Совершенствование организации воспитательной работы и общеобразовательного обучения несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах

(Бабаян С. Л., Данилин Е. М.)

(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2008, N 2)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,

СОДЕРЖАЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ

С. Л. БАБАЯН, Е. М. ДАНИЛИН

Бабаян С. Л., ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук.

Данилин Е. М., ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук.

В настоящее время накопилось много нерешенных вопросов в сфере организации воспитательного процесса и общеобразовательного обучения в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах (СИЗО) ФСИН России. Особую озабоченность при этом вызывают содержащиеся в СИЗО лица несовершеннолетнего возраста, для которых указанная проблема является наиболее значимой. Обращает на себя внимание неупорядоченность правовой базы, касающейся данной стороны деятельности ФСИН России, что вызывает необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральные законы «Об образовании» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также в ведомственные нормативные документы.

На начало 2007 г. из содержавшихся в СИЗО почти 6,5 тыс. несовершеннолетних (75%) было привлечено за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Более 50% не имеют основного общего образования, в том числе 4,4% не имеют начального общего образования. Эти цифры свидетельствуют о повышенной криминализации личности несовершеннолетних, содержащихся в СИЗО, и необходимости организации в отношении их целенаправленной воспитательной работы, а также общеобразовательного обучения. Одним из показателей криминализации является тот факт, что среди несовершеннолетних подследственных увеличивается доля лиц в возрасте 14 — 15 лет, а также имевших до заключения под стражу опыт взаимодействия с системой правосудия, в том числе ранее осуждавшихся к лишению свободы условно. (Например, по данным администрации СИЗО N 2 г. Таганрога ГУФСИН России по Ростовской области на начало 2007 г. таковых было 34%.)

В отношении несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, необходимо учитывать два параллельно идущих процесса. Первый — осуществление необходимых уголовно-процессуальных следственных действий. Второй — социализации личности, перерыва в котором после помещения подростка в СИЗО быть не должно. Иначе создавшийся вакуум заполнится негативом. Основными средствами процесса социализации личности несовершеннолетних в условиях пребывания их под следствием должны стать воспитательная работа и общеобразовательное обучение.

Возможности организации и проведения воспитательной работы и обучения в СИЗО весьма ограничены, но они есть, и их необходимо использовать. В основу должен быть положен комплексный подход, подразумевающий единство действий сотрудников различных служб СИЗО. При этом организация и проведение воспитательной работы с несовершеннолетними и их общеобразовательного обучения должны основываться на рекомендациях психологов и учитывать индивидуальные особенности личности подследственных.

На начальном этапе пребывания в СИЗО требуется обеспечивать несовершеннолетних полной и достоверной информацией об их правах и обязанностях, режимных и дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений, жалоб. Необходимую информацию начинать предоставлять с момента приема подозреваемых и обвиняемых в учреждение. После размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам данную работу проводить как индивидуально, так и с помощью радио — и телевизионных передач (для этого в каждой камере целесообразно оборудовать радиоточку и, по возможности, установить телевизор). Для несовершеннолетних готовить специальные программы, в которых доходчиво и эмоционально, с использованием примеров из жизни разъяснять права и обязанности подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, правила поведения в СИЗО. Кроме того, информацию об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых следует вывешивать в каждой камере. Целесообразно также оборудовать в каждом СИЗО комнату воспитательной работы, оформленную специальной наглядной агитацией, в которой сотрудники могли бы проводить инструктаж несовершеннолетних. Он представляется необходимым, поскольку нельзя полагаться только на то, что содержащиеся в СИЗО несовершеннолетние сами ознакомятся с информацией, размещенной в камерах.

С каждым вновь прибывшим в СИЗО несовершеннолетним психологам и сотрудникам медицинской службы учреждения необходимо проводить работу, направленную на изучение его личности, установление степени педагогической запущенности и образовательного уровня, выявление социальных проблем, исследование состояния здоровья. Кроме того, по специально разработанной программе следует проводить занятия по социально-правовым вопросам, целью которых является подготовка к условиям содержания в СИЗО, выполнению режимных требований, формированию целевых установок на перспективу.

