Понятие «услуга» в российском законодательстве

(Халудорова С. В.) («Гражданское право», 2012, N 4)

ПОНЯТИЕ «УСЛУГА» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ <*>

С. В. ХАЛУДОРОВА

——————————— <*> Khaludorova S. V. The concept of «service» in the Russian legislation.

Халудорова Саяна Викторовна, аспирантка кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.

В данной статье проанализированы основные подходы к понятию «услуга», рассмотрены нормативно-правовые акты, выявлены основные признаки «услуги». Автором статьи предложено гражданско-правовое определение понятия «услуга».

Ключевые слова: услуга, работа, гражданское право.

In this article the author analyzes the main approaches to the notion of «service», considered normative-legal acts, revealed the main signs of «services». The author of the article suggested that the civil-legal definition of «service».

Key words: service, work, civil law.

Современный этап развития общества и экономики сопровождается большим количеством разнообразных услуг. Услуги предоставляются как физическим, так и юридическим лицам. В словаре С. И. Ожегова «услуга» означает: 1) действие, приносящее пользу, помощь другому; 2) бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь <1>. В словаре цивильного права понятие «услуга» определяется как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений <2>. ——————————— <1> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1986. С. 729. <2> Пиляева В. В. Цивильное право: Энцикл. слов. М., 2003. С. 515.

Выделение самостоятельного обязательства по оказанию услуг основывается на экономическом понятии услуги <3>. К. Маркс писал: «Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости — товара ли, труда ли» <4>. М. Б. Россинский утверждал, что услуга — специфическая потребительная стоимость в форме конкретной трудовой деятельности и специфическая форма экономических отношений, предполагающих наличие производителя и потребителя услуг <5>. Н. А. Баринов считает: «Услуга — это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека» <6>. Е. П. Грушевая полагает: «Услуга — это экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности» <7>. В. С. Коляго высказывает мнение, что связывать услуги «с самим процессом труда как таковым — это коренная методологическая ошибка… услуга — экономическая категория, поэтому ее критериальная характеристика находится в сфере экономических отношений по поводу деятельности, а не в самом процессе труда как таковом» <8>. Таким образом, первые научные поиски понятия «услуга» были начаты в исследованиях экономистов. ——————————— <3> Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере обслуживания. М., 1987. С. 26. <4> Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. М., 1962. С. 203 — 204. <5> Россинский М. Б. Сфера услуг в экономике развитого социализма. Саратов, 1976. С. 8. <6> Баринов Н. А. Услуги: (социал.-правовой аспект): Моногр. Саратов, 2001. С. 17. <7> Грушевая Е. П. Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях // Правоведение. 1982. N 1. С. 82. <8> Коляго В. С. Услуга как экономическая категория. М., 1983. С. 20.

Если обратиться к истории вопроса, то в цивилистике известно, что понятие «услуга» входило в качестве неотъемлемой части в состав древнеримского частного права и называлось договором найма <9>. Это был особый договорной тип, включавший в себя три разновидности договоров, в котором основным критерием выступало наличие или отсутствие овеществленного результата (opus) <10>. М. Н. Малеина высказывает мнение о том, что услуга — это «…определенное действие, результат которого не имеет вещественного воплощения и неотделим от личности исполнителя. Вместе с тем услуга имеет результат — удовлетворение имущественных, культурных, эстетических, информационных потребностей, обеспечение состояния здоровья, безопасности, приобретение навыков, опыта, образцов поведения» <11>. Так, Л. В. Санникова понимает под «услугами» действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (неимущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемых в пользу услугополучателя <12>. Ю. Х. Калмыков относит к признакам услуг «предоставление каких-нибудь льгот или создание определенных удобств» <13>. Д. И. Степанов понимает под «услугой» разновидность объектов гражданских правоотношений, выраженную «в виде определенной правомерной операции, т. е. в виде ряда целесообразных действий исполнителя либо в деятельности, являющейся объектом обязательства, имеющей нематериальный эффект, неустойчивый вещественный результат, либо овеществленный результат, связанный с другими договорными отношениями, и характеризующейся свойствами осуществимости, неотделимости от источника, моментальной потребляемости, неформализованности качества» <14>. А. В. Барков, анализируя вышеуказанное определение, пишет: «достоинством этой дефиниции является то, что она позволяет выявить характерные признаки услуги как объекта гражданских прав: неовеществленный результат, т. е. неосязаемость, неотделимость от источника; тесная связь с личностью исполнителя; синхронность оказания и получения услуги; моментальность потребления; несохраняемость, невозможность хранения и накапливания услуг; невозможность исполнителям гарантировать результат услуги; эксклюзивность услуг, которая выражается в их неоднородности и изменчивости» <15>. Е. Г. Шаблова дает следующее определение: «Услуга — способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате деятельности, допускаемой действующим правопорядком на возмездных началах» <16>. ——————————— <9> Ситдикова Л. Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. М., 2008. С. 16. <10> Новицкий И. Б. Римское право. М., 1997. С. 189. <11> Гражданское право: Учеб. / Отв. ред. В. П. Мозолин: В 2 ч. Ч. 2. М., 2007. С. 376. <12> Санникова Л. В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. М., 2007. С. 16. <13> Калмыков Ю. Х. Избранное: тр., ст., выступления. М., 1998. С. 31. <14> Степанов Д. И. Услуги как объект гражданских прав. М., 2005. С. 217. <15> Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Суханова, Л. В. Санниковой. М., 2011. С. 109. <16> Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 13.

