Ограниченные вещные права в проекте ГК

(Демкина А.) («ЭЖ-Юрист», 2012, NN 48, 49)

ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА В ПРОЕКТЕ ГК

/»ЭЖ-Юрист», 2012, N 48/

А. ДЕМКИНА

Алеся Демкина, кандидат юридических наук, г. Москва.

Проект изменений в Гражданском кодексе РФ содержит законодательные положения о новой системе вещных прав. В частности, законопроектом предлагается закрепить в ГК РФ новые виды ограниченных вещных прав на земельные участки, такие как право постоянного землевладения и право застройки. Проанализируем основные характеристики данных прав.

Отстали от жизни

Нельзя сказать, что действующее законодательство — ГК РФ и ЗК РФ — предоставляет разнообразный выбор ограниченных вещных прав на земельные участки. Напротив, оно закрепляет только следующие виды ограниченных вещных прав на земельные участки: — право постоянного (бессрочного) пользования — для государственных и муниципальных учреждений; казенных предприятий; центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (имеют организационно-правовую форму фонда); органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 20 ЗК РФ), а также для государственных академий наук и созданных ими учреждений (п. 2.3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введен в 2008 году). Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п. 1 ст. 20 ЗК РФ. Все иные юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность; — право пожизненного наследуемого владения — для граждан (с октября 2001 года, после введения в действие ЗК РФ, более не предоставляется); — сервитут. Отметим, что право постоянного (бессрочного) пользования предоставляется только в ограниченных случаях, а право пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не предоставляется. Сервитут, согласно действующей редакции ст. 274 ГК РФ, не дает возможности осуществлять строительство объектов недвижимости на чужом земельном участке, поэтому на практике приходится приобретать в собственность земельные участки для строительства или заключать договор аренды для целей строительства. Однако природа арендных отношений не предполагает изменения арендатором свойств и качеств земельного участка, в том числе связанных с возведением недвижимости на принадлежащем другому лицу участке. Арендные отношения предполагают, что по истечении срока аренды арендодатель должен получить тот же предмет договора, а в действительности при заключении договора аренды земельного участка для целей строительства либо такой участок и не предполагается возвращать после осуществления застройки, либо он возвращается в измененном виде (с изменением его характеристик, включая целевое назначение и разрешенный вид использования земельного участка). Практический недостаток использования конструкции договора аренды для целей строительства: арендодатель имеет право досрочно расторгнуть договор аренды. Согласно ч. 2 ст. 619 ГК РФ договором аренды могут быть установлены дополнительные основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ. Можно сделать вывод, что действующее законодательство в части закрепления прав на земельные участки не отвечает требованиям современного гражданского оборота.