Первоначальный период нахождения несовершеннолетнего в СИЗО должен завершиться выявлением индивидуальных особенностей личности и подготовкой его комплексной характеристики. Подобная характеристика составляется сотрудником отдела воспитательной работы совместно с психологом и медиком, работниками оперативной и других служб СИЗО.

С момента прибытия несовершеннолетнего в СИЗО инспектор отдела воспитательной работы оформляет дневник индивидуальной воспитательной работы, в который заносятся записи о первоначальных беседах с вновь поступившим, примерный план воспитательной работы с подростком с учетом его индивидуальных особенностей, психоэмоционального состояния, данных личного дела и полученных уже в СИЗО наблюдений. В дневнике необходимо предусмотреть краткое изложение воспитательных задач и пути их достижения. На начальном этапе пребывания несовершеннолетнего в СИЗО целесообразно выявить те социальные проблемы, которые у него возникли (например, отношения с семьей, наличие паспорта в личном деле, жилищные условия и т. д.), занести их в дневник и наметить пути решения. В обязательном порядке здесь делают записи сотрудники медицинской службы учреждения. Кроме дневника, основные сведения о несовершеннолетних, содержащихся в СИЗО, заносятся в журнал старшего инспектора (инспектора) по воспитательной работе.

В дальнейшей работе с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми целесообразно осуществлять комплексный подход, предусматривающий нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание.

Нравственное и правовое воспитание возможно осуществлять в индивидуальных и групповых формах — например, покамерно с использованием радио — и телевизионного вещания. Трудовое воспитание, конечно, в полной мере в условиях СИЗО осуществить невозможно, однако проведение бесед о выборе профессий, выявление (с участием психолога) профессиональных наклонностей, приучение к элементарному труду по уборке помещения, изготовлению наглядных учебных пособий, сувениров, игрушек и прочих поделок, восстановлению старых библиотечных книг вполне реально. Для осуществления физического воспитания целесообразно в прогулочных двориках СИЗО оборудовать турник, баскетбольные кольца, другие спортивные сооружения. Желательно также в одной из свободных камер оборудовать тренажерный зал, там же разместить теннисный стол.

В условиях ограниченных возможностей проведения воспитательной работы с подозреваемыми и обвиняемыми несовершеннолетними, находящимися в СИЗО, важным элементом этого процесса должна стать библиотека учреждения. Библиотечные работники знакомят несовершеннолетних с произведениями художественной литературы, дают советы, какие книги, статьи из газет и журналов целесообразно прочитать. Это можно делать как в индивидуальных беседах, так и посредством радиовыступлений.

Сотруднику библиотеки СИЗО следует сформировать целенаправленную подборку книг, предназначенных для чтения именно подростками. Правила пользования библиотечным абонементом утверждаются начальником СИЗО. Вполне возможно организовать с подростками читательские конференции и диспуты по определенной тематике. Подобные мероприятия рекомендуется проводить либо покамерно, либо с несовершеннолетними, собранными из нескольких камер (с учетом требований режима содержания подследственных) в комнате воспитательной работы.

В соответствии с графиком необходимо своевременно выдавать в камеры газеты, журналы, художественную, учебную и научно-популярную литературу. При этом важной составляющей процесса воспитания несовершеннолетних, находящихся в СИЗО, должно стать приучение их к чтению, самоанализу поведения и поступков героев художественных произведений.

Важным событием как для родителей, так и для несовершеннолетних становятся свидания. К ним необходимо готовить и подростков, и родителей. Только в этом случае свидания могут оказать положительное влияние на моральное и эмоциональное состояние подростка, что, в свою очередь, позитивно сказывается на его поведении. В СИЗО возможно проведение Дней открытых дверей, когда родители и лица, их заменяющие, знакомятся с условиями содержания подростка, получают необходимую информацию. Со своей стороны администрация СИЗО, готовясь к встрече с родителями, может получить от них важную дополнительную информацию о подростке. Кроме того, родители могут оказать существенную помощь подросткам в налаживании утраченных социальных связей с семьей, учебным или производственным коллективом.

