К вопросу о пределах исключительного права на произведения науки, литературы и искусства

(Димитриев М. А.) («Российский судья», 2012, N 10)

К ВОПРОСУ О ПРЕДЕЛАХ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА <*>

М. А. ДИМИТРИЕВ

——————————— <*> Dimitriev M. A. On the issue of limits of exclusive right to works of science, literature and art.

Димитриев Максим Александрович, старший преподаватель кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии, член Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с пределами исключительного права на произведения науки, литературы и искусства, анализируются положения действующего законодательства и судебной практики.

Ключевые слова: объекты авторских прав, произведения, исключительное право, пределы субъективного права.

The article considers the issues related to limits of exclusive right to works of science, literature and art, analyses the provisions of the current legislation and judicial practice.

Key words: objects of author’s rights, works, exclusive right, limits of subjective right.

Настоящая статья посвящена пределам исключительного права на такие результаты интеллектуальной деятельности, как произведения науки, литературы и искусства. Исключительное право представляет собой разновидность абсолютных прав <1>. ——————————— <1> К группе абсолютных прав, наряду с исключительным правом, относятся такие права, как вещные, личные неимущественные и некоторые другие права (например, право на принятие наследства).

При этом исключительное право обладает своими особыми характеристиками, которые выделяют его из группы абсолютных прав. По мнению В. А. Дозорцева, исключительное право — «это не просто абсолютное право на новый вид объекта, а право с новым содержанием даже на первом этапе его становления» <2>. Как пишет А. Л. Маковский, «качество исключительности субъективному абсолютному праву монопольно использовать интеллектуальный продукт закон придает тем, что, во-первых, предоставляет это право в отношении ограниченного (хотя и широкого) круга определенных в самом законе видов интеллектуальной собственности, и во-вторых, первоначально предоставляет его исключительно лицам определенных категорий и признает его за другими лицами лишь в качестве правомочия, полученного вторичным обладателем или производного от права автора (исполнителя, изобретателя) или заявителя» <3>. ——————————— <2> См.: Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М.: Статут, 2003. С. 113. Однако абсолютность исключительного права не является безграничной. Снижению абсолютности исключительного права способствуют не только установленные законом пределы данного права, но и ограничения его оборотоспособности. Подробнее см.: Шевчук Т. С. Распоряжение исключительным правом на произведение (проблемные аспекты) // Перспективы развития частного права: Материалы 1-й научной конференции (17 — 18 марта 2011 г.) / Отв. ред. М. В. Гончаров. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2011. С. 87 — 90. <3> См.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А. Л. Маковского. М.: Статут, 2008. С. 286 (автор комментария — А. Л. Маковский) // СПС «КонсультантПлюс».

Согласно п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) исключительное право — это субъективное гражданское право использовать результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации по своему усмотрению, любым не противоречащим закону способом. При этом третьи лица обязаны воздерживаться от совершения каких-либо действий, связанных с использованием данного результата, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Введена презумпция, согласно которой «отсутствие запрета не является согласием (разрешением)». В соответствии с п. 2 ст. 1270 ГК РФ исключительное право на произведение состоит из ряда правомочий, перечень которых, однако, не является исчерпывающим, а следовательно, закрытым. При этом исключительное право не включает в качестве правомочия возможность потребления полезных свойств результата интеллектуальной деятельности. На это, в частности, обращал свое внимание В. А. Дозорцев <4>. Автор писал: «От пользователя надо отличать потребителя объекта — лицо, осуществляющее потребление продукции, произведенной пользователем. Таким потребителем является, например, читатель книги, содержащей охраняемое произведение…» <5>. И далее указывал: «Для потребителя законодательство об исключительных правах никаких ограничений не устанавливает» <6>. ——————————— <4> Аналогичной точки зрения придерживается С. А. Бабкин. Подробнее см.: Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В. А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 586 — 587 (автор главы — С. А. Бабкин). <5> Дозорцев В. А. Указ. соч. С. 49. <6> Там же. С. 49.

Кроме того, предоставляя обладателю исключительное право, закон устанавливает определенные пределы данного права. Под пределами исключительного права на произведение в настоящей статье понимается законодательно очерченный объем прав третьих лиц в отношении использования произведения, исключительное право на которое принадлежит правообладателю <7>, а также установленный законом срок существования данного права <8>. ——————————— <7> Необходимо отметить, что в данной статье мы не рассматриваем ограничения исключительного права на произведение, установленные ст. ст. 1273 — 1280 ГК РФ, поскольку они в силу своей специфики заслуживают отдельного исследования. <8> Иногда в юридической литературе предлагается разграничивать пределы исключительного права и пределы его осуществления. См., напр.: Назаров А. Г. Пределы осуществления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011. С. 16.

