Порядок в ЖКХ. Опыт работы прокуратуры Омской области по защите прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства

(Спиридонов А. П.)

(«Прокурор», 2013, N 3)

ПОРЯДОК В ЖКХ

ОПЫТ РАБОТЫ ПРОКУРАТУРЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

А. П. СПИРИДОНОВ

Спиридонов А. П., прокурор Омской области.

Прокуратура Омской области надзор за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере осуществляет на постоянной и системной основе. Новый импульс работе придали открытие Временной приемной Генерального прокурора Российской Федерации и проведенное в г. Омске оперативное совещание по вопросам совершенствования практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ в Сибирском федеральном округе.

Указанные мероприятия высветили срез новых проблем, существующих в жилищно-коммунальном комплексе Омской области, дали возможность переосмыслить сложившуюся ситуацию, результаты надзорной деятельности, а также определить новые подходы к организации надзора и методике проверок. По их итогам были приняты дополнительные организационные меры, выработаны приоритетные направления проверок.

Так, с целью обеспечения большей доступности для населения непосредственно в округах г. Омска и районах области организованы межведомственные приемные по вопросам ЖКХ, в состав которых вошли представители прокуратуры области, всех контролирующих органов, муниципалитета, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Графики приема широко освещены в печатных и телевизионных средствах массовой информации, в результате чего только за ноябрь — декабрь 2012 г. обеспечены прием и оперативное разрешение обращений более тысячи граждан. Кроме того, в практику введено создание межведомственных рабочих групп для проверки конкретных вопросов.

С работниками прокуратур округов и районов на регулярной основе проводятся обучающие занятия в форме лекций, семинаров, круглых столов, на которые приглашаются специалисты органов контроля, в том числе Государственной жилищной инспекции, Региональной энергетической комиссии Омской области, региональных управлений Роспотребнадзора, Ростехнадзора, преподаватели ФГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского». В дополнение к имевшимся организационно-распорядительным документам разработаны и направлены на места методические рекомендации, информационные письма. Эти документы касаются как организации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, так и отдельных направлений (ценообразование, эффективность расходования средств организациями коммунального комплекса, деятельность управляющих компаний и т. п.).

Внесены коррективы в планирование работы. Принято решение последовательно в течение года провести проверки во всех отраслях жилищно-коммунальной сферы.

Поскольку большинство жалоб во Временную приемную Генерального прокурора РФ в г. Омске подано на незаконные действия ОАО «ОмскВодоканал», с учетом поручения управления Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе в первую очередь организована проверка в сфере организации водоснабжения.

Прокуратурой области разработан план проверки, предусматривающий вопросы законности использования муниципального имущества, банкротства МУП «Водоканал» г. Омска, регулирования тарифов, реализации производственных и инвестиционных программ, формирования прибыли и другие.

Для ее проведения создана рабочая группа в составе сотрудников аппарата прокуратуры области, управлений МВД и ФСБ. К проверке привлечены около 20 органов контроля. По результатам проверки выявлены множественные грубые нарушения в деятельности ОАО «ОмскВодоканал», администрации г. Омска, РЭК области, а также организаций, осуществлявших оценку рыночной стоимости муниципального имущества. Всего внесено более 40 различных актов реагирования, по направленным прокуратурой области материалам возбужден ряд уголовных дел.

Проверка соблюдения РЭК Омской области порядка утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях и на общедомовые нужды выявила грубые нарушения жилищного законодательства.

С привлечением научных работников в области социологии и математики установлено, что вопреки Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 (в ред. от 28.03.2012), при наличии возможности РЭК Омской области не использован метод аналогов. При расчете количества процедур водопользования использовались результаты анкетирования, которое осуществлено с отступлением от элементарных правил проведения социологических исследований заинтересованными лицами, в том числе самим ОАО «ОмскВодоканал».

Определением Верховного Суда РФ заявление прокуратуры области о признании не действующим приказа РЭК Омской области в части утверждения указанных нормативов со дня его принятия полностью удовлетворено. По материалам проверки в отношении председателя РЭК области возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ (халатность).

Проверкой деятельности ОАО «ОмскВодоканал», обоснованности тарифов на его услуги установлены факты экономически не обоснованного включения в них на протяжении ряда лет затрат на социальное развитие, корпоративные праздники и другие мероприятия на сумму более 70 млн. руб. При этом РЭК Омской области при проведении экспертиз экономической обоснованности цен, проверок исполнения производственных программ данного юридического лица меры к снижению тарифов не применялись, что послужило основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Анализ заключенных с ОАО «ОмскВодоканал» договоров аренды муниципального имущества показал, что администрация г. Омска вопреки требованиям законодательства с 2006 г. не повышала арендную плату. В связи с этим по материалам прокуратуры в отношении сотрудников данного органа местного самоуправления возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ. Прокурором г. Омска в адрес мэра города внесено представление о пересмотре размеров арендных платежей, которое рассмотрено и удовлетворено.