Для оказания духовной помощи подозреваемым и обвиняемым по их просьбе и с разрешения органа, в производстве которого находится уголовное дело, допускается приглашение в СИЗО священнослужителей зарегистрированных в Российской Федерации религиозных объединений. С их помощью возможна организация воскресных школ по обучению несовершеннолетних основам православия или других религий. Эффективным и эмоциональным по воздействию воспитательным мероприятием может стать проведение с несовершеннолетними в СИЗО духовных бесед в канун православных праздников, например Прощеного воскресенья, с последующим написанием подростками «прощеных писем» в адрес родственников и потерпевших.

Реализация права подростков, находящихся в СИЗО, на свободу совести и вероисповедания не должна нарушать правила внутреннего распорядка учреждения, а также ущемлять интересы других лиц. Главное, чтобы работа священнослужителей с подозреваемыми и обвиняемыми несовершеннолетними, содержащимися в СИЗО, была направлена на решение основной задачи, стоящей перед учреждением.

Общеобразовательное обучение несовершеннолетних, содержащихся в СИЗО, наряду с воспитательной работой является важным средством их социализации, элементом учебно-воспитательного процесса, организуемого в учреждении. Кроме того, организуя общеобразовательное обучение, администрация СИЗО создает условия для реализации права несовершеннолетних на получение основного общего образования.

Обучение подозреваемых и обвиняемых осуществляют учителя городских и районных общеобразовательных школ на основе договора с СИЗО (территориальным управлением). Администрации СИЗО необходимо обеспечить полный охват обучением всех находящихся там подростков, не имеющих основного полного образования.

Несмотря на пробелы законодательства (Закон РФ «Об образовании» не регулирует вопросы организации обучения несовершеннолетних, содержащихся в СИЗО), руководителям территориальных органов ФСИН и администрации изоляторов необходимо проявлять инициативу и настойчивость, активно привлекать к решению данной проблемы городские и районные органы образования. Подобная инициатива должна завершаться договором между территориальными органами ФСИН и органами управления образованием об организации обучения подозреваемых и обвиняемых несовершеннолетних в СИЗО.

Учитывая уровень педагогической запущенности данной категории лиц, негативное отношение к учебе, текучесть и неравномерность поступления, а также кратковременность пребывания в СИЗО, приоритетными задачами в процессе обучения заключенных под стражу становятся именно воспитательные задачи. Учителям рекомендуется обращать особое внимание на воспитательную сторону уроков, подбор учебно-методического материала, в котором используются убедительные примеры и факты из жизни. Связать подростка с жизнью — это важный момент, потому что главный источник всех нравственных неполадок и нарушений в поведении — это та душевная пустота, когда несовершеннолетние становятся безучастными к окружающей жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями. В современной жизни это отчетливо проявляется.

Необходимо учитывать и то, что для большинства находящихся в СИЗО несовершеннолетних прежний опыт учебы в школе был связан в основном с отрицательными эмоциями. Они плохо успевали, пропускали занятия, отставали от своих сверстников, вступали в конфликты с учителями и одноклассниками. У них сложилось отрицательное отношение к учебе, навыки умственной деятельности не выработаны. Свой негатив и агрессивность они переносят и на процесс обучения в СИЗО. Поэтому у данной категории лиц прежде всего необходимо сформировать позитивные мотивы к учебе, преодолеть внутреннее сопротивление положительному влиянию воспитателей и педагогов.

