История развития семейного права Польши в XX в

(Федорчык П.) («Семейное и жилищное право», 2006, N 2)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА ПОЛЬШИ В XX В.

П. ФЕДОРЧЫК

Федорчык П., доктор права, юридический факультет Белостокского университета, Польша.

1. Настоящая статья является попыткой представить в сокращенном виде историю польского семейного права в XX в. В русской литературе на эту тему практически нет никаких работ, предположительно последняя публикация относится к 1979 г. <*>. История этого права сложная, она тесно связана с политическими изменениями, происходившими на территории польских земель в XX в. Приобретение независимости в 1918 г., затем Вторая мировая война, переход власти в руки коммунистов в 1944 г., а также демократический перелом в 1989 г. оказали огромное влияние на всю законодательную систему, в том числе на семейное право. Результатом этих преобразований была попытка выделения семейного права как самостоятельной отрасли, что проявилось в возникновении в это время двух семейных кодексов: в 1950 г. и 1964 г. Семейное право сохраняет неразрывную связь с гражданским правом, однако действующий по сей день Семейный и опекунский кодекс 1964 г. позволяет рассматривать семейное право как самостоятельную отрасль. ——————————— <*> Стецкий Л. Семейное право Польской Народной Республики // Семейное право зарубежных европейских социалистических стран / Ред. Е. М. Ворожейкин. М., 1979. С. 172 — 224.

История польского семейного права распадается на несколько этапов развития. Первый этап — это 1919 — 1948 гг., когда продолжались работы над унифицированием, затем кодификацией гражданского и семейного права по традиционным западноевропейским образцам и доктринерским предположениям. Результатом работ первого периода была унификация гражданского и семейного права в 1945 — 1946 гг., а также неудачная попытка кодификации этого права в 1948 г. Второй этап охватывает годы с 1948-го до 1964-й. В этот период возникли отдельные кодификации семейного права, выделенные из гражданского права в целом. Следующий этап связан с преобразованием действующего кодекса, которое началось после распада коммунистической системы в 1989 г. и продолжается по сей день. 2. В ноябре 1918 г. после 123 лет аннексии Польша приобрела независимость. Три захватчика — Россия, Пруссия и Австрия во время своего господства ввели на аннексированных территориях свои правопорядки, так что в 1918 г. польское законодательство, возникшее до 1795 г., не имело силы. Возрожденное государство, которое называли II Речь Посполитая, унаследовало от государств-захватчиков разнообразные правовые системы. Эти обстоятельства привели к тому, что на землях возрожденного Польского государства, на территории отдельных провинций действовали гражданские кодексы государств-захватчиков: Австрийский кодекс — ABGB 1811 г. (текст после дополнения в 1914 г.), немецкий Гражданский кодекс — BGB 1896 г. В свою очередь, на аннексированной Россией территории обстановка была еще более сложной. На части земель действовало брачно-супружеское право 1836 г., другие положения в области семейного права находились в Гражданском кодексе Царства Польского 1825 г., являвшегося вариацией Кодекса Наполеона 1804 г. На остальной территории, аннексированной Россией, в области семейного права действовал Свод законов 1835 г. Кроме того, на небольшой территории, в южной части государства, имело законную силу венгерское право <*>. ——————————— <*> Суйка-Зелиньска К. История права. Варшава, 1989. С. 245 — 258. См. также фундаментальный труд на тему гражданских кодификаций: Суйка-Зелиньска К. Великие гражданские кодификации XIX века. Варшава, 1973. (Syjka-Zielicska K. Historia prawa. Wielkie kodyfikacje cywilne XIX wiekи).

