К вопросу о возмещении расходов, связанных с проездом граждан, уволенных с военной службы и имеющих в соответствии с действующим законодательством право на проезд на безвозмездной основе к месту санаторно-курортного лечения и обратно, на речном водном транспорте

(Трофимов Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 12)

К ВОПРОСУ О ВОЗМЕЩЕНИИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОЕЗДОМ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ИМЕЮЩИХ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРАВО НА ПРОЕЗД НА БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ К МЕСТУ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ОБРАТНО, НА РЕЧНОМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., начальник отдела (по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах общей юрисдикции) ФГУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, подполковник юстиции в запасе.

Статья посвящена правовым основаниям возмещения затрат на проезд, в предусмотренных законодательством случаях, для некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, при осуществлении поездки на речном водном транспорте.

Ключевые слова: воинские перевозочные документы, проезд на безвозмездной основе, категория проезда, речной водный транспорт, Министерство обороны Российской Федерации, военнослужащий, граждане, уволенные с военной службы, возмещение затрат на проезд.

On the question of compensation for costs associated with the travel of citizens discharged from military service… E. N. Trofimov

Article is devoted legal grounds of compensation of expenses for journey, in the cases provided by the legislation, for some categories of the citizens dismissed from military service, at trip realisation on a river sailing charter.

Key words: Military transportation document, journey on a gratuitous basis, a category of journey, a river sailing charter, the Ministry of Defence of the Russian Federation, the military man, citizens dismissed from military service, compensation of expenses for journey.

В Вооруженных Силах Российской Федерации продолжается общая тенденция замены определенных льгот и гарантий соответствующими денежными компенсациями и возмещением затрат, связанных с их реализацией. До 2012 г. основной формой реализации военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, членами их семей и иными категориями граждан, имеющими в предусмотренных действующим законодательством случаях право на проезд на безвозмездной основе, такого права было использование воинских перевозочных документов (ВПД). Начиная с 2012 г. использование ВПД значительно сузилось, и основной формой реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», стало возмещение расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом. В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в действующей редакции) <1> военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования дополнительных отпусков (только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву), на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы. В указанных случаях военнослужащим выдаются ВПД. ——————————— <1> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=131695.

Военнослужащие в остальных случаях и иные лица, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на безвозмездной основе, могут рассчитывать лишь на возмещение затрат, связанных с осуществлением соответствующего проезда. Предлагаемая статья посвящена проблеме, связанной с реализацией гражданами, уволенными с военной службы, в предусмотренных законодательством случаях права на проезд на безвозмездной основе речным водным транспортом, в том числе к месту санаторно-курортного лечения (отдыха). Обращение к рассматриваемой теме объясняется тем, что действующими нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации урегулированы не все случаи и условия возмещения затрат, связанных с реализацией гражданами в предусмотренных законодательством случаях права на проезд на безвозмездной основе речным водным транспортом. Так, в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более, вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. Таким образом, законодателем предусмотрена возможность бесплатного проезда некоторых категорий военнослужащих, уволенных с военной службы, к месту нахождения санаторно-курортного, оздоровительного учреждения и обратно, в том числе речным водным транспортом. Следует указать, что в соответствии с пунктом 9 статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 292) <2> определен порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества. В частности, п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации определены категории лиц и условия возмещения им расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом. ——————————— <2> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=128598.

Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 предписано Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и провоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет. Порядок возмещения данных расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти. При определении этого порядка учитываются установленные на основании п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 Министерством обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, категории проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте. В Министерстве обороны Российской Федерации категории проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте установлены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 июня 2000 г. Регистрационный номер 2290) <3>. ——————————— <3> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=34082.

Так, в соответствии с п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 установлены следующие категории проезда: а) высшим офицерам: — железнодорожным транспортом — в мягких вагонах с двухместными купе (СВ) любой категории поезда; — морским транспортом — в каютах I категории судов транспортных линий; — речным транспортом — в каютах «люкс» судов транспортных линий; — воздушным транспортом — самолетами в салонах 1-го класса при проезде в служебные командировки и обратно, в остальных случаях — самолетами экономического (низшего) класса; — автомобильным транспортом — в мягких автобусах; б) полковникам, подполковникам, капитанам 1 и 2 ранга: — железнодорожным транспортом — в купейных вагонах с четырехместными купе любой категории поезда; — морским транспортом — в каютах II категории судов транспортных линий; — речным транспортом — на местах I категории судов транспортных линий; — воздушным транспортом — самолетами в салонах экономического (низшего) класса; — автомобильным транспортом — в мягких автобусах; в) остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: — железнодорожным транспортом — в купейных вагонах с четырехместными купе любой категории поезда; — морским транспортом — в каютах III категории судов транспортных линий; — речным транспортом — на местах II категории судов транспортных линий; — воздушным транспортом — самолетами в салонах экономического (низшего) класса; — автомобильным транспортом — в мягких автобусах; г) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву: — железнодорожным транспортом — в плацкартных вагонах любой категории поезда; — морским транспортом — в каютах IV категории судов транспортных линий; — речным транспортом — на местах III категории судов транспортных линий; — воздушным транспортом — самолетами в салонах экономического (низшего) класса; — автомобильным транспортом — в автобусах, а при их отсутствии — в мягких автобусах; д) членам семей военнослужащих (близким родственникам) — в соответствии с теми же категориями проезда, установленными для военнослужащих; е) гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей — в соответствии с теми же категориями проезда, установленными для военнослужащих в период прохождения ими военной службы; ж) лицам, сопровождающим военнослужащих и членов семей военнослужащих, — в соответствии с теми же категориями проезда, установленными для военнослужащих или членов семей военнослужащих. Пунктом 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 предусмотрено возмещение военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходов, связанных с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходов, связанных с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников). Аналогичная норма содержится в п. 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200 «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 ноября 2001 г. Регистрационный номер 3061) <4>, где указано, что лицам, имеющим право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, расходы возмещаются по фактически произведенным затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров. ——————————— <4> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=104768.

