Правовая защита субъектов правоотношений в области жилищного обеспечения военнослужащих

(Дзеган А. И.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 9) Текст документа

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А. И. ДЗЕГАН

Дзеган Анатолий Илларионович, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин факультета юриспруденции и ювенальной юстиции Московского психолого-социального университета, доцент.

В статье раскрыты некоторые аспекты правовой защиты субъектов правоотношений в области жилищного обеспечения военнослужащих. Определены правовые основы жилищного обеспечения военнослужащих. На примерах судебной защиты нарушенных жилищных прав военнослужащих показаны возможные меры защиты их субъективных жилищных прав.

Ключевые слова: жилищное обеспечение, военнослужащий, правовая защита, судебная защита, субъект правоотношения, жилищное право.

Legal protection of subjects of legal relations in the sphere of housing provision of military men A. I. Dzyogan

The article concerns some aspects of legal protection of subjects of legal relations in the sphere of housing provision of military men, on the basis of examples of judicial protection of violated housing rights of military men the author shows the possible measures of protection of their subjective housing rights.

Key words: housing provision, military man, legal protection, judicial protection, subject of a legal relation, housing right.

Конституция Российской Федерации в статье 40 закрепила права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе и в жилищной сфере <1>. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 2009. 21 января.

Наличие надлежащего жилья свидетельствует о достойном жизненном уровне человека, провозглашенном Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Указанная норма инкорпорирована в Конституцию Российской Федерации, которой предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации) <2>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный) (под ред. А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева) включен в информационный банк согласно публикации — «За права военнослужащих», 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <2> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. О статусе военнослужащих: Науч.-практ. комментарий. М.: Эксмо, 2012. С. 92.

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Особенность правового положения военнослужащих состоит в том, что, во-первых, они обладают гражданством РФ, т. е. являются гражданами России и обладают общим правовым статусом личности, а во-вторых, в силу выполнения ими специфических обязанностей в сфере обороны и безопасности страны имеют особый, специальный статус, что наряду с предусмотренным конституционным правом на жилище всех граждан страны обусловливает наличие специального права военнослужащих на жилище <3>. ——————————— <3> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Жилищные права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // Российский военно-правовой сборник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2011. С. 27 — 28.

Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах <4>. ——————————— <4> Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (по состоянию на 7 апреля 2013 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3805.

В настоящее время жилищное обеспечение военнослужащих является одной из приоритетных и непростых задач, стоящих перед государством. Характерным для жилищного законодательства является применение большого количества мер защиты субъективных жилищных прав. При передаче спора на рассмотрение в суд важность приобретают такие вопросы, как: правовая защита, по обеспечению соблюдения и защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов правоотношений в области жилищного обеспечения в судебном процессе, недопущение принятия незаконных судебных решений. Правовая защита, проводимая в этих целях, направлена на подготовку к участию в судебном процессе, сбор необходимых доказательств, представительство интересов в суде, обжалование неправомерных решений суда и некоторые другие аспекты участия в судебном процессе. Защита жилищных прав, являющихся, по сути, гражданскими правами, осуществляется: — посредством признания права; — восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; — признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; — признания недействительным решения собрания; — признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; — самозащиты права; — присуждения к исполнению обязанности в натуре; — возмещения убытков; — взыскания неустойки; — компенсации морального вреда; — прекращения или изменения правоотношения; — неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; — иными способами, предусмотренными законом <5>. ——————————— <5> Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г N 55-ФЗ (по состоянию на 10 апреля 2013 г.) // СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

Конкретные формы восстановления нарушенных прав зависят от характера прав и его нарушения. Так, в целях восстановления нарушенного жилищного права лица из принадлежащего ему жилого помещения подлежат выселению лица, незаконно занимающие его. Судебная защита нарушенных жилищных прав, являясь принципом жилищного права, одновременно опирается на конституционный принцип, в соответствии с которым каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод <6>. ——————————— <6> Жилищный кодекс Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий. М.: Проспект, 2012. С. 5.