Разнообразие правовых систем приводило к тому, что нормы семейного права на различных территориях государства во многом отличались друг от друга. Например, правовое регулирование отношений между супругами по BGB было основано на светской (нецерковной) модели брачно-супружеского права. Гражданская церемония бракосочетания происходила в присутствии служащего загса, допускалось также расторжение брака. По брачно-супружеским делам исключительную подсудность осуществляли государственные гражданские суды. В противоположность таким решениям на землях, аннексированных в прошлом Россией, действовала церковная модель брачно-супружеского права, без какой-либо возможности расторгнуть брак между католиками, с исключительной подсудностью духовным судам <*>. ——————————— <*> Федорчык П. Семейное право восточных земель II Речи Посполитой // Культурное разнообразие польского пограничья. Люди — идеи — право / Ред. А. Литыньски и П. Федорчык. Белосток, 2003. С. 511 — 513. (Fiedorczyk P., Prawo rodzinne ziem wschodnich II Rzeczypospolitej, w: Wielokulturowosc polskiego pogranicza. Ludzie — idee — prawo).

В свою очередь, брачно-супружеское право в кодексе ABGB было создано по образцу так называемой смешанной модели, что предполагало как гражданскую, так и религиозную форму вступления в брак (по выбору брачующихся); юрисдикция принадлежала общим судам <*>. Различия касались также имущественных отношений между супругами <**> и других институтов семейного права. Обращает на себя внимание следующий факт: в период до Первой мировой войны в Австрии и России было проведено частичное изменение семейного права, что улучшило правовое положение женщин и внебрачных детей. ——————————— <*> Дзядзио А. Личное супружеское право в Австрии на фоне взаимоотношений государство — Католическая церковь (XVIII — XIX вв.) // Краковские исследования по истории государства и права / Ред. В. Урушчак и Д. Малец. Краков, 2004. С. 137 — 145. (Dziadzio A. Osobowe prawo malzencskie w Austrii na tle stosunkyw pacstwo — Kosciol katolicki (XVIII — XIX wiek), w: Krakowskie studia z historii pacstwa i prawa). <**> Яворски В. Л. Гражданское право на польских землях, т. I. Материалы. Брачно-супружеское право личное и имущественное. Варшава, 1919. (Jaworski W. L. Prawo cywilne na ziemiach polskich, t. I. Zrodia. Prawo maizenskie osobowe i majatkowe).

3. В 1919 г. перед специальной образованной Кодификационной комиссией (Закон от 3 июня 1919 г.) была поставлена задача — создать единое судебное право. Эта комиссия возникла как полностью независимый орган, в состав которого входили 44 юриста, назначенные президентом Речи Посполитой. Проекты гражданских и уголовных законов должны были быть после обработки и принятия комиссией переданы министру юстиции, который решал, следует ли направлять их в парламент для утверждения. От результатов работы Кодификационной комиссии зависело, как скоро пойдет процесс создания единого права в независимом государстве. Польские политики во главе с первым руководителем независимого государства маршалом Юзефом Пилсудским подчеркивали, что процесс кодификации права должен происходить быстро, даже в ущерб качеству нового права. Ю. Пилсудский считал, что совершенствование права можно отложить на более поздний срок, самое главное — его унификация <*>. Дальнейшие события показали, что эти пожелания не могли осуществиться. Кодификационная комиссия не приняла предложения о временном введении в действие на территории всей Польши права одного из государств-захватчиков, так как не было единого мнения, чье право избрать. Власти решили работать над новыми законами, что, естественно, удлиняло процесс унификации <**>. В области гражданского права была принята концепция разработки его отдельных институтов. Создание кодекса отложили на более поздний срок <***>. В конце концов, в 1919 — 1939 гг. были созданы кодексы: Уголовный (1932 г.), Уголовно-процессуальный (1928 г.), Обязательственный (1933 г.), Торговый (коммерческий) (1934 г.) и Гражданский процессуальный (1930 г.). ——————————— <*> Литыньски А. Полвека кодификации права в Польше (1919 — 1969). Избранные вопросы. Тыхы, 2001. С. 31 — 32. (Litycski A. Pyi wieku kodyfikacji prawa w Polsce (1919 — 1969). Wybrane zagadnienia). <**> Радваньски З. Формирование польской правовой системы в первые годы II Речи Посполитой // Историко-правовой журнал. 1969. Т. XXI. Вып. 1. С. 35 — 36. (Radwacski Z. Ksztaitowanie sik polskiego systemu prawnego w pierwszych latach II Rzeczypospolitej). <***> Гурницки Л. Гражданское право в разработках Кодификационной комиссии Речи Посполитой Польской в 1919 — 1939 гг. Вроцлав, 2000. С. 472 — 479. (Gyrnicki L. Prawo cywilne w pracach Komisji Kodyfikacyjnej Rzeczypospolitej Polskiej).