Эмфитевзис

Проектом Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении 27 апреля 2012 года, предполагается введение новой системы ограниченных вещных прав (текст проекта, подготовленный ко 2-му чтению, размещен 17 сентября 2012 года на сайте: http://www. komitet2-10.km. duma. gov. ru). Проект закрепляет две базовые модели ограниченных вещных прав на земельные участки: 1) право застройки (суперфиций), предполагающее изменение правообладателем свойств и качеств земельного участка, прежде всего возведение на нем различных сооружений; 2) право постоянного владения и пользования (эмфитевзис), предполагающее широкие возможности использования свойств природного объекта с сохранением его субстанции. Правом постоянного землевладения (эмфитевзисом), согласно абз. 1 ст. 299 проектной редакции ГК, является право владения и пользования чужим земельным участком, устанавливаемое бессрочно или на определенный срок для ведения сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, организации рыболовства, рыбоводства, охоты, создания особо охраняемых территорий и геологических объектов, а также для иных предусмотренных законом целей, достижение которых связано с использованием природных свойств и качеств земельного участка (эмфитевзис). Таким образом, целью введения этого вещного права является предоставление земельного участка для осуществления деятельности, которая связана с использованием природных свойств и качеств участка (ведение сельского хозяйства, создание заповедников, заказников и т. п.). Это право не должно предоставляться для размещения и (или) обслуживания жилых и офисных зданий, промышленных объектов. Основные характеристики этого права: 1) бессрочное (презумпция), однако по соглашению сторон оно может быть установлено на срок, который должен быть длительным (не менее 50 лет), — ст. 299.3 проектной редакции ГК РФ; 2) переходит в порядке сингулярного и универсального правопреемства (п. 2 ст. 299.5 проектной редакции ГК РФ); 3) платное, размер платы может существенным образом различаться в зависимости от характера использования земельного участка и условий его предоставления и может в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, быть ограничен размером земельного налога или меньшим размером (п. 2 ст. 299.5 проектной редакции ГК РФ); 4) основания возникновения и прекращения четко определяются проектной редакцией ГК РФ (ст. 299.6 проектной редакции ГК РФ), например, нарушение условий, в частности существенное ухудшение природных свойств и качеств земельного участка, является основанием для прекращения этого права; 5) возникает на основании договора, считается возникшим с момента государственной регистрации, существенными условиями договора об установлении права постоянного землевладения являются условия о земельном участке (ст. 287 проектной редакции ГК РФ), целях использования земельного участка, плате за право постоянного землевладения (ст. 299.2 проектной редакции ГК РФ). Однако устанавливаться это право будет не только по воле собственника, но и в случаях, предусмотренных законом, и по иным основаниям; 6) содержание права — владение и пользование земельным участком с извлечением из него плодов и доходов, поступающих в собственность обладателя вещного права; можно изменять характеристики земельного участка, но только в сторону улучшения его природных свойств и качеств (ст. 299.1 проектной редакции ГК РФ). Постройки, необходимые для осуществления соответствующей деятельности, могут быть возведены обладателем вещного права, только если они носят характер временных построек. Обязанностями правообладателя являются обработка земли и недопущение ухудшения земельного участка.

Право застройки

Очень важно, что возведение на земельном участке зданий или сооружений допускается только при наличии у лица, имеющего право постоянного землевладения, также права застройки земельного участка (глава 20.1 проектной редакции ГК РФ). При изменении целевого назначения или разрешенного использования находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, в результате чего стало допустимым строительство на нем, лицо, имеющее право постоянного землевладения, вправе требовать предоставления ему права застройки земельного участка вместо права постоянного землевладения либо дополнительно к нему. Право застройки должно будет заменить используемый в настоящее время на практике договор аренды, заключаемый в целях осуществления строительства. Основные характеристики права застройки: 1) право застройки может быть бессрочным или устанавливаться на определенный срок — до 100 лет, но не менее 30 лет (минимальный срок права застройки в проекте, принятом в первом чтении, был 50 лет); 2) право застройки может переходить в порядке сингулярного и универсального правопреемства, а также может обременяться (при этом вещное право на землю и право на строения, являясь единым правом, на весь срок существования суперфиция не могут быть разделены); 3) право застройки платное — плата устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или договором, размер платы за право застройки может быть не чаще чем 1 раз в 10 лет изменен по соглашению сторон, а при недостижении соглашения — по решению суда (ст. 300.4 проектной редакции ГК РФ); 4) право застройки возникает на основании договора, считается возникшим с момента государственной регистрации; 5) содержание права включает в себя владение и пользование земельным участком, в первую очередь для возведения и эксплуатации зданий и сооружений, в соответствии с целевым назначением земельного участка и с соблюдением градостроительных норм и правил, а также владение и пользование находящимися (возведенными) на земельном участке зданиями и сооружениями. На суперфициаре лежит обязанность осуществить постройки в срок, указанный в договоре, а также обязанность использовать незастроенную поверхность земельного участка по целевому назначению (для нужд постройки). Согласно проектной редакции ст. 300 ГК РФ, закрепляющей легальное определение, правом застройки является право владения и пользования чужим земельным участком в целях возведения на нем здания или сооружения и его последующей эксплуатации. Однако право застройки позволит лицу, обладающему таким правом, не только осуществлять строительство, но и изменять объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке: реконструировать их, сносить и возводить новые (ст. 300.1 проектной редакции ГК РФ). Некоторые авторы отмечают, что определение права застройки является чрезвычайно узким по своему объему и в связи с этим не раскрывает сущностные признаки института застройки <1>. ——————————— <1> Леонтьева Е. А. Проблемы института застройки чужого земельного участка в современном российском праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 6.