Приведу несколько примеров. Военнослужащий войсковой части N В. А Сысоев был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список очередников на получение жилья. Установление факта нахождения малолетнего Плаксина Федора Никитича на иждивении у его дедушки — Сысоева Владимира Аркадьевича дает возможность включить Плаксина Ф. Н. в состав члена семьи военнослужащего, имеющего право на обеспечение жильем. Решением жилищной комиссии войсковой части N от 20 декабря 2012 г. Сысоеву В. А. отказано во включении в состав семьи внука, так как он не находится на его иждивении. Гражданское дело было инициировано супругой Сысоева В. А. Сысоевой С. Л. Из пояснений представителя заявителя следует, что все расходы по содержанию малолетнего Плаксина Федора несет Сысоев В. А., поскольку никакого источника дохода заявитель не имеет, пособий на ребенка не получает, ведет общее хозяйство совместно со своими родителями как член семьи, что подтверждается справкой с места работы Сысоева В. А. и справкой с места работы его супруги Сысоевой С. Л. Отец ребенка — Плаксин Н. С. зарегистрирован и проживает в Воронежской области. Материальную помощь сыну не оказывает, жилья, принадлежащего ему на праве собственности или по договору социального найма, не имеет, что подтверждается свидетельством о рождении, уведомлением, отметкой в паспорте о регистрации. Свидетельскими показаниями подтверждается, что Сысоев В. А. фактически содержит всю семью, состоящую из его супруги, дочери и внука. Суд посчитал, что совокупность приведенных доказательств подтверждают факт нахождения малолетнего Плаксина Федора 2011 г. рождения на иждивении его дедушки — Сысоева В. А. Требования заявителя нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, не оспариваются заинтересованными лицами и, соответственно, подлежат удовлетворению в полном объеме <7>. ——————————— <7> Копия решения Валуйского районного суда Белгородской области от 15 мая 2012 г. N 2-462/2012 // Фонд кафедры ГРПД МПСУ.

Жилищная комиссия пересмотрела жилищное дело Сысоева В. А. и распределила жилое помещение с учетом его внука. В результате судебного решения жилищной комиссией было распределено Сысоеву В. А. и членам его семьи жилое помещение жилой площадью большей, чем ранее. На следующем примере судебной практики приведу случай судебной защиты командиров частей от военнослужащего, пытавшегося получить служебное жилое помещение в нарушение установленного законодательством порядка. Алексеев проходит военную службу в войсковой части S, куда прибыл из войсковой части Z, дислоцированной в том же городе. Поскольку командир войсковой части S и вышестоящей войсковой части L в течение трех месяцев не обеспечили его служебным жилым помещением, Алексеев обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать указанных командиров войсковых частей предоставить ему служебное жилое помещение. Из справки председателя жилищной комиссии войсковой части Z следует, что Алексеев на жилищном учете в части не состоит, с просьбой предоставить служебное жилое помещение не обращался. Служебные жилые помещения предоставляются не всем без исключения военнослужащим, прибывшим к новому месту военной службы, а тем, кто не обеспечен жильем по месту службы. При этом для получения служебного жилья военнослужащий должен обратиться с соответствующей просьбой к командованию части, представив сведения об отсутствии жилья по новому месту службы, а жилье выделяется на основании решения соответствующей жилищной комиссии части после утверждения в установленном порядке. В данном случае мнение заявителя Алексеева о том, что он не обязан обращаться к командованию части с просьбой предоставить ему служебное жилое помещение, ошибочно, поскольку именно от его волеизъявления зависит решение вопроса о предоставлении ему служебной квартиры, общежития либо выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья. При этом, в отсутствие волеизъявления Алексеева, у командования войсковой части S нет оснований для предоставления ему служебного жилья, поскольку проходящий военную службу в г. Воронеже Алексеев такого желания не изъявлял. Вопреки мнению Алексеева принятие решения о предоставлении ему служебного жилья, помимо его соответствующего волеизъявления, невозможно и без выяснения вопроса обеспеченности его жильем по новому месту службы, что возлагает именно на заявителя обязанность представить командованию необходимые сведения об отсутствии у него жилья по месту службы. Таким образом, поскольку заявитель Алексеев к командованию войсковой части S, в которой он проходит военную службу, а также к командованию войсковой части Z с просьбой предоставить ему служебное жилое помещение не обращался, суд не усматривает нарушения его прав, в связи с чем в удовлетворении его заявления было отказано. Вышесказанное подтверждает отсутствие нарушений прав Алексеева со стороны указанных им должностных лиц <8>. ——————————— <8> Копия Определения судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 11 августа 2011 г. N КГ-1330 // Фонд кафедры ГРПД МПСУ.