Как видим, в области семейного права в довоенный период не была проведена унификация. Эта работа растянулась на 20 лет (1918 — 1939 гг.), однако так и не вышла за рамки проектов Кодификационной комиссии. Причиной этого были прежде всего политические трудности в разработке единого института личных супружеских отношений. Здесь также стоит обратить внимание на очень важный психологический аспект, связанный с созданием семейного права в демократическом государстве: это право неразрывно связано с природой человека, оно затрагивает интересы всех, касается всех, поэтому его создание встречает на своем пути разнообразные трудности. Именно это и происходило в Польше в довоенный период. В очень эмоциональной обстановке создавался проект личного супружеского права. Его автором был известный юрист, профессор Варшавского университета и доктор honoris causa Университета в г. Лилле — Кароль Лютостаньски <*>. Проект был утвержден Кодификационной комиссией в 1929 г. Автор проекта стремился создать такое право, которое восприняло бы все общество. Самым трудным оказалось учесть точку зрения католической церкви в сочетании с основным принципом единства брачно-супружеского права для всех граждан вне зависимости от их вероисповедания. Поэтому автор законопроекта предусмотрел возможность заключения светского брака в загсе, в присутствии как работника загса, так и священника признанной государством церкви. Расторжение брака было возможным только после того, когда суд вынес постановление о прекращении супружеских отношений без расторжения брака (так называемый разъезд супругов), затем после истечения трехлетнего срока можно было требовать вынесения решения о разводе. Католическая церковь выступила с резким протестом против возможности расторжения брака. Глава католической церкви Польши того времени кардинал Август Хленд назвал проект «большевистским» и не принял его в целом. Надо отметить, что это высказывание имело исключительно пропагандистский и тенденциозный характер, так как проект не имел ничего общего с советскими решениями <**>. Сопротивление церковной иерархии было достаточной причиной для того, чтобы приостановить проект. Таким образом, в сложившихся условиях сама идея унификации семейного права не могла осуществиться. Правда, были созданы проекты имущественного супружеского права (1937 г.), а также положения о правовых отношениях между родителями и детьми (1934 г., 1938 г.) и право об опекунском учреждении (1938 г.), но в довоенный период они так и не стали действовать. ——————————— <*> Тем, кто заинтересован, предлагаю биографию создателя проекта: Суйка-Зелиньска К., Лютостаньски Кароль (1880 — 1939) // Ежеквартальный журнал частного права. Вып. 2. С. 245 — 271. (Karol Lutostacski (1880 — 1939)). <**> Литыньски А. Полвека… Ук. соч. С. 29 — 30. (Pyi wieku… Op. cit.).