Сделать это трудно, но возможно. Необходимо так организовать процесс обучения, чтобы несовершеннолетние ощущали потребность в знаниях и им стало интересно учиться. На начальном этапе при первых беседах с подростком выясняется лишь уровень его образования и педагогической запущенности, выявляются причины негативного отношения к обучению. В зависимости от результатов изучения личности формируются учебные группы (классы). Самые запущенные в педагогическом плане подростки должны обучаться по коррекционным типовым программам.

Обучение несовершеннолетних, содержащихся в СИЗО, возможно осуществлять в виде организации учебно-консультационного пункта (УКП) и путем самообразования. Но самообразование несовершеннолетних возможно лишь в случае, если у подростка сформировалась потребность обучения, ему стало интересно приобретать знания. Однако таких в СИЗО — единицы. Но работать в этом направлении необходимо, стараясь всячески поощрять подростков в стремлении учиться.

Основная доля несовершеннолетних в СИЗО обучается в УКП. При этом можно использовать как индивидуальные, так и групповые консультации по предметам. Групповые консультации проводятся тогда, когда формируется учебная группа из несовершеннолетних примерно с равным уровнем знаний и обучающихся в определенном классе. Помимо прочих условий при формировании учебной группы необходимо учитывать требования режима содержания в СИЗО. Хорошо, если наполнение групп (классов) составляет 10 — 15 человек. Однако в связи с текучестью и неравномерным поступлением несовершеннолетних в СИЗО эта цифра может постоянно меняться.

Возможно организовывать в СИЗО и филиалы общеобразовательных школ, училищ и колледжей, как это делают, например, в Свердловской области. Занятия там проводятся четыре раза в неделю, в определенные дни и часы, по таким предметам, как: русский язык, литература, математика, биология, химия, физика, география. Основная форма занятий — урок. Учебные занятия проводятся в специальном помещении (классе), где имеется все необходимое оборудование: оргтехника, наглядные пособия, технические средства обучения, хранятся школьные и письменные принадлежности и учебники. Кроме того, учебники можно выдавать обучающимся и в камеры. Как показывает практика (СИЗО N 1 г. Екатеринбурга), возможно и дистанционное обучение с использованием местного кабельного телевидения. При этом локальная телесеть превращается в мощное средство позитивного воздействия на подростков, поскольку при отсутствии возможности смотреть привычные для них фильмы (как правило, боевики) они поневоле переключаются на транслируемые по кабельному телевидению образовательные программы.

В СИЗО, где нет возможности выводить учащихся покамерно в специально оборудованный класс, следует использовать местное радио и телевидение, по которым транслируются уроки — консультации и беседы по основным разделам учебных дисциплин. Это создает определенные трудности, однако при четкой и умелой организации достигаются как учебные, так и воспитательные цели.

Если подростки во время содержания в СИЗО завершают основное общее образование, то им оформляются соответствующие документы той общеобразовательной школы, учителя которой проводили занятия по договору между территориальными органами ФСИН и управления образованием. В иных случаях несовершеннолетний, обучаясь в условиях СИЗО, покидая это учреждение, получает справку. Эти документы приобщаются к личному делу несовершеннолетних.

В отношении несовершеннолетних, признанных судом виновными в совершении преступлений и осужденных к реальному отбыванию лишения свободы, требуется организовывать цикл занятий по специальной программе, способствующих их последующей адаптации к условиям в ВК. В ходе занятий целесообразно разъяснить отличия в условиях и режиме содержания ВК от СИЗО. Психологам СИЗО (желательно в контакте с психологами ВК, в которые будут переводиться несовершеннолетние) необходимо проводить тренинговые занятия по формированию оптимальной модели поведения в колонии, установлению правильных взаимоотношений как с администрацией учреждения, так и с другими осужденными. При наличии соответствующих видеоматериалов (фильмов) об условиях отбывания наказания в конкретных ВК демонстрировать их несовершеннолетним, переводимым в эти учреждения из СИЗО. В ВК вместе с осужденным передается дневник индивидуальной воспитательной работы, который желательно сделать «сквозным». В работе с подростками важно соблюдать принцип преемственности между СИЗО и ВК.

——————————————————————