Основанием для возмещения расходов в указанных случаях являются рапорт (заявление), документы, подтверждающие право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (предписание, отпускной билет, командировочное удостоверение с соответствующими отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска или служебной командировки, справка о пребывании в санатории, доме отдыха, госпитале и т. п.), и документы о произведенных расходах (проездные билеты, квитанции о доплатах, накладные, багажные и грузобагажные квитанции и др.), неиспользованные воинские перевозочные документы или справки, выданные на бланке требования формы 1, с указанием в нем, что льгота по проезду или перевозке личного имущества не была использована. Таким образом, законодателем предусмотрена возможность возмещения соответствующим категориям граждан, уволенных с военной службы, фактических расходов в связи с проездом на водном транспорте к месту проведения санаторно-курортного и оздоровительного лечения (отдыха) и обратно на основании документов о произведенных расходах в случае неиспользования воинских перевозочных документов на эту поездку, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров. Так, из вышеприведенного перечня категорий проезда, установленных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300, следует, что при осуществлении поездки на речном водном транспорте в предусмотренных законодательством случаях гражданам, уволенным с военной службы, подлежат возмещению затраты: а) бывшим высшим офицерам — в каютах «люкс» судов транспортных линий; б) бывшим полковникам, подполковникам, капитанам 1 и 2 ранга — на местах I категории судов транспортных линий; в) остальным бывшим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, — на местах II категории судов транспортных линий. В случае если по маршрутам проезда вышеуказанных категорий граждан имеются речные пассажирские транспортные линии, по которым курсируют суда речных пассажирских предприятий, каких-либо проблем с возмещением затрат, связанных с проездом по соответствующему маршруту речных пассажирских транспортных линий, не возникает. Даже если поездка будет осуществлена по маршруту речных пассажирских транспортных линий на местах более высокой категории, чем это предусмотрено установленными п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 категориями проезда, то возмещение расходов, связанных с осуществлением проезда, будет осуществлено по фактическим затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров. Речной транспорт, в том числе пассажирский, является достаточно дорогим видом транспорта. В советское время существовало множество речных транспортных линий, но в связи с развитием авто — и железнодорожного транспорта перевозки речным транспортом постепенно стали долгими и дорогими, а потому недостаточно востребованными. В настоящее время дальние речные пассажирские транспортные линии сохранились лишь на реках Сибири и Дальнего Востока. Например маршрут от Красноярска до Дудинки, который сохранил статус пассажирской транспортной линии. При расстоянии между конечными точками маршрута более 2000 километров и времени на проезд «Красноярск — Дудинка» 3 суток 14 часов и «Дудинка — Красноярск» — 5 суток 8 часов стоимость проезда составляет: — в купе категории «люкс» — 16504 руб.; — в купе категории «полулюкс» — 14764 руб.; — на I категории мест — 12292 руб.; — на II категорий мест — 8204 руб.; — на местах категорий 3 «А», 3 «Б» и 4 — от 3284 руб. до 6562 руб., что соизмеримо со стоимостью проезда на железнодорожном транспорте на расстояние, равное длине речного пассажирского транспортного маршрута «Красноярск — Дудинка» <5>. ——————————— <5> URL: ibirtranzit. com/kruizy-po-eniseyu/raspisanie-dvizheniya-teplohodov-krasnoyarsk-dudinka-na-2012-god/.