4. В 1944 г. власть перешла в руки коммунистов. Это предвещало совсем новую обстановку в правовой сфере, хотя сначала коммунисты обещали поддерживать существующий до сих пор правопорядок. Проблема унификации гражданского права после войны стала более важной, чем в период 1919 — 1939 гг. Это вытекало из того, что изменились границы государства и произошла всеобщая миграция населения <*>. Новые власти применили «революционный» метод работы над унификацией права. Не была возобновлена деятельность Кодификационной комиссии, так как она работала очень медленно и в ней преобладали консервативные юристы <**> (новые власти забыли об отмене закона о Кодификационной комиссии). Согласно закону Совета Министров от 12 июня 1945 г. министр юстиции был обязан в течение девяти месяцев подготовить декреты, унифицирующие гражданское право. Это задание было поручено небольшой группе юристов — служащих работников Министерства юстиции <***>. В этом месте стоит обратить внимание и на тот факт, что правительство было намерено унифицировать право с помощью декретов, но не в форме законов, утверждаемых Сеймом. Это облегчало работу, но одновременно свидетельствовало о том, что общество не сможет повлиять на содержание нового права. ——————————— <*> Гродзки С. Работы в области кодификации и унификации польского частного права (1919 — 1947) // Ежеквартальный журнал частного права. 1992. Вып. 1 — 4. С. 19 — 20. (Prace nad kodyfikacja i unifikacja polskiego prawa prywatnego (1919 — 1947)). <**> Хайн Л. Революционный подвиг польского права (об унификации прав) // Государство и право. 1946. NN 9 — 10. С. 3 — 4. (Rewolucyjny czyn polskiego prawnictwa (rzecz o unifikacji prawa)). <***> Федорчык П. Из трудов над унификацией личного супружеского права в 1945 году // Miscellanea historico — iuridica. Т. I / Ред. А. Литыньски и П. Федорчык. Белосток, 2003. С. 68 — 69. (Z prac nad unifikacja osobowego prawa maizenskiego w 1945 r.).

Декреты, служащие унификации гражданского права, появились в конце 1946 г. Всего было издано 17 юридических актов. Семейного права касались декреты: о брачно-супружеском праве, об имущественном супружеском праве, о семейном праве, об опекунском праве. Они были основаны на принципах светскости брака, равенства супругов, прочности брачного союза, не отождествляемого, однако, с догмой о неразрывности брака, а также на принципе соблюдения интересов ребенка как генеральной линии семейного права. Особенное значение имело последовательное осуществление принципа независимости брачно-супружеского права от церкви. С этого момента институт брака был построен как институт гражданского права, полностью светский, без каких-либо религиозных элементов. Все это произошло, несмотря на протесты католической церкви, которая была лишена в новой политической обстановке всякого влияния и стала объектом преследований со стороны управляющей государством коммунистической власти <*>. Официально правительство считало, что не надо придерживаться вероисповедных и религиозных принципов в области брака, потому что даже католическая Испания ввела в 1932 г. независимое от католической церкви брачно-супружеское право <**>. ——————————— <*> Об отношениях Католической церкви к новому правопорядку см.: Пекошевски Я. The Law of Marriage in Poland // The Jurist. 1954. С. 275 — 285; см. также: Федорчык П. Католическая церковь и политическая оппозиция по отношению к унификации личного супружеского права в 1945 году // Историко-правовой журнал. 2004. Т. LVI. Вып. 1. С. 99 и др. (Kosciyi katolicki i opozycja polityczna wobec unifikacji osobowego prawa maizenskiego w 1945 r.). <**> По отношению к новому брачно-супружескому праву. Объявление министра юстиции // Демократический правовой обзор. 1945. N 1. С. 22. (Wobec nowego prawa maizenskiego. Oswiadczenie ministra sprawiedliwoнci).

Унификация права стала огромным достижением новых властей. Содержание положений семейного права не подражало советским законам. Напротив, решения в области имущественных отношений между супругами отвечали нуждам свободной экономики. Польские декреты опережали тогдашние европейские образцы в отношении к защите и охране прав женщины и ребенка <*>. Однако надо отметить, что проведение унификации права в течение такого короткого времени стало возможным только потому, что были использованы довоенные проекты Кодификационной комиссии. Таким образом, послевоенную унификацию надо воспринимать как продолжение и завершение труда, начатого в довоенный период. ——————————— <*> Радваньски З. Гражданское право ПНР // Историко-правовой журнал. 1995. Т. XLVII. Вып. 1 — 2. С. 24. (Prawo cywilne PRL).