Кроме того, лицо, имеющее право застройки, вправе возводить на чужом земельном участке как одно, так и несколько зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором об установлении права застройки. При этом гибель (уничтожение) построенного на земельном участке здания или сооружения не является основанием для прекращения права застройки. Право застройки устанавливается бессрочно либо на срок, определенный в договоре об установлении права застройки, и не может быть менее 30 и более 100 лет. Собственник земельного участка сохраняет право распоряжения земельным участком, в отношении которого установлено право застройки. Таким образом, право застройки обременяет земельный участок на длительный срок.

Форма сделок с недвижимостью

Основанием возникновения права застройки, так же как и права постоянного землевладения, будет являться договор. Само право будет подлежать государственной регистрации. Проектной редакцией ГК РФ предусмотрены требования к форме и содержанию такого договора. Форма сделки, предметом которой выступает недвижимость, — наиболее спорный вопрос законопроекта. Так, редакция проекта, принятого в первом чтении, предусматривала введение обязательной нотариальной формы для любой сделки, влекущей возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации. А право застройки и право постоянного землевладения как раз согласно проекту подлежат государственной регистрации. Редакция проекта изменений ГК, подготовленного к принятию во втором чтении и размещенного 17.09.2012 на официальной странице Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, меняет названное правило, и нотариальная форма сделки должна была быть обязательной только для сделок с недвижимым имуществом, если хотя бы одной стороной такой сделки выступит гражданин (абз. 2 п. 2 ст. 8.1 проектной редакции ГК РФ). Однако в соответствии с проектом N 47538-6/1 «О внесении изменений в главы первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 8.1 проектной редакции ГК РФ уже не предусматривает обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью. Отметим, что Государственная Дума 16 ноября 2012 года впервые приняла решение о рассмотрении одного законопроекта в виде нескольких отдельных проектов законов (Постановление ГД РФ от 16.11.2012). По проекту сделка должна подлежать нотариальному удостоверению, если это предусмотрено законом или соглашением сторон, а нормы, посвященные праву постоянного землевладения и праву застройки, не содержат специальных правил к форме договора об установлении права постоянного землевладения и договора об установлении права застройки. Таким образом, если указанный законопроект будет принят Государственной Думой, для заключения договора об установлении права застройки достаточно будет соблюдения простой письменной формы таких сделок.

Существенные условия

Статья 300.2 проектной редакции ГК РФ определяет существенные условия договора об установлении права застройки, причем эти условия будут различаться в зависимости от сторон договора. Если сторонами договора являются граждане и юридические лица, к существенным условиям договора об установлении права застройки согласно проектной редакции ГК РФ будут отнесены условия: — о земельном участке (ст. 287 проектной редакции ГК РФ); — характеристиках возводимого либо реконструируемого здания или сооружения; — месте расположения здания или сооружения на земельном участке; — сроке права застройки; — плате за право застройки. Перечень существенных условий для договора об установлении права застройки, если стороной, предоставляющей земельный участок на праве застройки, будет выступать публично-правовое образование, может быть сокращен законом. Так, согласно п. 1 ст. 300.2 проектной редакции ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, договор об установлении права застройки земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может не включать условия о характеристиках возводимого либо реконструируемого здания или сооружения и о месте его расположения на земельном участке. По мнению законодателя, для публичного собственника не имеет большого значения, где именно на земельном участке будет расположен объект недвижимости, а также его характеристики. Однако этот вопрос очень важен, если один земельный участок будет предоставляться на праве застройки нескольким лицам. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 300 проектной редакции ГК РФ в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности гражданина или юридического лица, может быть установлено несколько прав застройки. В этом случае порядок владения и пользования земельным участком должен определяться по соглашению лиц, имеющих право застройки, а при недостижении такого соглашения — по решению суда. При этом в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество должны будут вноситься сведения о земельном участке, сроке права застройки, плате за право застройки, а в случаях, когда собственником земельного участка является гражданин или юридическое лицо, — также сведения о возводимом либо реконструируемом здании или сооружении.