На большинстве рек Западной и Центральной России функционируют лишь внутригородские и пригородные речные пассажирские транспортные линии. Тарифы на речной транспорт регулируются органами местного самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации индивидуально. При этом предельные тарифы на речной транспорт устанавливаются Федеральной службой по тарифам России (ФСТ) — федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Несмотря на отсутствие на реках Западной и Центральной России дальних (межрегиональных) речных пассажирских транспортных линий, нередки случаи, когда лица, имеющие право на возмещение затрат на проезд, в том числе к месту санаторно-курортного лечения и обратно, пользуются услугами речного пассажирского транспорта, курсирующего по круизным маршрутам, рассчитывая при этом получить соответствующее возмещение затрат. В связи с изложенным видится уместным привести для примера обращение в Главную военную прокуратуру военнослужащего майора Д. Заварзина <6>, размещенное на официальном сайте Главной военной прокуратуры. ——————————— <6> URL: http://gvp. gov. ru/faq/view/51/?print=1.

Так, военнослужащий пишет, что у него возникла такая ситуация, по которой ему как командиру подразделения дают неоднозначный ответ. Майор Д. Заварзин пишет, что его подчиненная поехала в основной отпуск от Самары до Санкт-Петербурга и обратно на круизном теплоходе. По приезде представила рапорт на оплату проезда, за исключением питания и проживания, в сумме 20 тыс. руб. в один конец на одного члена семьи и просит увеличить ей продолжительность отпуска на 18 дней, обосновывая это тем, что на данном теплоходе дорога в один конец составляет 9 дней. Все это подкреплено соответствующими справками из туристической компании. Официально Самарское речное пассажирское предприятие такими перевозками не занимается, так как это прерогатива туристических компаний. Далее майор Д. Заварзин пишет, что оплату проезда еще как-то можно понять, хотя на том же железнодорожном транспорте стоимость билета в купейном вагоне составляет всего 6 тыс. руб., а время в пути — двое суток. В рапорте подчиненная указывала, что поедет в отпуск на теплоходе, но строевая часть прибавила только четверо суток на дорогу. На основании изложенного майор Д. Заварзин просит разъяснить порядок его действий, при этом указывает, что местное представительство службы ВОСО одобряет действия военнослужащей и на оплату, и на предоставление дополнительных суток на проезд. Из ответа заместителя начальника управления кадров Главной военной прокуратуры полковника юстиции О. Докучаева следует, что в соответствии с п. 10 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно (не менее одних суток в один конец), но не более чем на 15 суток. Таким образом, увеличение продолжительности основного отпуска на большее количество дней, как в случае, указанном в обращении, на 18, противоречит требованиям законодательства. Также указывается, что при оценке обоснованности расчета времени на проезд и определении его стоимости необходимо исходить из следующего. Поездка на круизном теплоходе подразумевает многочисленные остановки для проведения экскурсий и ознакомления с достопримечательностями. Время проведения этих мероприятий, полагаем, не должно учитываться при увеличении продолжительности отпуска. Сведения о точном времени в пути необходимо запросить у организатора круиза. Далее указывается, что расходы военнослужащих на проезд возмещаются в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 после предъявления документов, подтверждающих фактические затраты в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (кроме высших офицеров и лиц, имеющих воинские звания полковников, подполковников, капитанов 1 и 2 ранга), установлена следующая категория проезда речным транспортом — на местах II категории судов транспортных линий. В случае если по транспортным линиям от города Самары до города Санкт-Петербурга курсируют суда Самарского или иных речных пассажирских предприятий, сведения о времени в пути и стоимости проезда на судах соответствующих категорий необходимо истребовать у них. Указанный ответ Главной военной прокуратуры подтверждает принцип расчета возмещения затрат на проезд, указанный в п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 и п. 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года N 200, в соответствии с которыми возмещению подлежат фактические затраты на проезд, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров. Однако действующие нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации, регулирующие порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, не предусматривают возможности замены оплаты проезда на одном виде транспорта на другой, как, например, в рассматриваемом случае при проезде на круизном теплоходе в условиях отсутствия речных пассажирских транспортных линий, когда исключается возможность определения стоимости проезда на местах соответствующей категории судов транспортных линий. На основании вышеизложенного следует прийти к выводу о том, что в соответствии с действующими нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации может быть произведено возмещение затрат на проезд речными судами пассажирских транспортных линий в предусмотренных случаях исходя из стоимости проезда на местах соответствующей категории проезда при наличии таковых за счет средств, предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации на социальное обеспечение уволенных военнослужащих (статья 006226 Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации), что предусмотрено п. 54 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200. Таким образом, с учетом того, что поездки лиц, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на проезд речным водным транспортом на безвозмездной основе, на речных судах круизных маршрутов являются вовсе не единичными, видится необходимым внести соответствующие изменения в действующие нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации, регулирующие вопросы возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих. Следует предусмотреть условия и порядок возмещения затрат на проезд при осуществлении поездок на речном пассажирском транспорте круизных маршрутов. При этом при наличии железнодорожного сообщения по тем же маршрутам правомерно возмещать лишь часть реальных затрат исходя из стоимости проезда соответствующей категории проезда железнодорожным транспортом, а при отсутствии железнодорожного сообщения и наличии лишь воздушного — исходя из стоимости проезда соответствующей категории на воздушном транспорте.

——————————————————————