5. Успех в области унификации права привел к тому, что уже в 1947 г. начались работы над единым Гражданским кодексом. Эту задачу поручили министру юстиции, который назначил узкую группу специалистов. Специалисты ограничили свою деятельность технической стороной унификации, так как целью работы было не создание нового права, а совершенствование и систематизация уже существующего права. Семейное право должно было быть частью кодекса (книга II), полный же кодекс состоял из пяти книг. В опубликованном проекте книги II <*> не было существенных изменений в отношении унифицированного права. Этот кодекс никогда не вступил в силу, потому что в стране произошли политические изменения. Положения кодекса были признаны «буржуазными». Они не совпадали с идеями социалистического строительства в стране. Так оно на самом деле и было, поскольку кодекс представлял собой продолжение дела юристов — членов довоенной Кодификационной комиссии. ——————————— <*> Проект второй книги Гражданского кодекса «Семейное право» // Демократический правовой обзор. 1948. N 6. С. 8. (Projekt ksikgi drugiej kodeksu cywilnego, prawo rodzinne).

6. В 1948 г. как в Польше, так и в других восточноевропейских странах, начался процесс ускоренной советизации государственного строя и права. Сталинский тезис об обострении классовой борьбы одновременно с успехами социалистического «строительства» привел в области гражданского права к новому урегулированию этой отрасли. Высказывались мнения о том, что гражданское право должно быть фактором, ускоряющим строительство коммунистического строя. При этом семейное право должно было исполнять совсем другую роль — быть инструментом влияния государства на семью. Такое мнение характерно для тоталитарных систем, к каковым, безусловно, относился сталинизм. С 1948 г. в польской правовой прессе началась популяризаторская кампания советского права, в том числе семейного <*>. Переводились работы советских юристов и издавались в цикле «Библиотека переводов советской юридической литературы». Надо отметить, что первым переводом была работа в области семейного права <**>. ——————————— <*> Федорчык П. Семейное право Польской Народной Республики как объект историко-правовых исследований (1944 — 1964) // Историко-правовой журнал. 2003. Т. LV. Вып. 2. С. 147 — 148. (Prawo rodzinne Polski Ludowej jako przedmiot badac historyczno-prawnych (1944 — 1964)). <**> Свердлов Г. М. Брак и семья в советском государстве. Варшава, 1949. (Maizenstwo i rodzina w pacstwie radzieckim).

Советская доктрина семейного права заключалась в том, что совокупность семейных отношений должна быть выделена в отдельный раздел права. При этом обращалось внимание на то, что семейные отношения основаны не на имущественных связях, а на личных. Имущественные отношения, характерные для гражданского права, в социалистической семье должны играть второстепенную роль <1>. Ф. Энгельс был автором широко известного в СССР мнения о том, что в «буржуазной» семье из-за преобладания имущественных факторов семейные связи ослабляются <2>. Поэтому с целью укрепления семьи, советское законодательство рассматривало семейное право в отдельном кодексе <3>. Советские юристы, ссылаясь на Ленина и Сталина, доказывали также, что только в коммунистическом строе может осуществляться полное равноправие женщин <4>. Однако если мы более тщательно рассмотрим советский Кодекс о браке, семье и опеке 1926 г., то убедимся в том, что самой характерной чертой его был отказ от принципа прочности брачного союза. Можно было только зарегистрировать развод в органах записи актов гражданского состояния, без искового заявления о разводе в суд. Следующей чертой было то, что для заключения брака достаточной предпосылкой был факт совместной жизни. Правда, в 1944 г. правила регистрации и расторжения брака усложнились, однако по-прежнему в этой области наблюдались свидетельства крайней свободы <5>. ——————————— <1> Антокольская М. В. Семейное право. М., 2002. С. 64. <2> «Кто может ручаться, что я не выйду замуж по любви за того, кто больше за меня заплатит», — риторически спрашивал в одной из своих работ Ф. Энгельс. См.: Свердлов Г. М. Ук. соч. С. 8 — 9. <3> Шер С. Семейное право. Варшава, 1954. С. 15 — 16. (Prawo rodzinne). <4> Пионтовски Я. С. Ленин и принципы социалистического семейного права // Юридические исследования. 1971. Вып. 28. С. 35 — 40. (Lenin a zasady socjalistycznego prawa rodzinnego). <5> Литыньски А. Брак в Советском Союзе. Избранные юридические проблемы // Miscellenea Juridica. Т. I / Ред. А. Литыньски. Тыхы, 2002. С. 79 — 81. Однако стоит помнить о том, что Ленин выступал против «феминистических» постулатов «свободной любви», определяя их как буржуазный вымысел. См.: Свердлов Г. М. Ук. соч. С. 5 — 6. (Zwiazek maizenski w Zwinzku Radzieckim. Wybrane zagadnienia prawne).