Далее можно отметить, что «во всех случаях в понятии «услуга» важны два связанных между собой элемента: цель, на которую направлена услуга («польза», «положительный эффект», «результат», «продукт»), и средства достижения этой цели (совершение тем, кто оказывает услугу, действий или осуществление деятельности). «…Услуги имеют нематериальную природу и тем самым отличаются от материальных вещей» <17>. Из вышеприведенного обзора следует, что в настоящее время не сложилось единого мнения между учеными по определению понятия «услуга». ——————————— <17> Публичные услуги и право: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2007. С. 355.

Законодательное закрепление «услуги» было введено Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик в 1991 г. Однако в данном акте понятие «услуга» было применено только к двум отношениям: транспортной экспедиции и праву на товарный знак и знак обслуживания <18>. В современном законодательстве определение «услуги» содержится в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 1) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ: «услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности». По данному определению Л. Б. Ситдикова отмечает: «Такое понятие услуги большей частью раскрывает экономический аспект нежели правовой» <19> и предлагает следующее определение: «Под услугой следует понимать действия (деятельность) юридического лица или гражданина-услугодателя, направленные на достижение определенного нематериального результата, удовлетворяющие потребности нуждающихся в них субъектов-услугополучателей, имеющие самостоятельную имущественную ценность и потребляемые в процессе оказания услуги» <20>. ——————————— <18> Кванина В. В. Договор на оказание возмездных услуг: Учеб. пособие. Челябинск, 2002. С. 6 — 7. <19> Ситдикова Л. Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг. Набереж. Челны: изд-во Камс. гос. политехн. ин-та, 2003. С. 88 — 89. <20> Ситдикова Л. Б. Теоретические и практические проблемы… С. 27.

Возвращаясь к определению «услуги» Налогового кодекса Российской Федерации, можно отметить четыре основных признака услуги: 1) услуга является деятельностью, т. е. совокупностью целенаправленных действий, направленных на достижение определенной цели; 2) услуга всегда имеет определенный результат (полезный эффект), составляющий основную имущественную (потребительскую) ценность в услуге; 3) результат (полезный эффект) услуги не имеет материального выражения; 4) результат услуги потребляется в процессе оказания услуги и тем самым сразу же теряет свою ценность, именно поэтому он не может обращаться на рынке и выступать самостоятельным объектом гражданско-правовых сделок, а реализуется в процессе оказания услуги <21>. ——————————— <21> Публичные услуги и право. С. 357.

Далее, в Гражданском кодексе Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ услуга упоминается в ст. 128, в которой говорится об объектах гражданских прав: «это означает, что услуги по своей природе имеют имущественную ценность, которая позволяет им находиться в гражданском обороте» <22>. В п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 2) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ содержится: «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». В законодательстве о культуре понятие «услуга» означает «…отношения, возникающие между организациями культуры, с одной стороны, и иными организациями (юридическими лицами), а также гражданами (физическими лицами), с другой, при удовлетворении последними культурных потребностей. При этом данные услуги носят гражданско-правовой характер, в то время как институт публичных услуг связан с реализацией компетенции органов государственной и муниципальной власти» <23>. Таким образом, из анализа нормативно-правовых актов видно, что понятие «услуга» трактуется законодателями по-разному; в свою очередь, Гражданский кодекс Российской Федерации не вносит ясности в определение дефиниции «услуги». ——————————— <22> То же. С. 355. <23> То же. С. 323.

