Заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом как гражданско-правовой договор

(Овечкин А. П.) («Транспортное право», 2012, N 3)

ЗАЯВКА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР

А. П. ОВЕЧКИН

Овечкин А. П., доктор философских наук, профессор Юридического института МИИТа.

Перевозка грузов является делом далеко не простым. Непосредственно перевозке предшествует подача заявки. Заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов, в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие перевозку. Заявка характеризует отношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком по поводу удовлетворения или отказа в удовлетворении требования грузоотправителя совершить перевозку груза. Конкретно речь идет об отношениях по предъявлению груза и подаче транспортных средств. В первую очередь целесообразно разобраться в правовой природе заявки, тем более что по данному вопросу в современной юридической литературе нет единства. В научных источниках она рассматривается как завязка грузоперевозочного процесса, оперативное планирование перевозок грузов, организационная предпосылка договора перевозки, самостоятельное обязательство, структурно обособленное от отношений по договору перевозки и т. п. <1>. И все же большинство авторов исходит из того, что заявка являет собой самостоятельный гражданско-правовой договор <2>. Представляется, что последняя точка зрения является наиболее обоснованной и убедительной. ——————————— <1> См.: Медведев Д. А., Смирнов В. Т. Глава 38. Транспортные обязательства / Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997. Ч. II. С. 377, 378; Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1997; Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. <2> См.: Витрянский В. В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001. N 1. С. 65; Комментарий к Транспортному уставу железнодорожного транспорта РФ (постатейный) / Под ред. Т. Е. Абовой и В. Б. Ляндреса. М.: Юстицинформ, 2007. С. 28, 29. Калпин А. Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте // Государство и право. 2003. N 10. С. 49.

Попробуем разобраться в этом вопросе более тщательно. В ст. 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖТ) записано, что для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику заявку на перевозку грузов. Заявки на перевозку грузов представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщениях, в прямом и непрямом смешанном сообщениях, а также если пунктами назначения указаны порты, пункты по перевалке наливных грузов. В то же время по просьбам грузоотправителей и организаций, осуществляющих перевалку грузов, в случае срочной перевозки грузов перевозчики по согласованию с владельцами инфраструктур могут устанавливать сокращенные сроки представления заявок на перевозку грузов. Перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются перевозчиками на основании заявок на перевозку грузов по мере предъявления таких грузов для перевозок. Заявки на перевозку грузов представляются в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей и организаций, осуществляющих перевалку грузов. Заявка подлежит регистрации перевозчиком. Последний обязан рассмотреть поступившую заявку на перевозку грузов в течение двух дней с даты ее поступления и дать на нее ответ. Заявка может быть согласована полностью или частично. Перевозчик может также отказать в удовлетворении заявки, оставить ее без рассмотрения. Но если он ее принял, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой заявки перевозчик и грузоотправитель несут предусмотренную законом ответственность (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1). Отсюда следует, что фактически грузоотправитель совершает действие, направленное на возникновение гражданско-правовых отношений. Следовательно, действиям по представлению заявки грузоотправителем легально придаются свойства оферты, тогда как действиям по принятию заявки перевозчиком — акцепта по заключению договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств. Более того, перевозчик может как удовлетворить заявку, так и отказать в ней. Это означает, что между перевозчиком и грузоотправителем должно быть достигнуто соглашение. Наличие соглашения между сторонами как юридического факта является одним из признаков гражданско-правового договора. Другим признаком гражданско-правового договора является установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Этот признак также присущ заявке. После ее подписания у сторон возникают права и обязанности. Перевозчик должен уведомить грузоотправителей о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку не позднее чем за два часа до такой подачи. Указанное уведомление подлежит регистрации в книге уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, в том числе в порядке сдвоенных операций. Эти действия перевозчика связаны, прежде всего, с тем, чтобы соблюсти интересы клиентуры и создать ей условия для проведения организационных мер, связанных с обеспечением погрузки грузов в вагоны, контейнеры. Перевозчик обязан будет подать транспортное средство в установленное время и в определенное место. В свою очередь, грузоотправитель вправе потребовать исполнения этой обязанности от перевозчика. У грузоотправителя возникает другая обязанность. Он должен в установленное время и в определенное место представить груз для его дальнейшей погрузки. Соответственно перевозчик вправе требовать от грузоотправителя исполнения этой обязанности. За неисполнение указанных обязанностей стороны несут предусмотренную законом ответственность. Закон устанавливает количественные и качественные требования к подаваемым вагонам и контейнерам. Количество подаваемых вагонов, контейнеров должно соответствовать согласованному сторонами объему перевозимых грузов и виду отправки грузов. По качеству транспортные средства должны быть поданы в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В частности, подаваемые под погрузку вагоны и контейнеры должны соответствовать требованиям технической и коммерческой пригодности. Определенными правами и обязанностями закон наделяет и грузоотправителей. Грузоотправитель должен своевременно предоставить предназначенный для перевозки груз перевозчику в оговоренное время. На него в соответствии со ст. 18 УЖТ возлагается обязанность подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами. Подготовка груза должна быть осуществлена таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность. Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, предъявляются к перевозке при условии обеспечения их полной сохранности при перевозке, соответствующей условиям контрактов, договоров на поставку. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным стандартам, техническим условиям и иным актам. Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, признанные непригодными, из числа поданных вагонов исключаются и плата за пользование ими не взимается. Однако следует иметь в виду, что отказ от коммерчески непригодных вагонов и контейнеров — это только право грузоотправителя. Он может им воспользоваться, а может и не воспользоваться, т. е. согласиться на перевозку груза в коммерчески непригодных вагонах и контейнерах. Но перевозчик будет освобожден от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, если она произошла в результате коммерческой непригодности вагонов и контейнеров. Таким образом, налицо наличие у сторон гражданских прав и обязанностей. В связи с тем что они возникают сразу после подписания заявки, можно говорить о консенсуальном характере заявки как договора. Договор по предъявлению груза и подаче транспортных средств является возмездным. В соответствии со ст. 39 УЖТ за время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов (контейнеров) либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, они вносят железным дорогам почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами). Сложнее обстоит вопрос с тем, каким договором является договор по подаче транспортных средств и предъявлении груза: двухсторонним или трехсторонним? Этот вопрос почти не затрагивается в научной литературе. Дело в том, что перевозчик обязан согласовать эту заявку еще и с владельцем инфраструктуры. По результатам рассмотрения заявки владелец инфраструктуры указывает на заявке «Согласовано», «Согласовано частично» или «Отказано», а также проставляет дату с подписью уполномоченного лица владельца инфраструктуры с указанием его должности и заверяет печатью владельца инфраструктуры или ЭЦП при наличии договора об электронном обмене документами. Это указывает, что в согласовании заявки участвуют не одно, а два лица (перевозчик и владелец инфраструктуры). Отсюда вытекает, что между всеми тремя участниками должно быть достигнуто согласие, что, как уже отмечалось, является одним из признаков гражданско-правового договора. Однако прямых обязательств между ними не возникает. Анализ норм ГК, УЖТ дает основания сделать вывод о том, что обязанности по предъявлению груза и подаче транспортных средств, составляющие суть заявки, возникают только между перевозчиком и грузоотправителем. Владелец инфраструктуры не приобретает никаких прав и обязанностей по договору о предъявлении груза и подаче транспортных средств. Он обладает самостоятельными правами и обязанностями, реализует их самостоятельно и несет ответственность, но лишь перед перевозчиком как стороной договора об оказании услуг по использованию объектов инфраструктуры и лишь в рамках указанного договора (ст. 50 УЖТ). Договор о предъявлении груза и подаче транспортных средств порождает обязательство по предъявлению груза и подаче транспортных средств только у двух сторон: перевозчика и грузоотправителя. Поэтому он является двухсторонним договором <3>. ——————————— <3> Астахова Е. Н. Классификация договора о предъявлении груза и подачи транспортных средств на железнодорожном транспорте // Транспортное право. 2005. N 4.