Исключительное право предоставляет его обладателю некоторую меру свободы в отношении использования произведения по своему усмотрению и запрещению всем третьим лицам осуществлять такое использование. Однако законодатель изымает часть этой свободы, передавая ее третьим лицам. Тем самым он устанавливает своего рода пределы, сжимая самое исключительное право. Пределы исключительного права устанавливаются посредством: а) закрепления в законе срока существования (действия) исключительного права; б) закрепления в законе случаев исчерпания исключительного права на произведение. Согласно ст. 1281 ГК РФ срок действия исключительного права на произведение ограничен определенным периодом времени. На сегодня по общему правилу этот период включает срок жизни автора и 70 лет, которые исчисляются с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако если произведение создано в соавторстве, то срок в 70 лет будет отсчитываться с момента смерти автора, пережившего других соавторов <9>. ——————————— <9> Это приобретает особое значение для определения перехода в общественное достояние таких сложных объектов, как аудиовизуальные произведения. Данная тема заслуживает отдельного исследования и в рамках настоящей статьи не рассматривается. Однако представляется, что поскольку согласно ст. 1263 ГК РФ авторами аудиовизуального произведения являются автор сценария, режиссер-постановщик и композитор, то отсчитывать срок действия исключительного права на аудиовизуальное произведение необходимо с 1 января года, следующего за годом смерти того из названных лиц, которое пережил остальных. Эта ситуация касается аудиовизуальных произведений, созданных на территории России, поскольку определение автора аудиовизуального произведения, созданного на территории иностранного государства, в соответствии с п. 3 ст. 1256 ГК РФ осуществляется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

Ситуация меняется, когда произведение обнародовано под псевдонимом, поскольку в этом случае мы не можем определить личность автора и, как следствие узнать момент его смерти. Учитывая это, закон устанавливает, что срок в 70 лет исчисляется с 1 января года, следующего за годом, когда такое произведение было правомерно обнародовано. При этом автору предоставляется льгота в части возможности раскрытия своей личности. В таком случае в отношении срока действия исключительного права будет применяться общее правило. То же самое предусмотрено и для случаев, когда личность автора произведения, обнародованного под псевдонимом, станет известна для широкой публики. Если же произведение было обнародовано не при жизни автора, а в течение 70 лет с момента его смерти, то исключительное право на произведение будет действовать в течение 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом его обнародования. Кроме того, закон предусматривает льготный режим для двух категорий авторов: это лица репрессированные, которые впоследствии были посмертно реабилитированы, а также лица, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней <10>. В первом случае срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Во втором случае срок увеличивается на 4 года. ——————————— <10> Подробнее см.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 2011 г. по делу N А40-99593/09-110-659 // СПС «КонсультантПлюс».

Статья 1272 ГК РФ представляет собой один из наиболее серьезных ограничителей исключительного права. Как отмечает Е. А. Павлова, «в статье 1272 ГК речь идет о действии так называемого принципа исчерпания прав, ограничивающего право на распространение произведения» <11>. ——————————— <11> См.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А. Л. Маковского. М.: Статут, 2008. С. 412 (автор комментария — Е. А. Павлова).

Для уяснения того, что подпадает под понятие «дальнейшее распространение», необходимо обратиться к п. 2 ст. 1270 ГК РФ, который в качестве одного из правомочий, составляющих исключительное право, называет «распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров». Таким образом, под распространением должно пониматься только отчуждение оригинала либо экземпляров произведения. Анализируя прежнее законодательство об авторских правах, А. П. Сергеев указывал: «Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в прокат… существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно» <12>. ——————————— <12> См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 3 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2005. С. 179 (автор главы — А. П. Сергеев).

На сегодня сдача произведения в прокат не покрывается понятием «распространение» и представляет собой отдельное правомочие, принадлежащее обладателю исключительного права. Как справедливо замечает Е. А. Павлова, «поскольку прокат произведения является самостоятельным способом использования, приобретение любого материального носителя произведения не дает собственнику право сдавать его в прокат без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения» <13>. ——————————— <13> Павлова Е. А. Указ. соч. С. 404.

