Предпосылки возникновения правоотношений, связанных с выкупом земельных участков для государственных или муниципальных нужд: общие положения

(Тихонов А. Н.) («Российский юридический журнал», 2013, N 2)

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫКУПОМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

А. Н. ТИХОНОВ

Тихонов Андрей Николаевич, старший преподаватель кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Рассматриваются элементы фактического состава, обусловливающего возникновение, изменение и прекращение правоотношений, связанных с выкупом земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Дается его общая характеристика.

Ключевые слова: фактический состав, юридические факты, элементы фактического состава, отчуждение земельных участков.

The prerequisites of appearance of legal relations associated with redemption of land for state and municipal public needs: general positions A. N. Tikhonov

The elements of set of facts that determines the appearance, change and termination of legal relations which are associated with redemption of land for state and municipal public needs are examined. Its general characteristic is given.

Key words: set of facts, juridical facts, set of facts elements, alienation of land.

В науке гражданского права под основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений принято понимать определенную совокупность явлений. При этом характер таких явлений может быть различным. Тема нашего анализа — фактический состав, обусловливающий возникновение, изменение и прекращение правоотношений, связанных с выкупом земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Он включает различные элементы, характеризующиеся особым способом связи между собой. Причем функционирование данного фактического состава возможно только при наличии всех его элементов. Разработчик ставшей сегодня общепринятой теории юридических фактов В. Б. Исаков обозначил фактический состав как систему юридических фактов, предусмотренных нормами права в качестве основания наступления правовых последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения) <1>. Подчеркнем, что возникновение, изменение и прекращение правоотношений, связанных с выкупом земельного участка для государственных и муниципальных нужд, обусловлены не только юридическими фактами, но и обстоятельствами неюридического характера. Так, обязательным условием возникновения данных отношений выступает наличие определенного рода потребностей, имеющих экономический характер, т. е. наличие государственных и муниципальных нужд. ——————————— <1> Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980. С. 27.

По этому поводу В. Б. Исаков пишет, что фактический состав есть фрагмент более широкой системы фактов. Реальный фактический комплекс, связанный с возникновением, изменением, прекращением правоотношения, чрезвычайно обширен. Он включает не только юридические факты, но и значительное количество неюридических обстоятельств <1>. ——————————— <1> Там же. С. 9.

Приведенный вывод позволил В. Б. Исакову выделить три группы фактов реального фактического комплекса. К первой группе относятся неюридические обстоятельства, ко второй — юридические факты, которые хотя и необходимы для наступления правовых последствий, но находятся за рамками фактического состава. Третью группу составляют фактические предпосылки (юридический факт или фактический состав), которые признаются непосредственно основаниями правовых последствий <1>. ——————————— <1> Исаков В. Б. Указ. соч. С. 10 — 11.

В сфере осуществления принудительного выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд к неюридическим обстоятельствам (к первой группе) можно отнести достаточно много социальных фактов. В частности, принудительному выкупу всегда предшествует конкретная потребность социального характера: потребность в новой дороге, жилье, медицинском или образовательном учреждении, что может быть обусловлено развитием того или иного муниципального образования. Только при наличии подобных социальных фактов возможно дальнейшее формирование и развитие связей юридического характера. Таким образом, социальные факты выступают определенного рода толчком для возникновения юридических связей. Вторая группа — это общественные отношения, являющиеся предпосылкой возникновения определенных правовых связей между субъектами отношений по принудительному выкупу земельного участка. Так, принятию уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд (административного акта) предшествует принятие в соответствии с законодательством РФ генеральных планов поселений, планов зонирования земель и иной утвержденной в установленном порядке градостроительной или землеустроительной документации. Данные элементы фактического состава (генеральные планы поселений, планы зонирования земель) непосредственно не входят в юридический состав, порождающий отношение, связанное с выкупом земельного участка для государственных и муниципальных нужд, однако обусловливают его. При отсутствии элементов первой группы этот состав возникнуть не может в силу юридической логики правоотношения, которая исключает появление состава юридических фактов, определяющих выкуп земельного участка, если до него не было правообразующего состава. Следовательно, элементы правообразующего состава имеют юридическое значение для возникновения правовых последствий (возникновения правоотношения) <1>. ——————————— <1> Там же. С. 11.

Третья группа фактов, обусловливающих специфику развития отношений по принудительному выкупу земель, — юридические факты, непосредственно выступающие основаниями правовых последствий. К ним, в частности, относятся: действие управомоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (принятие административного акта), письменное уведомление собственника о предстоящем выкупе, государственная регистрация действия, направленного на принудительный выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд (административного акта), заключение соглашения об отчуждении этого участка либо принятие судом соответствующего решения. В качестве особого вида юридических условий возникновения каких-либо отношений В. Б. Исаков выделяет факты, с которыми сопряжено возникновение правосубъектности их участников <1>. В отношениях, связанных с выкупом земельного участка для государственных и муниципальных нужд, от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований выступают соответственно органы государственной власти или местного самоуправления. Правосубъектность указанных органов определяется их компетенцией (п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ), конкретным объемом полномочий. Наличие необходимой компетенции обусловливает возможность осуществления органами государственной власти правомерного действия (принятия административного акта), направленного на принудительный выкуп земельного участка в общеполезных целях. ——————————— <1> Там же.