Законом установлена и форма договора. Согласно ст. 11 УЖТ заявка должна быть надлежащим образом оформлена и предъявлена в необходимом количестве экземпляров. По общему правилу заявки на перевозку грузов представляются перевозчику в бумажном виде. В настоящее время все более распространенным способом подачи заявки становится ее подача в электронном виде. Порядок и условия представления перевозчику заявок на перевозку грузов в электронном виде устанавливаются в договоре об электронном обмене данными или в договоре об электронном обмене документами между перевозчиком и грузоотправителем, а при перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении — между перевозчиком и организацией, осуществляющей перевалку грузов. Заявки на перевозку грузов в электронном виде подписываются электронно-цифровой подписью грузоотправителя, организации, осуществляющей перевалку грузов. Следовательно, рассматриваемый договор заключается только в письменной форме. Правилами приема заявок установлена единая форма заявки на перевозку грузов для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Предметом заявки как договора является предъявление груза и подача транспортных средств. В качестве объекта договора выступает предназначенный для перевозки груз. В ст. 11 УЖТ определены условия, которые должны быть обязательно указаны в заявке. Эти условия являются существенными условиями договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств. К этим условиям относятся: во-первых, условия о количестве вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и другие, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведения. Во-вторых, в заявке должен быть указан срок ее действия. Он не должен превышать сорока пяти дней. Данное требование указывает на то, что договор о предъявлении груза и подаче транспортных средств является срочным договором. В целях более полного удовлетворения потребностей перевозчиков, организации, осуществляющей перевалку груза, закон допускает возможность внесения изменений в уже согласованные заявки, т. е. речь идет о возможности внесения изменений в условия договора. Эти изменения могут касаться перераспределения грузов по станциям назначения, в том числе при перевозке грузов в прямом и непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также — станциям отправления. Такие изменения вносятся перевозчиком в заявку по письменному обращению грузоотправителя, организации, осуществляющей перевалку груза. Порядок внесения указанных изменений устанавливается перевозчиком. За внесение указанных изменений грузоотправитель, организация, осуществляющая перевалку груза, если иное не установлено соглашением сторон, уплачивает перевозчику. Закон предоставляет перевозчику право заменять предусмотренный заявкой на перевозку грузов железнодорожный подвижной состав одного вида железнодорожным подвижным составом другого вида. Но подобная замена возможна только в том случае, если перевозка грузов железнодорожным подвижным составом другого вида допускается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов. При такой замене перевозчик должен предупредить об этом грузоотправителя не позднее чем за двенадцать часов до момента подачи вагонов под погрузку. Данные принятых заявок на перевозку грузов заносятся в учетную карточку. Учетная карточка является документом, подтверждающим выполнение принятой перевозчиком заявки на перевозку грузов. В ней осуществляется учет выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования. За неисполнение указанных в заявке обязательств, так же как и для любого иного гражданского договора, предусматривается соответствующая гражданско-правовая ответственность. Грузоотправитель отвечает за достоверность сведений, внесенных в заявку на перевозку грузов; неиспользование поданных вагонов и контейнеров; неподачу вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя (например, по причине невнесения платежей); отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров. Перевозчик несет ответственность за неподачу грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время; подачу под погрузку вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозок грузов. Таким образом, заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом обладает всеми признаками гражданско-правового договора. Она требует достижения соглашения между перевозчиком и грузоотправителем, устанавливает права и обязанности сторон, а также ответственность за неисполнение принятых обязательств.

——————————————————————