Правовой статус бытового потребителя в обязательствах снабжения товарами через присоединенную сеть

(Повная М. В.) («Гражданское право», 2009, N 4)

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЫТОВОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ СНАБЖЕНИЯ ТОВАРАМИ ЧЕРЕЗ ПРИСОЕДИНЕННУЮ СЕТЬ <*>

М. В. ПОВНАЯ

——————————— <*> Povnaya M. V. Legal status of consumer in obligations of supply of goods through the attached network.

Повная Марина Владимировна, адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

В статье рассматриваются проблемы определения правового статуса бытового потребителя в обязательствах снабжения товарами через присоединенную сеть. На основе анализа правового регулирования отношения по снабжению товарами через присоединенную сеть автор определяет содержание правового статуса бытового потребителя в указанных обязательствах.

Ключевые слова: снабжение товарами через присоединенную сеть, защита прав потребителей, бытовое потребление.

In article problems of definition of a legal status of the household consumer in obligations of supply by the goods through the attached network are considered. On the basis of the analysis of legal regulation of the relation on supply by the goods through the attached network the author defines the maintenance of a legal status of the household consumer in the specified obligations.

Key words: supply by the goods through the attached network, protection of the rights of consumers, household consumption.

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства выступает одной из существенных социально значимых функций государства, требующей в первую очередь нормативного закрепления правового статуса бытовых потребителей в обязательствах снабжения товарами через присоединенную сеть. Соглашаясь с тем, что обеспечение прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере должно сочетать административные и гражданско-правовые механизмы их защиты, все же последнее в условиях рыночной экономики и свободы гражданского оборота имеет приоритетный характер. Административный ресурс защиты прав потребителей преимущественно должен заключаться в систематическом и целенаправленном государственном контроле над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере <1>. ——————————— <1> В качестве результатов осуществления государственными органами подобной функции можно назвать: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 12 «О повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства», Приказ Роспотребнадзора от 28 декабря 2004 г. N 44 «Об утверждении Плана действий Роспотребнадзора по надзору и контролю за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на декабрь 2004 г. — 2005 г.», письмо Роспотребнадзора от 28 декабря 2004 г. N 0100/3671-04-27 «О методических рекомендациях по вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства», письмо Роспотребнадзора от 6 июня 2005 г. N 0100/4265-05-32 «О правовых основаниях возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги», письмо Роспотребнадзора от 1 августа 2005 г. N 0100/5932-05-32 «О правовых основаниях защиты прав потребителей в сфере долевого строительства жилья».

Главный вопрос, от решения которого напрямую зависит определение правового статуса бытового потребителя в обязательствах снабжения товарами через присоединенную сеть, заключается в том, распространяется ли на указанные отношения общее законодательство о защите прав потребителей. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» к охраняемым отнесены в том числе отношения, возникающие из договоров найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг. Из буквального толкования положений указанного Постановления следует, что законодательство о защите прав потребителей распространяется только на нанимателей жилых помещений, в связи с эксплуатацией которых оказываются коммунальные услуги, но не собственников жилья. Следует указать, что структура законодательства (в широком смысле этого слова, т. е. как система нормативных правовых актов различной юридической силы, а не только система законов) о защите прав потребителей включает Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ), Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (далее — Закон), другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст. 1 Закона). Необходимо отметить, что иные нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются в соответствии с ГК РФ, Законом и другими федеральными законами. Ни ГК РФ, ни Закон прямо не включают в сферу правовой защиты прав потребителей обязательства по снабжению товарами через присоединенную сеть бытовых потребителей, преимущественно именуемые коммунальными услугами. Этот пробел (возможно, не имеющий принципиального значения) восполняет Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в соответствии со ст. 157 которого Правительство Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Постановлением от 23 мая 2006 г. N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — Правила), признав утратившим силу ранее действовавшее Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1099 «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов». Это также отвечает и п. 2 ст. 1, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг), что соответствует смыслу нормы п. 4 ст. 3 ГК РФ. Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1). Следует особо подчеркнуть, что действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях как государственного и муниципального, так и частного жилищного фонда (п. 2). Правовой статус потребителя в обязательствах снабжения товарами через присоединенную сеть включает в себя права и обязанности. Согласно п. 51 Правил потребитель имеет право: а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; б) получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя); в) получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; г) получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты; д) быть в соответствии с Правилами или договором полностью или частично освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период непредоставления коммунальных услуг; е) требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральными законами и договором; ж) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации; з) требовать предъявления уполномоченным представителем исполнителя документов, подтверждающих их полномочия, в случаях, когда исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий — в любое время, а также в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще одного раза в шесть месяцев осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб; и) осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором. Согласно п. 52 Правил потребитель обязан: а) при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности — принимать все возможные меры по их устранению; б) при пожарах, авариях на внутридомовых инженерных системах, а также при иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных ресурсов, немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу; в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; г) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; д) допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий — в любое время; е) в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще одного раза в шесть месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; ж) информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений; з) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за коммунальные услуги потребитель уплачивает исполнителю пени в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, что не освобождает потребителя от внесения платы за коммунальные услуги; и) нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и договором. Правовой статус потребителя также определяется установленными для него запретами: а) использовать бытовые машины (приборы, оборудование) с паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки, определяемые в технических характеристиках внутридомовых инженерных систем, указанных в техническом паспорте жилого помещения, ведение которого осуществляется в соответствии с порядком государственного учета жилищных фондов; б) производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя; в) самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения; г) самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения; д) самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение (п. 53 Правил). Среди наиболее часто встречающихся нарушений прав потребителей в обязательствах снабжения товарами через присоединенную сеть можно назвать несоблюдение исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений, навязывание ими кабальных условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных со снабжением коммунальными ресурсами жилых помещений (квартир) граждан. Данные нарушения лишь отчасти связаны с общими проблемами жилищного сектора и высоким уровнем износа коммунальной инфраструктуры практически повсеместно на территории Российской Федерации, поскольку большая часть претензий бытовых потребителей связана с ненадлежащим исполнением обязательств по снабжению товарами (коммунальными ресурсами) через присоединенную сеть.

——————————————————————