Интересным представляется вопрос относительно возможности передачи оригинала или экземпляров произведения в безвозмездное пользование другим лицам. Охватывается ли этот случай понятием дальнейшего распространения и дозволяется ли лицу, которое приобрело материальный носитель с выраженным в нем результатом интеллектуальной деятельности, передать его на время другим лицам безвозмездно? Представляется, что с точки зрения системного толкования норм действующего ГК РФ передача в безвозмездное пользование не охватывается понятием «дальнейшее распространение». Во-первых, в законе четко указано, что распространение — это всегда отчуждение, отчуждение же подразумевает переход материального носителя от одного лица к другому не на время, а навсегда. Об этом говорит и позиция законодателя, исключившего прокат оригинала или экземпляров произведения из перечня способов распространения. Во-вторых, при конструировании правовых моделей для правообладателя и третьих лиц использованы различные типы правового регулирования. Когда речь идет о правообладателе, законодатель использует общедозволительный тип правового регулирования. Когда же речь идет о третьих лицах, законодателем используется разрешительный тип правового регулирования, дается четко очерченный перечень правовых возможностей, а все остальное в отношении использования результата интеллектуальной деятельности запрещается <14>. ——————————— <14> Например, положения ст. 1270 ГК РФ с точки зрения юридической техники сформулированы с использованием общедозволительного типа правового регулирования (обладателю исключительного права предоставляется возможность совершения любых действий, за исключением действий, запрещенных законом). Напротив, положения ст. ст. 1274 — 1280 ГК РФ строятся по разрешительному типу правового регулирования (третьему лицу предоставляется заранее определенный круг возможностей, все остальное запрещается).

В-третьих, передача материального носителя третьему лицу не покрывается и понятием потребления полезных свойств результата интеллектуальной деятельности, поскольку потребление — это есть процесс индивидуального извлечения соответствующих полезных свойств из произведения. Например, просмотр DVD-диска с фильмом будет охватываться понятием потребления полезных свойств произведения, а его воспроизведение — уже правом использования. Так и временная передача данного диска, например, своему знакомому должна расцениваться как действие, направленное на использование произведения (фильма), запрещенное для лица, не являющегося правообладателем. В-четвертых, в пользу данного толкования соответствующих положений косвенно говорит и п. 2 ст. 1274 ГК РФ, предусматривающий правило, согласно которому исключительно за библиотеками закрепляется право свободного использования произведения путем предоставления его экземпляров во временное безвозмездное пользование третьим лицам. Если предположить, что в ст. 1272 ГК РФ законодатель понимает под дальнейшим распространением не только отчуждение, но и временную передачу экземпляра произведения третьим лицам, то норма п. 2 ст. 1274 ГК РФ теряет всякий смысл, поскольку детерминируется общей нормой ст. 1272 ГК РФ. Заподозрить законодателя в непоследовательности и противоречивости правовых предписаний, им санкционированных, вряд ли возможно. Поэтому под действие «принципа исчерпания прав», с нашей точки зрения, могут подпадать только случаи отчуждения экземпляров правомерно опубликованного произведения путем их продажи, мены, дарения. Еще одним важным требованием является правило относительно места приобретения оригинала или экземпляров произведения. Так, если соответствующий материальный носитель приобретен на территории Российской Федерации, на него будет распространяться правило об исчерпании прав, если же он был приобретен за пределами территории Российской Федерации, правило ст. 1272 ГК РФ на него распространяться не будет и любые действия с ним (материальным носителем) будут считаться незаконными <15>. ——————————— <15> На это обратили внимание и высшие судебные инстанции. Так, Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 33 Постановления от 26 марта 2009 г. N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» отметили следующее: «При применении статьи 1272 ГК РФ судам следует исходить из того, что установленный этой статьей принцип исчерпания прав применяется только к оригиналу или экземплярам произведения, правомерно введенного в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Распространение контрафактных экземпляров произведений статьей 1272 Кодекса не охватывается и в любом случае образует нарушение исключительного права на произведение, независимо от того, создан этот контрафактный экземпляр самим нарушителем или приобретен у третьих лиц. Исходя из статьи 1272, а также подпункта 4 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, согласно которому самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя, является импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения, в их взаимосвязи принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории Российской Федерации. При этом судам надлежит иметь в виду, что ни подпункт 4 пункта 2 статьи 1270, ни статья 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения».

Подводя итог, нельзя не процитировать высказывание А. Л. Маковского, который пишет, что «институт исчерпания прав — один из наиболее важных ограничителей исключительных прав, проявляющий себя постоянно и в массовом количестве» <16>. Действительно, наличие указанного института обеспечивает возможность свободного «вращения» в гражданском обороте материальных носителей, в которых нашли свое отражение произведения. При этом в данном случае защищены и интересы правообладателя, поскольку указанное правило, как уже отмечалось, действует только в том случае, если сами экземпляры произведения введены в гражданский оборот правомерно (т. е. с согласия правообладателя). ——————————— <16> Маковский А. Л. Указ. соч. С. 299.

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы. Срок действия исключительного права на произведение определяет временные пределы существования данного права, случаи исчерпания прав, устанавливая пределы для объема правомочий, тем самым определяют некоторый предел содержания исключительного права на произведение. Эти пределы законодательно установлены и существуют вне зависимости от воли правообладателя.

——————————————————————