О праве военнослужащих на получение жилья в собственность: краткий анализ современной практики

(Петров О. Ю.) ("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 11) Текст документа

О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ В СОБСТВЕННОСТЬ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ

О. Ю. ПЕТРОВ

Петров О. Ю., кандидат юридических наук.

Проведен анализ форм реализации военнослужащими права на жилище, в том числе получение его в собственность, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Ключевые слова: военнослужащий, право на жилье, формы реализации права.

On the right of military personnel to obtain home ownership: a brief analysis of the current practice O. Yu. Petrov

The analysis of the forms of the armed forces the right to housing, including getting it in the property, in accordance with the Federal Law "On the Status of Servicemen".

Key words: military, the right to housing, the right shape.

Статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" формы реализации военнослужащими права на жилище, в том числе получение его в собственность, обусловлены отнесением их к одной из трех категорий. 1. Военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования). 2. Военнослужащие, на весь срок военной службы обеспечиваемые служебными жилыми помещениями. 3. Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ. Так, к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие: 1) лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; 2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г.; 3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; 4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы; 5) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание; 6) лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; 7) военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; 8) военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание. Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является: 1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более; 2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более: а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в) в связи с организационно-штатными мероприятиями; г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе; 3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; 4) увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе. Участник накопительно-ипотечной системы имеет право использовать денежные средства, в том числе в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях, после возникновения права на использование этих средств. На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абз. 12 п. 1, п. п. 13 и 14 ст. 15, а также абз. 2 и 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <1>. Преимущество накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих заключается в том, что при решении вопроса о предоставлении военнослужащему денежных средств не учитывается наличие у военнослужащего иного жилья, кроме служебного по месту прохождения военной службы. Также как преимущество следует отметить ситуацию, когда военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, например, являются оба супруга и каждый из них вправе получить денежные средства на приобретение жилых помещений. При этом военнослужащий в итоге получает жилье в собственность и право распоряжаться им по-своему усмотрению. -------------------------------- <1> Пункт 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Рассматривая же вопросы обеспечения жильем военнослужащих, которые не относятся к участникам накопительно-ипотечной системы, обратим внимание на то, что государство гарантирует таким военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <2>. -------------------------------- <2> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Как уже указывалось, Законом в отдельную категорию выделены военнослужащие, на весь срок военной службы обеспечиваемые служебными жилыми помещениями. К ним относятся: - военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей; - офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей <3>; -------------------------------- <3> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей <4>. -------------------------------- <4> Там же.

Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации <5>. Военнослужащие-граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации <6>. -------------------------------- <5> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно". <6> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Федеральным органом исполнительной власти (Министерством обороны Российской Федерации) разработан и утвержден Порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850, далее - Порядок). Порядок разработан в соответствии с п. 4 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, и определяет порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства (далее - жилые помещения) <7>. -------------------------------- <7> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850.

Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 <8>. -------------------------------- <8> Пункт 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно".

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: - жилого помещения в собственность бесплатно; - жилого помещения по договору социального найма; - единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При предоставлении в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" гражданам, указанным в абз. 1 п. 2.1 ст. 15, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <9>. -------------------------------- <9> Пункт 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

При предоставлении, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", гражданам, указанным в абз. 1 п. 2.1 ст. 15, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (которое в дальнейшем будет находиться в собственности военнослужащего. - Прим. автора) размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 названного Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации <10>. -------------------------------- <10> Там же.

Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и принятые на учет до 1 января 2005 г. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей могут получить жилье в собственность в порядке приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения <11>. -------------------------------- <11> Пункт 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Следует отметить, что в настоящее время Минобороны России не урегулирован административный порядок приватизации военнослужащими занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, что вынуждает их решать этот вопрос в судебном порядке. Право на приватизацию жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, предоставляет Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Военнослужащий, занимающий жилое помещение на условиях договора социального найма, на основании указанного Закона Российской Федерации обращается с заявлением в территориальное Региональное управление жилищного обеспечения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России (далее - РУЖО МО РФ), в частности, представляющее интересы ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России", о передаче занимаемого им жилого помещения в собственность. Руководитель РУЖО МО РФ отказывает военнослужащему в заявленных требованиях, обосновывая свой отказ следующим: - учреждение не является собственником жилого помещения; - учреждение не является государственным учреждением, за которым данное жилое помещение закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Далее рекомендуется обратиться в суд для разрешения данного вопроса (средняя стоимость юридических услуг по приватизации жилого помещения, предоставленного военнослужащему, в Московской и Ленинградской областях в 2012 - 2013 гг. варьировалась от 15 до 27,5 тыс. руб. По продолжительности процедура занимала 5 - 8 месяцев на прохождение всех судебных инстанций. - Прим. автора). Первое обстоятельство, которое устанавливает суд: истец (военнослужащий) является нанимателем жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма. Далее суд устанавливает, что истец (военнослужащий) ранее в приватизации не участвовал и свое право на приватизацию не реализовывал. Суд устанавливает, что право военнослужащего на получение в собственность жилого помещения, в котором он проживает, гарантировано Законом Российской Федерации <12>, который закрепляет право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную и долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе и несовершеннолетних. -------------------------------- <12> Статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

При этом передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд <13>. -------------------------------- <13> Статья 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на оспариваемое жилое помещение, предоставленное военнослужащему на основании договора социального найма. Также в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России". Государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество <14>. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, что следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. -------------------------------- <14> Федеральный закон от 21 июня 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. На основании изложенного суд принимает решение о прекращении записи в ЕГРП о регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" на спорное жилое помещение и признает за истцом (военнослужащим) право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации. После истечения месячного срока на обжалование вынесенного судом решения военнослужащий представляет в ЕГРП необходимый для регистрации своего права собственности комплект документов согласно утвержденному перечню. Правовая система России продолжает совершенствоваться, и рассмотренные проблемные ситуации наглядно демонстрируют, что действующие законы позволяют военнослужащему реализовать его права, даже когда законодатель несколько усложнил и сделал более продолжительным для некоторых категорий граждан Российской Федерации путь реализации своих конституционных прав.

------------------------------------------------------------------

Название документа