У процесса создания отдельного Семейного кодекса в Польше особая история. Это было политическое решение, принятое в Москве. Целью кодификации должно было стать быстрое восприятие советских образцов почти во всех социалистических странах. Поэтому было принято решение о совместной работе над семейным кодексом польских и чехословацких юристов. Это должна была быть так называемая уравниловка «братских» государств на пути к социализму. И что самое характерное, первым шагом должно было быть семейное право, как наиболее пригодное для совместной кодификации <*>. Люди, которые принимали это решение, не учли того, что у Польши и Чехословакии совсем другое юридическое прошлое, другие традиции. Самым важным считалось введение советских образцов. К ним принадлежали: возможность развода по обоюдному согласию сторон, общность имущества супругов как законная система имущественного супружеского права, возможность выбора фамилии мужа или жены, а также право усыновить только несовершеннолетнего и только ради его пользы <**>. ——————————— <*> Литыньски А. О праве и судах в первые годы Польской Народной Республики. Белосток, 1999. С. 230. (O prawie i sadach poczatkyw Polski Ludowej). <**> Сьвионтковски Х. По образцу права социалистической страны // Демократический юридический обзор. 1949. N 11. С. 3. (Za wzorcem prawa kraju socjalizmu).

Польско-чехословацкий проект Семейного кодекса был разработан за очень короткий срок — в течение трех месяцев, в 1949 г. Вопросы, по которым польские и чехословацкие юристы не пришли к согласию, были урегулированы в проекте неопределенно и неконкретно. Тем не менее работа над кодексом продолжалась, несмотря на различие взглядов и мнений <*>. В результате в Семейном кодексе 1950 г. было много пробелов и недочетов, которые должна была заполнить судебная практика. ——————————— <*> Дзядзио А. Польско-чехословацкое сотрудничество в кодификации семейного прав в 1948 — 1950 гг. Из истории советизации права // Рассуждения об изучении и догматике права / Ред. Я. Малец. Краков, 2002. С. 147. (Polsko-czechosiowacka wspyipraca nad kodyfikacjn prawa rodzinnego w latach 1948 — 1950. Z dziejyw sowietyzacji prawa, w: Rozwaiania o nauce i dogmatyce prawa, red. J. Malec).

Семейный кодекс заменил действующие тогда четыре унифицированных декрета 1945 — 1946 гг. Изменения оказались существенными. Положительным изменением следует считать последовательное введение принципа равноправия супругов и ликвидацию дискриминации внебрачных детей. Упрощены были также положения о разводе, потому что в Кодексе не перечислялись законные предпосылки развода. Кодекс пользовался термином необратимого разлада семейной жизни и как отрицательную предпосылку развода называл благо несовершеннолетних детей. Сохранилось положение о том, что супруг, виновный в распаде брака, не может требовать развода. Таким образом, в этой области польские юристы не воспользовались советскими образцами. В свою очередь, в сфере имущественных отношений был установлен, следуя советскому образцу, режим общности имущества супругов. Одновременно была ограничена возможность регулировать имущественные отношения по договору между супругами. Надо подчеркнуть, что система общности нажитого имущества на практике очень подходила к тогдашним экономическим отношениям, так как частной собственности в промышленности и торговле практически не было. Можно констатировать, что в обедневшем обществе, выросшем на почве коммунистической уравниловки («уравнения в беде»), эта система лучше всех защищала и охраняла интересы семьи. В современной юридической литературе преобладают отрицательные оценки Семейного кодекса. Подчеркивается, что политика победила право <*>. Совместный эксперимент отрицательно оценивается также чешскими юристами. Эксперимент не продолжался долго, так как в середине 60-х гг. обе страны создали свои семейные кодексы. ——————————— <*> Литыньски А. О праве… Ук. соч. С. 231. (O prawie…).

