Нуждающийся с женой

(Шипунова Е.)

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 32)

НУЖДАЮЩИЙСЯ С ЖЕНОЙ

Е. ШИПУНОВА

Ева Шипунова, кандидат юридических наук, адвокат.

Я уволен из армии по сокращению штатов (выслуга 25 лет) и признан нуждающимся в получении жилья. Я — гражданин России, а моя супруга — гражданка иностранного государства. Имеет ли она право на получение вместе со мной государственного жилищного сертификата?

И. Дятлов, г. Калининград

Пункт 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 N 76-ФЗ устанавливает, что «обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Поскольку в самом вопросе не определен срок постановки на учет военнослужащего, следует подчеркнуть, что в соответствии с федеральным законодательством право на получение жилищных сертификатов имеют также военнослужащие, принятые на учет в качестве нуждающихся и после указанного срока.

Согласно подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, в рамках которой и производится предоставление рассматриваемых жилищных сертификатов, в том числе и военнослужащим, «ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы — обеспечение жильем семей граждан — участников подпрограммы. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для граждан — участников подпрограммы, не имеющих жилых помещений и нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, составляет 42 кв. м на семью из двух человек. Особенности порядка предоставления и расчета социальных выплат для граждан — участников подпрограммы и членов их семей, владеющих жилыми помещениями на праве собственности или проживающих в них по договору социального найма и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, определяются Правительством Российской Федерации. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата».

Проанализировав приведенные нормы, можно сделать вывод, что жилищный сертификат предоставляется непосредственно военнослужащему, который и признается его владельцем, однако как социальная выплата (удостоверенная жилищным сертификатом), так и площадь приобретаемого жилого помещения рассчитываются исходя из количества членов семьи военнослужащего.

Вместе с тем для предоставления социальной выплаты еще и члену семьи военнослужащего предусмотрено такое условие, как признание его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в силу ст. 51 и ст. 52 ЖК РФ, сокращенно именуемое законодателем «признанием нуждающимся в жилых помещениях». Для военнослужащих и членов их семей не закреплен особый порядок такого признания.

Часть 1 ст. 51 ЖК РФ содержит перечень категорий граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях:

«1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности».

Однако в отношении иностранных граждан установлено следующее ограничение: «…жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное» (ч. 5 ст. 49 ЖК РФ). Следовательно, в случае отсутствия соответствующего международного договора с иностранным государством, гражданином которого и является член семьи военнослужащего, за последним не будет признано право на получение жилого помещения по договору социального найма, он не будет поставлен органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и соответственно не сможет получить социальную выплату на приобретение жилого помещения, право на которую удостоверяется жилищным сертификатом.

В тексте письма не содержится упоминаний о государстве, гражданкой которого является жена военнослужащего, поэтому ответить на заданный вопрос однозначно достаточно сложно. Тем не менее следует подчеркнуть, что международных договоров, устанавливающих равенство прав граждан РФ и иностранных граждан в жилищной сфере, не так много. Подобный договор заключен, например, с Азербайджанской Республикой. В соответствии со ст. 9 Международного договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой» (подписан 03.07.97) «каждая из Высоких Договаривающихся Сторон предоставляет проживающим на ее территории гражданам другой Стороны имущественные и личные неимущественные права, право на отдых, на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на получение жилища, на образование, на пользование достижениями культуры, на участие в общественных организациях, а также личные права и свободы на тех же основаниях и в таком же объеме, как и своим собственным гражданам».

——————————————————————