Анализ реального фактического комплекса отношений, касающегося выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд, позволяет выявить возникающие при этом социальные и юридические связи, объединить их в группы, что, в свою очередь, дает возможность установить основания и условия появления правоотношения по принудительному выкупу. Но для более глубокого изучения этого фактического комплекса представляется важным охарактеризовать его с различных позиций. С учетом видов фактических составов, предложенных В. Б. Исаковым, состав юридических фактов, определяющих основания и условия возникновения правоотношения по выкупу земельных участков, можно квалифицировать как правообразующий однородный фактический состав с последовательным накоплением элементов <1>. ——————————— <1> Исаков В. Б. Указ. соч. С. 30 — 36.

Исследуемый фактический состав выступает правообразующим, так как результатом возникновения фактической предпосылки <1> будет появление правоотношения, связанного с выкупом земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Иначе говоря, определенная совокупность юридических фактов влечет правовые последствия, которые выражаются в создании правоотношения. ——————————— <1> Под фактической предпосылкой В. Б. Исаков предлагает понимать юридический факт или фактический состав, являющийся непосредственным основанием правовых последствий. «Фактическая предпосылка — наиболее важная часть фактического комплекса, связанного с правовыми последствиями. Ее элементами не могут быть произвольно взятые факты. Юридический факт (фактический состав) концентрирует в себе необходимые моменты социальной ситуации, которые определяют ее существо и позволяют отграничить ее от иных ситуаций. Образно говоря, они — факты-представители, выражающие в сфере правового регулирования все многообразие общественных отношений. От того, насколько верно выбран юридический факт (состав), непосредственно зависит точность и своевременность правовой реакции. Фактическая предпосылка, однако, не только представляет общественные отношения. Она служит необходимым элементом их урегулирования. Каждый шаг правового регулирования связан с движением фактической основы, с появлением новых юридических фактов и фактических составов. В свою очередь, возникновение фактов открывает возможность для следующего шага правового регулирования и т. д. Следовательно, юридические факты и составы выступают как активное ядро в системе общественных отношений, как такая подсистема, опираясь на которую право осуществляет преобразование широкого комплекса социальных связей» (Исаков В. Б. Указ. соч. С. 12).

Основанием отнесения анализируемого фактического состава к однородным является то, что юридические факты, обусловливающие возникновение правоотношения, связанного с выкупом земельного участка для государственных и муниципальных нужд, входят в одну отрасль права (отрасль гражданского права). Нормы, преимущественно регулирующие обозначенные отношения, содержатся в статьях Гражданского кодекса, в частности в гл. 15 «Прекращение права собственности» и гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Данный фактический состав признается составом с последовательным накоплением элементов, поскольку только при наличии всех составляющих его элементов наступают определенные правовые последствия. При этом обязательным условием наступления правовых последствий является строгое соблюдение порядка накопления элементов. Так, основанием возникновения соответствующих отношений выступает действие управомоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (принятие административного акта). Далее следует письменное уведомление собственника о предстоящем выкупе. После этого решение о принудительном выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации. В результате этих действий либо заключается соглашение, определяющее условия выкупа, либо принимается судебное решение. Нарушение законодательно установленного порядка накопления названных элементов влечет юридическую недействительность указанного фактического состава, что закреплено, в частности, в ст. 279 ГК РФ. Фактический состав, обусловливающий отношения, связанные с выкупом земельного участка для государственных и муниципальных нужд, включает ряд волеизъявлений. Во-первых, это волеизъявление публичного субъекта, направленное на возникновение обязанности организационного характера по заключению соглашения об отчуждении земельного участка и реализующееся в виде действия управомоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления — принятия административного акта. Такое волеизъявление — основание возникновения исследуемых отношений. Во-вторых, это волеизъявление собственника земельного участка и волеизъявление публичного субъекта на стадии заключения соглашения об отчуждении земельного участка. Наличие в данном фактическом составе в качестве его непосредственного элемента ряда индивидуальных волеизъявлений позволяет отнести его к фактическим составам «с элементом-волеизъявлением» <1>. ——————————— <1> Исаков В. Б. Указ. соч. С. 38.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что отношения, связанные с выкупом земельного участка для государственных и муниципальных нужд, представляют собой сложное структурное образование, включающее ряд социальных и юридических связей. Одни из этих связей являются предпосылками указанных отношений, создающими возможность их возникновения, другие выступают непосредственным основанием возникновения этих отношений, обусловливают динамику их развития и т. д.

Bibliography

Isakov V. B. Fakticheskij sostav v mexanizme pravovogo regulirovaniya. Saratov, 1980.

——————————————————————