/»ЭЖ-Юрист», 2012, N 49/

Проект изменений в Гражданском кодексе РФ содержит законодательные положения о новой системе вещных прав. В частности, предлагается закрепить в ГК РФ новые виды ограниченных вещных прав на земельные участки, такие как право постоянного землевладения и право застройки. Проанализируем основные характеристики данных прав.

Право застройки и право собственности

Проект изменений в ГК РФ (далее — проект) предусматривает закрепление принципа единого объекта: земельный участок и находящееся на нем здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие на праве собственности одному лицу, признаются единым объектом и участвуют в гражданском обороте как одна недвижимая вещь (ст. 130 проекта). Реализуется этот принцип в том числе и через правило, закрепленное п. 4 ст. 287 проекта, согласно которому собственник земельного участка является собственником находящихся на нем зданий и сооружений, за исключением случаев, предусмотренных ГК и иными законами. Также в п. 1 ст. 297, п. 1 ст. 297.2, п. 1 ст. 298.6 проектной редакции ГК говорится, что право собственности на здание или сооружение, объект незавершенного строительства возникает с момента государственной регистрации и принадлежит собственнику земельного участка, если иное не установлено законом; земельный участок, необходимый для использования здания, находится в общей долевой собственности собственников помещений в здании, если иное не предусмотрено законом или соглашением с собственником земельного участка. Таким образом, с момента введения в действие новой редакции ГК по общему правилу приобрести право собственности на объект недвижимости, возведенный лицом на чужом земельном участке, может только собственник этого участка, если иное не установлено законом. В связи с этим интересно, как будет решаться вопрос о собственности на объект недвижимости, возведенный на земельном участке на основании права застройки. Так, согласно п. 2 ст. 300 проекта здания и сооружения, возведенные на основании права застройки, принадлежат лицу, имеющему право застройки, на праве собственности, но только в течение срока действия права застройки. В установленных законом случаях договором может быть предусмотрено, что право собственности на возведенное здание или сооружение возникает у собственника земельного участка. При прекращении права застройки здания и сооружения, принадлежавшие лицу, имеющему право застройки, поступят в собственность собственника земельного участка, если иное не будет установлено законом или предусмотрено в договоре об установлении права застройки (ст. 300.7 проекта). Во многих других правопорядках за застройщиком также признается право собственности на сооружения, построенные им на чужом участке. Например, в Германии постройка, возведенная на чужом участке застройщиком, признается составной частью права застройки и, как следствие этого, принадлежит застройщику. Однако и в этих системах прекращение права пользования земельным участком (его недрами) для строительства и эксплуатации построек является основанием прекращения у застройщика права собственности на постройки. Они либо переходят в собственность собственника участка, либо подлежат сносу с передачей строительных материалов и мусора, оставшихся от их разрушения, лицу, которое раньше было их собственником <1>. ——————————— <1> Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В. Н. Литовкин, Е. А. Суханов, В. В. Чубаров; Институт законодательного и сравнительного правоведения. М.: Статут, 2008.