Что касается гражданского права, то в нем часто возникал вопрос относительно понятий «услуга» и «работа». В словаре С. И. Ожегова «работа» означает: 1) занятие, труд, деятельность; 2) продукт труда, готовое изделие <24>. ——————————— <24> Ожегов С. И. Указ. соч. С. 553.

А. В. Барков отмечает: «в настоящее время большинство ученых придерживаются мнения о том, что отличие между работой и услугой обнаруживается через направленность деятельности: цель работы состоит в создании новой или обновленной (переработанной) вещи и ее последующей передаче. В обязательствах по выполнению работ деятельность или сам процесс труда важны лишь постольку, поскольку служат предпосылкой для достижения конечного результата, а в услугах деятельность не является предпосылкой к оказанию услуг, она неотделима от положительного эффекта» <25>. В. А. Лапач высказывает мнение, что вещь может существовать и отдельно от своего источника, т. е. производителя, услуга же проявляется только в эффекте, который воспринимается на уровне чувств <26>. Так, услуги и работы являются действиями, составляющими самостоятельный предмет обязательства, имеющий собственную имущественную ценность <27>. В. В. Кванина пишет: «…толкование терминов «услуга» и «работа» приводит к выводу о том, что они соотносятся между собой как род и вид (услуга — это род, работа — вид). Этот вывод подтверждается и экономической теорией, которая исходит из следующего понимания услуги: услуга может быть оказана либо вещно, либо самим процессом функционирования живого труда» <28>. С. Э. Жилинский считает: «Работа есть процесс трудовой деятельности, в результате которого создается конкретная материальная ценность: построен дом, сшит костюм, выкопан колодец и т. д. Услуги могут выражаться в техническом обслуживании и ремонте автомобилей, перевозке грузов, организации туризма, предоставлении телефонной и телеграфной связи и т. д.» <29>. ——————————— <25> Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование. С. 109 — 110. <26> Лапач В. А. Система объектов гражданских прав: теория и судеб. практика. СПб., 2002. С. 71, 167, 456 — 458. <27> Публичные услуги и право. С. 356. <28> Кванина В. В. Указ. соч. С. 6 — 7. <29> Жилинский С. Э. Предпринимательское право: (правовая основа предпринимат. деятельности). М., 1999. С. 154 — 155.

Итак, исходя из вышеизложенного, в рамках настоящего исследования основных подходов к дефиниции услуги можно сделать следующие выводы: 1. Понятие «услуга» содержит некоторые признаки: 1) услуга — это специфическая форма экономических отношений; 2) услуга является деятельностью, т. е. совокупностью целенаправленных действий, направленных на достижение определенной цели; 3) услуга удовлетворяет потребности человека; 4) услуга является полезным действием; 5) услуга может иметь творческую, эксклюзивную направленность; 6) услуга не имеет вещественного воплощения и неотделима от личности исполнителя; 7) услуга имеет моментальную потребляемость, неформализованность качества; 2. Анализ соотношений понятий «услуга» и «работа» приводит к тому, что: 1) отличие между работой и услугой обнаруживается через направленность деятельности: цель работы состоит в создании новой или обновленной (переработанной) вещи и ее последующей передаче, а в услугах деятельность не является предпосылкой к оказанию услуг, она неотделима от положительного эффекта; 2) вещь может существовать и отдельно от своего источника, т. е. производителя, услуга же проявляется только в эффекте, который воспринимается на уровне чувств; 3) толкование терминов «услуга» и «работа» приводит к тому, что они соотносятся между собой как род и вид (услуга — это род, работа — вид); 4) услуги и работы являются действиями, составляющими самостоятельный предмет обязательства, имеющий собственную имущественную ценность. На основании вышеизложенного и в целях формирования понятийного аппарата гражданского законодательства, мы попытались внести свои уточнения в понятие «услуга»: услуга — это целесообразное действие одного лица, услугодателя (юридического или физического лица), направленное на удовлетворение нематериальных потребностей, благ другого лица, услугополучателя, и реализующееся в процессе оказания услуги, результат которого имеет определенную ценность.

——————————————————————