Выявлен факт использования ООО «Сибаквастрой», входящим вместе с ОАО «ОмскВодоканал» в группу компаний «РОСВОДОКАНАЛ», подложных документов на трубы, проложенные при строительстве очистных сооружений. Поскольку стоимость строительства зачтена в счет арендной платы администрацией г. Омска, чем причинен ущерб муниципалитету, УМВД России по Омской области возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Устранение выявленных в ходе проверки нарушений закона, расчет новых нормативов, а также расследование уголовных дел поставлены на контроль прокуратуры области.

Значительное внимание уделено органами прокуратуры области состоянию законности при поставках населению электроэнергии.

Проведенной прокуратурой области совместно с УФСБ России по Омской области по информации МРУ Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу проверкой в деятельности ОАО «Омскэнергосбыт» установлены нарушения законодательства о кредитно-банковской деятельности, факты необоснованного включения в тарифы общества отдельных затрат, а также вывода средств по фиктивным сделкам оказания консультационных услуг на сумму более 300 млн. руб.

В результате проверки по информации прокуратуры области РЭК Омской области из тарифов ОАО «Омскэнергосбыт» исключены необоснованные затраты. По данным фактам расследуются уголовные дела.

Впоследствии в том числе указанные обстоятельства повлекли принятие Минэнерго России решения о лишении ОАО «Омскэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика и фактическое прекращение его деятельности.

При проверке инвестиционной программы филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» установлено, что сумма затрат на ее выполнение вследствие допущенной РЭК Омской области ошибки была завышена на 56 млн. руб. По представлению прокуратуры области нарушение устранено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, благодаря своевременному вмешательству прокуратуры области пресечена незаконная передача администрацией г. Омска в аренду на 49 лет находящихся в муниципальной собственности электрических сетей ОАО «Омскэлектро» всего за 60 млн. руб. в год. При том что стоимость активов, по разным оценкам, колеблется от 3,5 до 6 млрд. руб.

Проведенная с привлечением УФСБ России по Омской области, Федеральной службы по тарифам проверка в деятельности ОАО «ТГК-11» показала, что при регулировании тарифов данного юридического лица РЭК Омской области необоснованно учла затраты на аренду последним газопроводов на сумму более 135 млн. руб. за год, что в три раза превышает стоимость самих газопроводов.

По материалам прокуратуры управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области в отношении ОАО «ТГК-11» в связи с несогласованием указанной сделки возбуждено дело по ст. 19.8 КоАП РФ (непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля). Следственные органы в отношении работников РЭК Омской области расследуют уголовное дело.

Кроме того, выявлен факт хищения должностными лицами ОАО «Омскгоргаз» сжиженного газа, предназначенного для бытовых нужд населения и выделяемого обществу по льготной цене, с последующей реализацией его через розничную сеть АГЗС. Уголовное дело по данному факту расследуется СУ УМВД России по г. Омску.

С учетом выявленных фактов в прокуратуре Омской области на IV квартал 2013 г. запланирована проверка законности деятельности газоснабжающих организаций.

Во взаимодействии с саморегулируемыми организациями в сфере строительства достигнуты определенные результаты при проведении проверок деятельности управляющих компаний, в том числе использовании средств на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Так, в результате прокурорского вмешательства управляющие компании пересчитали жителям около 1000 многоквартирных домов плату за содержание жилья, повышенную с начала 2012 г. в нарушение ст. 156 ЖК РФ в отсутствие соответствующих решений общих собраний собственников помещений и органов местного самоуправления.

Директор одной из управляющих компаний осужден на пять лет лишения свободы по ст. 159 УК РФ за хищение 7 млн. руб., предназначенных для капитального ремонта жилых домов. Расследуется еще ряд уголовных дел, возбужденных по материалам проверок органов прокуратуры, по фактам хищения средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и граждан путем завышения объемов и стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Анализ деятельности органов прокуратуры Омской области показывает, что только комплексный системный подход к организации надзора, консолидация усилий правоохранительных и контролирующих органов, органов власти и общественности позволяют достичь весомых результатов при проведении проверок, пресечении нарушений в жилищно-коммунальной сфере.

——————————————————————