Право застройки будет платным. Плата за право застройки должна устанавливаться в договоре в виде: — определенных в твердой сумме платежей, вносимых ежегодно или единовременно; — предоставления собственнику земельного участка в собственность либо во владение и пользование помещений в возведенных зданиях. Договором об установлении права застройки могут быть предусмотрены сочетание указанных форм или иные формы платы за право застройки. Если иное не предусмотрено законом или договором, размер платы за право застройки может быть изменен не чаще чем 1 раз в 10 лет по соглашению сторон, а при недостижении соглашения — по решению суда. Думается, это правило не должно применяться в том случае, когда договором предусмотрено единовременное внесение платежа. Собственник земельного участка сохраняет право распоряжения земельным участком, в отношении которого установлено право застройки. Такой земельный участок может быть продан, но при этом сохраняется право застройки, то есть право застройки обладает таким признаком ограниченных вещных прав, как право следования. В соответствии с правилами ст. ст. 300.5 и 300.6 проекта право на объект недвижимости, возведенный на основании права застройки, и право застройки являются единым правом. Так, право застройки земельного участка может быть отчуждено или передано в залог только одновременно с отчуждением или передачей в залог возведенного на нем на основании права застройки здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. А при отчуждении здания или сооружения, возведенного на земельном участке на основании права застройки, к приобретателю здания переходит право застройки (доля в праве застройки) указанного земельного участка. Переход права собственности на помещение в здании, возведенном на основании права застройки, означает переход доли в праве застройки к приобретателю данного помещения.

Прекращение права застройки и постоянного землевладения

Проектная редакция ГК достаточно подробно регламентирует основания прекращения права застройки. Кроме виновных действий лица, имеющего право застройки, право застройки может быть прекращено и по иным основаниям: — по истечении срока, на который такое право устанавливалось (п. 1 ст. 300.6 проекта); — по соглашению между собственником земельного участка и лицом (лицами), имеющим (имеющими) право застройки, если иное не установлено ГК. При этом не допускается досрочное прекращение права застройки, если это право передано в ипотеку (п. 2 ст. 300.6 проекта); — по требованию лица, имеющего право застройки, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 451 ГК (существенное изменение обстоятельств). В этом случае собственник земельного участка может потребовать от лица, имеющего право застройки, снести возведенные им на земельном участке здания или сооружения (п. 3 ст. 300.6 проекта); — в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо его реквизиции (п. 6 ст. 300.6 проекта). В этом случае орган, принявший решение об изъятии земельного участка, осуществляет выплату лицу, имевшему право застройки, компенсации за досрочное прекращение права застройки наряду с выплатой компенсации собственнику земельного участка. Последствием прекращения права застройки будет смена собственника зданий и сооружений, возведенных на основании права застройки. Согласно п. 1 ст. 300.7 проекта при прекращении права застройки здания и сооружения, принадлежавшие лицу, имеющему право застройки, поступают в собственность собственника земельного участка, если иное не предусмотрено законом или договором об установлении права застройки. Также в проекте подробно регламентированы основания и последствия прекращения права постоянного землевладения. В целом основания прекращения права постоянного землевладения и права застройки совпадают (истечение срока, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, соглашение сторон, виновные действия сторон договора и т. п.). Согласно п. 8 ст. 299.6 проекта при продаже земельного участка с публичных торгов право постоянного землевладения не прекращается. При прекращении права постоянного землевладения все улучшения земельного участка (посадки, результаты работ), осуществленные лицом, имеющим право постоянного землевладения, сохраняются за собственником земельного участка без выплаты компенсации за них, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо его реквизиции и прекращения права постоянного землевладения орган, принявший решение об изъятии земельного участка, осуществляет выплату лицу, имеющему право постоянного землевладения, компенсации за досрочное прекращение права постоянного землевладения наряду с выплатой компенсации собственнику земельного участка.