Приведу еще один пример. В соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма военнослужащему, учитывается площадь жилого помещения, находящегося в собственности как у него, так и у членов его семьи. Суту В. В. с 8 июня 2001 г. находится в очереди на получение жилого помещения по месту службы. Решением жилищной комиссии управления от 20 января 2011 г. ему на семью, состоящую из 4 человек, распределена трехкомнатная квартира общей площадью 73,6 кв. м. После этого жилищной комиссии стало известно, что сын Суту является собственником 1/4 доли в праве общей собственности на часть жилого дома в размере 18,55 кв. м, в связи с чем на заседании жилищной комиссии управления от 24 марта 2011 г. принято решение об отмене решения жилищной комиссии о распределения Суту вышеуказанного жилого помещения, восстановлении Суту и членов его семьи в очереди для получения жилого помещения на состав семьи 3 человека. Считая свои права нарушенными, он просил суд признать решение жилищной комиссии в части отмены пункта протокола заседания жилищной комиссии в отношении распределения ему жилого помещения и действия начальника указанного управления, утвердившего данное решение, незаконными и обязать жилищную комиссию восстановить действие пункта протокола заседания жилищной комиссии в отношении ранее распределенного ему жилого помещения. Военный суд в удовлетворении заявления Суту В. В. о распределении жилого помещения отказал. Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. А в соответствии ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Следовательно, размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности. Как видно из материалов дела, общая площадь первоначально распределенной с учетом наличия у сына заявителя в собственности доли (18,55 кв. м) жилого помещения превышает установленную норму предоставления жилья на семью, состоящую из четырех человек <9>. ——————————— <9> Копия Определения судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 28 июля 2011 г. N КГ-1265 // Фонд кафедры ГРПД МПСУ.

В результате все заботы по поиску жилья и его найму (поднайму) ложатся исключительно на самих военнослужащих, которые вынуждены не только искать себе жилье, но и из собственного кармана оплачивать все связанные с этим расходы. Законодателю нужно сформулировать порядок определения близлежащих населенных пунктов. А поскольку этого пока сделано не было, то была создана предпосылка для некоторого непонимания данного положения лицами, которые имеют отношение к распределению жилплощади. Нельзя забывать и о поддержании необходимой боевой готовности частей, учреждений, организаций. Нужно обеспечить такие условия, когда при необходимости военнослужащий должен прибывать на свое служебное место в достаточно короткие сроки. Если говорить, к примеру, относительно Москвы, то в понятие «близлежащий населенный пункт» входят прежде всего города и поселки так называемой зеленой зоны — районы Подмосковья, непосредственно граничащие со столицей. Причем в большинстве случаев это те районы, где не сразу и разберешь, где кончаются московские дома и начинаются уже областные <10>. ——————————— <10> Юрьев И. В. Чтобы жилья стало больше // Красная звезда. 2011. N 12. С. 4.

А что касается служебного жилья, то помимо указанных проблем существует еще одна, и довольно существенная, — это финансирование строительства служебного жилья. Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что проблема жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей в период прохождения ими военной службы, несмотря на проводимые преобразования в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, так полностью и не решена. При этом современное состояние правовой системы обусловливает необходимость внесения изменения в законодательство, анализа существующих пробелов в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей в период прохождения ими военной службы и их устранения. Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений или помощь в их приобретении путем создания надлежащих условий. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий. Решением жилищных проблем военнослужащих в настоящее время является накопительно-ипотечная система, которая включает накопление денежных средств на специальном счету и адресное целевое использование данных средств, направляемых на решение жилищной проблемы, а также устанавливает зависимости качества приобретаемого жилья от продолжительности военной службы. Только комплексный подход и всестороннее глубокое изучение решения жилищного вопроса по исполнению взятых обязательств государства по обеспечению постоянным и временным жильем военнослужащих, проходящих военную службу, будет способствовать созданию Вооруженных Сил, отвечающих требованиям современной жизни. Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин, «в 2013 — 2014 годах мы полностью выполним свои обязательства по предоставлению жилья военнослужащим и ветеранам и значительно продвинемся в решении проблемы расселения аварийного жилья. В ближайшие годы из таких домов в новые квартиры должны переехать все граждане, которые признаны на 1 января 2012 года нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с аварийным состоянием их жилища» <11>. ——————————— <11> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. // Рос. газ. 2012. 13 декабря.

Одно из направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. — это обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, завершение программ по обеспечению постоянным и служебным жильем военнослужащих <12>. ——————————— <12> Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утв. Правительством Российской Федерации 31 января 2013 г. Документ опубликован не был // СПС «Гарант».

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. 2009. 21 января. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 55-ФЗ (по состоянию на 10 апреля 2013 г. // СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1. 3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (по состоянию на 7 апреля 2013 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3805. 4. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утв. Правительством Российской Федерации 31 января 2013 г. (документ опубликован не был) // СПС «Гарант». 5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 // Рос. газ. 2012. 13 декабря. 6. Жилищный кодекс Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий. М.: Проспект, 2012. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный) (под ред. А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева) включен в информационный банк согласно публикации — «За права военнослужащих», 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— 7. Кудашкин А. В., Фатеев К. В. О статусе военнослужащих: Науч.-практ. комментарий. М.: Эксмо, 2012. 8. Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Жилищные права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // Российский военно-правовой сборник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2011. 9. Материалы судебной практики // Фонд кафедры ГРПД МПСУ. 10. Юрьев И. В. Чтобы жилья стало больше // Красная звезда. 2011. N 12.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *