Надзор за исполнением законодательства, регулирующего установление тарифов на тепловую и электрическую энергию, товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса

(Паламарчук А.) («Законность», 2009, N 4)

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО УСТАНОВЛЕНИЕ ТАРИФОВ НА ТЕПЛОВУЮ И ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ, ТОВАРЫ И УСЛУГИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

А. ПАЛАМАРЧУК

Паламарчук А., начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ.

Генеральная прокуратура РФ проанализировала состояние законности в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса. В период мирового финансового кризиса рассматриваемый сегмент правоотношений нуждается в постоянном внимании со стороны органов прокуратуры по причине его особой значимости в обеспечении процесса жизнедеятельности, а также в связи с падением доходов населения, сокращением рабочих мест, ростом цен. Более того, явно прослеживается тенденция лоббирования и продвижения своих интересов собственниками энергетических предприятий, которые хотят переложить свои производственные и непроизводственные затраты на потребителей энергоресурсов и иных услуг. В связи с этим, с целью предотвращения возможного массового недовольства граждан, возникновения очагов социальной напряженности, защиты прав и свобод граждан, прокурорский надзор крайне актуален, так как прокуратура в этом случае — единственный орган, способный навести порядок и восстановить законность. Поэтому необходимо скоординировать усилия органов прокуратуры и контролирующих органов для достижения конечного результата. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. <1> содержит экономическое обоснование необходимости государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию и является руководством для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации при разработке и реализации мер государственного регулирования в названной сфере. Полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны — основной приоритет Энергетической стратегии России. ——————————— <1> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 1234-р.

Цели государственного регулирования тарифов — защита экономических интересов потребителей от их монопольного повышения, а также создание механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии (ст. 3 ФЗ от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», далее — Закон от 14 апреля 1995 г.). Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение и т. д., а также надбавок к тарифам для таких организаций и для потребителей их услуг установлены ФЗ от 30 декабря 2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон от 30 декабря 2004 г.). В целом анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о неудовлетворительном состоянии законности в рассматриваемой сфере правоотношений. Только в 2008 г. прокуроры приняли меры реагирования на более чем 5000 нарушений закона, внесли свыше 1400 представлений, принесли более 800 протестов на незаконные правовые акты, предъявили свыше 1700 исков в суды и подали более 600 заявлений в арбитражные суды, возбудили свыше 130 производств по делам об административных правонарушениях. По материалам проверок органы следствия возбудили 50 уголовных дел. Большое количество правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Федерации в сфере электроэнергетики, государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, тарифов организаций коммунального комплекса, не соответствует федеральному законодательству. Зачастую в правовых актах содержатся положения, нарушающие нормы о размере платы за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г.). Недопустимы ситуации, когда правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ устанавливаются завышенные тарифы оплаты для определенных групп потребителей, завышенные ставки платы потребителей за технологическое присоединение, ограничения права граждан на присоединение энергопринимающих устройств (требование наличия регистрации на территории региона, получения разрешений на цели отопления и т. д.). Вместе с тем следует пресекать и случаи установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей за счет повышения тарифов для прочих потребителей. Решения о предоставлении льгот должны быть согласованы с антимонопольными органами. Согласно положениям ч. 7 ст. 5 ЖК органы местного самоуправления в пределах своих полномочий наделены правом принятия нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие жилищные отношения, однако не всегда такие акты соответствуют федеральным законам, нормативным правовым актам субъектов РФ. К примеру, вопреки ч. 3 ст. 13 Закона от 30 декабря 2004 г., правовыми актами органов местного самоуправления зачастую предусматривается введение новых тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса до истечения года с момента введения действующих тарифов без оснований для их досрочного пересмотра. Кроме того, нередко правовые акты органов местного самоуправления издаются с превышением предусмотренных законом полномочий и/или устанавливаются тарифы, не подлежащие регулированию. Требуют прокурорского реагирования многочисленные факты непринятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы, надбавки, критерии доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, неутверждения технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Обязанность принятия органами местного самоуправления указанных правовых актов следует из ст. 17 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 Закона от 30 декабря 2004 г. и обусловливает возможность установления надбавок к тарифам, а также проведение инвестиционной деятельности. Необходимо отметить, что практически во всех субъектах Федерации нарушается порядок опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы, что противоречит одному из основных принципов государственного регулирования тарифов — обеспечению открытости и доступности для потребителей. Повсеместно органы тарифного регулирования допускают многочисленные нарушения установленных законом норм. Следует добиться строгого соблюдения требований закона, не допускающих установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год до принятия закона субъекта РФ о региональном бюджете, а также изменение тарифов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Федерации проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта (ст. 2 Закона от 14 апреля 1995 г.). Региональные органы регулирования должны осуществлять надлежащий контроль за применением регулируемых цен (тарифов),проводить проверки правильности применения устанавливаемых тарифов, применять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности (ст. 6 Закона от 14 апреля 1995 г., ст. 23 ФЗ от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике»). Отсутствие должного контроля со стороны органов тарифного регулирования ведет к нарушениям основ ценообразования, допускаемым отдельными хозяйствующими субъектами — сетевыми электроснабжающими и теплоснабжающими организациями, произвольно устанавливающими тарифы за технологическое подключение к электрическим и тепловым сетям для физических и юридических лиц. Необходимо уделять особое внимание выявлению и пресечению фактов незаконного ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, отключения энергоснабжения потребителям, имеющим задолженность по оплате энергии, с нарушением установленного порядка. Во всех случаях нарушения порядка установления тарифов виновные должностные лица должны быть привлечены к ответственности по ст. 14.6 КоАП (нарушение порядка ценообразования). Кроме того, за непредоставление потребителям информации о тарифах руководители управляющих организаций подлежат привлечению к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП (нарушение иных прав потребителей). Практика прокурорского надзора в этой сфере правоотношений обобщена в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 20 декабря 2008 г. N 73/1-699-2008, направленном прокурорам субъектов Федерации. В документе подчеркивается необходимость рассмотрения надзора за исполнением законодательства о тарифах в качестве приоритетного направления деятельности. Для преодоления сложившейся неблагополучной ситуации прокурорам необходимо активизировать работу по восстановлению законности в области установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса, настойчиво добиваясь результата прокурорского реагирования не только на досудебной стадии, но и в судебных инстанциях, информируя о наиболее грубых нарушениях закона Генеральную прокуратуру РФ. Предупреждению нарушений законодательства о регулировании тарифов в рассматриваемой сфере способствует своевременное осуществление мониторинга проектов правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. О состоянии законности и результатах проведенной Генеральной прокуратурой с участием прокуроров субъектов Федерации проверки в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса проинформированы Президент РФ и Председатель Правительства РФ. Информация Генерального прокурора доведена Правительством РФ до органов государственной власти субъектов Федерации. Президент РФ, выступая на итоговой коллегии Генеральной прокуратуры 25 февраля 2009 г., указал, что работа прокуратуры в условиях мирового экономического кризиса должна носить упреждающий характер. Поэтому в период снижения доходов населения, возникших трудностей в экономике прокурорам следует принять комплекс мер прокурорского реагирования для защиты прав граждан от произвола чиновников в области установления тарифов, добиваться повышения эффективности действий, умело осуществляя свои полномочия во взаимодействии с контролирующими органами.

——————————————————————