7. Дальнейшая история польского семейного права сочетается с политическими изменениями, которые произошли в 1956 г. В рамках ликвидации последствий сталинизма начались работы над новым Гражданским кодексом. С этой целью была учреждена Кодификационная комиссия при министре юстиции. Сначала члены комиссии считали, что семейное право должно быть частью единого Гражданского кодекса <*>, поэтому первый проект кодекса, опубликованный в 1960 г., содержал в IV книге положения семейного права. Стоит добавить, что эти положения были улучшенным вариантом Семейного кодекса 1950 г., который учитывал также достижения Верховного Суда в судебной практике. Однако через год было принято политическое решение о выделении семейного права в отдельный Семейный и опекунский кодекс. Все это произошло вопреки мнениям большинства цивилистов; опять оказалось, что политика победила право <**>. Надо предполагать, что власти опасались негативного отношения СССР, который мог воспринять единый Гражданский кодекс как отказ от советских образцов и поворот к «буржуазно-капиталистическим» решениям. ——————————— <*> Виняж Я. Социалистическое семейное право ПНР. Эволюция — актуальное состояние — перспективы. «Юридические исследования» 1974. Выпуск 4. С. 68. (Socjalistyczne prawo rodzinne PRL. Ewolucja — stan aktualny — perspektywy). <**> Калляс М., Литыньски А. История строя и права Польской Народной Республики. Варшава, 2000. С. 413. (Historia ustroju i prawa Polski Ludowej).

Семейный и опекунский кодекс от 25 февраля 1964 г. вступил в законную силу 1 января 1965 г. одновременно с Гражданским кодексом. Многократно измененные и дополненные, они действуют по сей день. Семейный кодекс состоит из трех книг (I — брак, II — родство (отношения между родителями и детьми), III — опека и попечительство) и из 184 статей, т. е. он в два раза больше, чем предыдущий Семейный кодекс. Он основан на принципе соблюдения интересов ребенка, который надо понимать так, что в формировании семейных отношений ребенок является самым важным лицом и его интересы приоритетны. Это проявляется также в том, что: (а) суд не может вынести решение о разводе, если это препятствует благу ребенка, и (б) родительская власть осуществляется во благо ребенка. Следующий принцип касается особой охраны и защиты семьи; он осуществляется с помощью законоположений Гражданского процессуального кодекса. Другие принципы касаются отдельных разделов семейного права, среди них надо назвать принцип равенства супругов (согласно концепции: равные права и обязанности, но не одинаковые), принцип прочности брака, светскости этого института, равноправия всех детей и принцип надзора государства за институтом опеки. 8. Самые важные изменения, которые произошли в польском семейном праве после демократического перелома в 1989 г., касались модификации брачно-супружеского права. В 1998 г., в связи с ратификацией конкордата с Ватиканом, введены два равноправных способа бракосочетания: в присутствии служащего загса, а также в присутствии священника признанного государством вероисповедания. Гражданские последствия таких браков тождественные, оба брака подлежат юрисдикции государственных судов, и в обоих случаях допускается развод. Важные изменения произошли в 1999 г., когда в кодекс были включены положения о прекращении супружеских отношений без расторжения брака (так называемый разъезд супругов) <*>. Здесь надо отметить, что законодатель возвратился к концепции, которая содержалась в довоенном проекте К. Лютостаньского. Как видим, история повторяется. ——————————— <*> Игнатович Я. Семейное право. Варшава, 2001. С. 34. (Prawo rodzinne).

