следствием буржуазной революции 1789 г., отменившей все дореволюционное законодательство, а вместе с ним и существовавшую ранее систему привилегий, выданных отдельным авторам и издателям. Вместо этого были приняты два основных нормативных акта — Декрет от 13 (19) июля 1791 г. о праве публичного представления произведения и Декрет 13 (24) июля 1793 г. о праве на воспроизведение. Декрет 1791 г. признал за авторами драматических произведений исключительное право на публичное представление в течение всей жизни автора, которое после его смерти переходило по наследству сроком на 5 лет. Декрет 1793 г. признал за авторами разного рода письменных произведений, композиторами и художниками исключительное право передавать, продавать, для продажи распространять свои произведения на территории республики, а также уступать полностью или частично право собственности на них. Декрет 1793 г. предусматривал переход всех прав автора к наследникам уже на десятилетний срок. Во времена Великой французской революции уже достаточно отчетливо прослеживалось различие между двумя направлениями правовой мысли в авторском праве, которые имели в своей основе различные философские подходы, различие, которое в значительной степени сохранилось до настоящего времени. Основанная на принципах естественного права, теория авторского права Франции и других стран системы римского права акцентировала свое внимание на идее об охране, которая должна распространяться как на имущественные, так и на личные неимущественные интересы автора. Взгляд на произведение как на продолжение личности автора приводил законодателя к тому, что в центре внимания закона об авторском праве должен быть автор. Именно он, творец, должен изначально наделяться всеми полномочиями по использованию своего произведения, которые могут быть им в последующем, в том или ином объеме, делегированы другим лицам. При этом следует учитывать, что передача автором права использования произведения другому лицу, с точки зрения этой теории, вовсе не означает, что прекращается правовая связь творца с его произведением. Признаваемые за автором личные права, являясь, в свою очередь, такими же естественными правами, осуществляются им независимо от того, кто и на каком основании на данный момент обладает правом использования произведения. Такая концепция авторского права с присущим ей дуализмом личных и имущественных авторских прав и четко выраженным акцентом на обеспечении прав и интересов создателя произведения получила название концепции «прав автора» (droit d’auteur). Наибольшее распространение данная концепция получила в конце XVIII века в европейских странах, в первую очередь во Франции и Германии.

Библиографический список:

Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М.: Изд. «ИНФРА-М», 1998. С. 273.

——————————————————————