Переходные правила

Проектная редакция ГК РФ содержит новые правила для участников гражданского оборота в отношении ограниченных вещных прав на земельные участки. Чтобы эти правила ГК не были чрезмерно обременительны для участников гражданского оборота, в переходных положениях законопроекта содержатся специальные правила. Так, в соответствии с переходными положениями проекта Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня введения в действие ГК в новой редакции заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства с условием о приобретении права собственности на возводимые на арендованном земельном участке здания (сооружения) иным лицом, чем собственник земельного участка, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Таким образом, с момента вступления новых правил ГК нельзя будет использовать договор аренды для осуществления строительства на чужом земельном участке. Однако арендаторы по договорам аренды, заключенным до вступления в силу новых правил ГК и предусматривающим возможность осуществления строительства, имеют право на однократное продление срока аренды на 5 лет при условии, что до истечения срока аренды за ними зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства либо ими получено разрешение на строительство на арендованном земельном участке. В случае, когда земельный участок, относящийся к государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для целей строительства либо договор аренды допускает строительство на арендуемом земельном участке и договор аренды заключен до введения в действие новых правил ГК, за арендатором сохраняется право приобрести в собственность возведенные на арендованном земельном участке здания (сооружения). Это положение необходимо в связи с закреплением в проектной редакции ГК правила о том, что право собственности на здание и сооружение может приобрести собственник земельного участка, если иное не установлено законом. В случае, когда земельный участок, относящийся к государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для целей строительства либо договор аренды допускает строительство на арендуемом земельном участке, арендатор со дня вступления в силу новых правил ГК вправе потребовать приобретения такого земельного участка в собственность после государственной регистрации своего права собственности на здание (сооружение), возведенное на данном земельном участке, или потребовать установления в отношении такого земельного участка права застройки либо горного или коммунального сервитута (глава 20.1, ст. ст. 301.9 и 301.10 ныне действующего ГК РФ), за исключением случаев, когда договором аренды предусмотрено, что строительство осуществляется для собственника земельного участка. Переходные правила предусмотрены также и для права постоянного землевладения (п. 28 ст. 8 проекта Федерального закона N 47538-6). Земельные участки, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также принадлежащие гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, с момента вступления в силу новых правил ГК РФ признаются принадлежащими указанным лицам на праве постоянного землевладения бессрочно, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 32 ст. 8 проекта Федерального закона N 47538-6). Эксплуатация расположенных на таких земельных участках зданий и сооружений, принадлежащих указанным лицам на праве собственности, а также возведение ими зданий и сооружений, строительство которых было начато или разрешение на строительство которых было получено до введения в действие новых правил ГК, допускается без дополнительного установления права застройки земельного участка. За указанными лицами сохраняется право приобрести в собственность здания (сооружения), создаваемые ими для себя на таких земельных участках. Размер платы за право постоянного землевладения и порядок ее внесения определяются законом. До установления законом размера и порядка внесения этой платы граждане и юридические лица, которым земельные участки принадлежали на праве постоянного (бессрочного) пользования, а гражданам и на праве пожизненного наследуемого владения, вносят плату за право постоянного землевладения в размере земельного налога собственнику земельного участка, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, — публично-правовому образованию, органы которого в соответствии с законом уполномочены распоряжаться такими земельными участками. Граждане вносят плату за право постоянного землевладения по счету, направляемому им уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Религиозные организации и иные субъекты соответствующих вещных прав, которые до вступления в силу новых правил ГК были освобождены от уплаты земельного налога, после вступления его в силу продолжают владеть и пользоваться земельными участками на праве постоянного землевладения безвозмездно. За указанными выше лицами сохраняется предоставленное в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право на приобретение соответствующих земельных участков в собственность или предоставление в аренду, а за религиозными организациями — также в безвозмездное пользование. В отношении земельных участков, занятых линейными объектами, собственники таких линейных объектов могут потребовать установления сервитута проезда или коммунального сервитута (ст. ст. 301.6 и 301.10 ныне действующего ГК РФ). Таким образом, предусмотрев новые виды вещных прав, проект Федерального закона N 47538-6 содержит специальные переходные положения, согласно которым перерегистрации прав в отношении земельных участков не потребуется, а ранее заключенные договоры аренды для целей строительства сохранят свою силу.

——————————————————————