В 2004 г. в Семейный и опекунский кодекс были внесенные существенные изменения. Они касались вопросов имущественного супружеского права. Как известно, согласно советским образцам, имущественные отношения между супругами основаны на режиме общности имущества супругов. В условиях развивающейся рыночной экономики после 1989 г. оказалось, что этот режим не охраняет надлежащим способом интересов того из супругов, который не занимается предпринимательской деятельностью. Взаимная ответственность супругов по любым долговым обязательствам приводила к такому положению, что неработающая жена отвечала за обязательства мужа. Изменения 2004 г. заключались в ограничении ответственности за долговые обязательства супруга и создании более широких возможностей изменения имущественного строя, благодаря супружескому имущественному договору. Однако надо подчеркнуть, что система имущественной общности супругов продолжала действовать. В Польше не воспользовались режимом раздельности общего имущества супругов, очень популярного в Европе (Швеция и главным образом немецкий кодекс BGB). Стоит также упомянуть, что режим раздельности общего имущества супругов действовал в Польше в 1945 — 1950 гг. и был отменен коммунистической властью <*>. ——————————— <*> Более подробно на тему реформы см.: Смычиньски Т. Реформа имущественного супружеского права // Юридические ведомости. 2004. N 18. С. 827 — 835. (Reforma maizenskiego prawa majatkowego).

На фоне действующего Кодекса остается постоянным вопрос о том, может ли он (Кодекс) быть доказательством существования отдельной отрасли права. Юристы-теоретики согласны в том, что семейное право является частью гражданского права. Семейный и опекунский кодекс не составляет самостоятельной полной кодификации, он является lex specialis по отношению к Гражданскому кодексу. В нем нет Общей части, так как в этой сфере действуют положения Гражданского кодекса. Обращается большое внимание на равенство субъектов как общую черту как семейного, так и гражданского права. Подчеркивается также, что семейные имущественные отношения сейчас тесно связаны с гражданским правом. В таком контексте нельзя сегодня защищать тезис об обособленности семейного права в общей правовой системе. Некоторые юристы высказываются в пользу включения вопросов семейного права в проект нового Гражданского кодекса. На этот счет пока нет согласия, так как другая группа юристов — практиков и теоретиков — подчеркивает достоинства самостоятельного закона как более читабельного и понятного. Не надо рассчитывать на быстрое решение этой дилеммы, так как, несмотря на существование Кодификационной комиссии гражданского права <*>, работы над новым Гражданским кодексом продвигаются довольно медленно. Таким образом, дискуссия продолжается уже почти десять лет. ——————————— <*> Радваньски З. Основания дальнейших кодификационных работ в области гражданского права // Государство и право. 2004. N 3. С. 11 — 13. (Zaiozenia dalszych prac kodyfikacyjnych na obszarze prawa cywilnego).

9. История семейного права Польши служит примером того, как разные идеологии и юридические системы влияли на содержание соответствующих законов. Вспомним, что здесь непосредственно применялись Кодекс Наполеона, ABGB, BGB, право царской России, каноническое право и советское право. Своеобразие и самобытность польских юристов состоят в том, что они сумели создать такое право, которое, пусть и не являясь совершенным, представляет собой собственное творческое достижение, в котором умело использовался опыт исторического прошлого. Об истории польского семейного права в XX веке. История польского семейного права в XX в. очень сложная, потому что сложной была история Польши в этот период. В 1918 г., во время приобретения независимости, на польских землях действовало пять разных систем семейного права. Кодификационная комиссия работала над проектами нового права целое «двадцатилетие» (период 1918 — 1939 гг.), но ни один из проектов до войны не был действующим. Унификация права в 1945 — 1946 гг. проводилась с помощью декретов, основанных на довоенных проектах. Затем в 1950 г. был создан Семейный кодекс, над которым совместно работали польские и чехословацкие юристы. Кодекс подражал советским образцам. Сейчас по-прежнему действует Семейный и опекунский кодекс 1964 г. В нем проведены значительные изменения, но многие из них напоминают довоенные проекты, что может показаться немножко архаическим. Однако надо подчеркнуть, что старый кодекс хорошо действует в новой экономической и общественной действительности.

——————————————————————