Новый порядок государственной помощи в оплате жилья наименее обеспеченным гражданам Германии

(Ходов Л. Г.) («Жилищное право», 2010, N 1)

НОВЫЙ ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ НАИМЕНЕЕ ОБЕСПЕЧЕННЫМ ГРАЖДАНАМ ГЕРМАНИИ <1>

Л. Г. ХОДОВ

——————————— <1> Для сравнения см. «Жилищное право», N 1, статья Л. Г. Ходова «Жилье для наименее обеспеченных граждан Германии» и в том же журнале N 4, 2008, статья И. Эекхофф, Л. Г. Ходова «Социальная ориентация государственного жилищного регулирования».

Ходов Л. Г., профессор, Международный университет г. Москвы.

В результате реформы системы государственной помощи нуждающимся в оплате жилья суммы выплат заметно увеличились, а круг лиц, имеющих право на дотации, расширился. Размер ежемесячной помощи в среднем увеличился на 60% <1>. В течение 2009 года около 800 тыс. немецких семей получат на 520 млн. евро больше, чем в 2008 году. При этом 200 тыс. нуждающихся получат эту помощь впервые. ——————————— <1> В приведенных данных не учтена инфляция в 2009 году.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Строже стал выдерживаться принцип: чем дороже жилье, тем больше размер помощи. С этой целью повышен на 10% максимум квартирной платы, для которой рассчитывается государственная дотация, к этой квартплате добавляются резко подскочившие за последнее время расходы на отопление. Отменен учет возраста жилых домов и степени наличия в доме бытовых удобств. Раньше действовало правило: чем дом старее и менее комфортабелен, тем ниже максимально принимаемая государственными органами в расчет квартирная плата и, соответственно, ниже выделяемая нуждающейся семье субсидия. Теперь для всех жилых домов на территории города или общины действует единый принимаемый для расчета максимум квартплаты, который зависит только от сложившегося в данной местности уровня арендной платы. Этот максимум различен для разных территорий. Для этого государственные социальные органы присваивают каждому населенному пункту «категорию арендной платы», от I — в сельской местности до VI — в крупных и курортных городах. Кроме того, поднят на 8% общий уровень начисляемых жилищных пособий, таким образом, выросли выплаты для всех категорий граждан, пользующихся жилищными дотациями. Следует отметить, что если бы не была проведена дотационная реформа, сумма государственной жилищной помощи все равно бы возросла за счет увеличения численности и доли недостаточно обеспеченных граждан Германии в результате роста численности безработных во время кризиса примерно на 1/3 и ухудшающейся возрастной структуры населения страны — все больше немцев относятся к нетрудоспособной и поэтому относительно менее обеспеченной возрастной группе.

КОМУ ПОЛАГАЮТСЯ ЖИЛИЩНЫЕ СУБСИДИИ?

Финансовая помощь на оплату жилья полагается малообеспеченным гражданам независимо от того, снимают они жилую площадь или проживают на собственной. Не имеет значения, как дом или квартира стали собственностью: получены они по наследству или путем дарения, построены за счет собственных средств или с помощью социального государственного финансирования. Для квартиросъемщиков жилищное пособие служит компенсацией части арендной платы. Эта компенсация позволяет малоимущим гражданам занимать достойное жилье, а для стесненных в средствах обладателей недвижимости служит добавкой к семейному бюджету, позволяющей снизить расходы на содержание собственного дома или квартиры. Жилищные пособия не выплачиваются получателям социальных пособий, например лицам, не имеющим собственного источника доходов, так как оплата проживания заложена в пособия. То же относится к получающим средства на жизнь в виде государственного обеспечения: студентам и учащимся школ профессионального обучения, пользующимся доплатой на жилье, которая включена в стипендию, «квартирные деньги» включаются в зарплату холостых военнослужащих-контрактников. Размеры жилищных дотаций определяются тремя факторами: числом совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство претендентов на дотацию; совокупным доходом всех заявителей из всех источников; размером фактической платы за снимаемое жилье или расходов на его содержание, если жилье собственное. Чем выше доход одного претендента на дотацию и ниже плата за жилье, тем дотация меньше, и наоборот.

Комментирует: Ева Шипунова, к. ю.н., адвокат. Исследуя выявленные автором факторы применительно к компенсациям и льготам, предоставляемым в Российской Федерации, хотелось бы отметить, что в Российской Федерации размер компенсации оплаты за жилое помещение может быть фиксированным и подлежать увеличению при превышении определенного количества членов семьи <1>. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» // Российская газета. N 8. 20.01.2005.

Такой «фактор», как совокупный доход, может быть не назван прямо в качестве условия для получения денежной компенсации, однако он является необходимой предпосылкой. Так, согласно абзацу 2 п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ воинские части выплачивают денежную компенсацию за поднаем жилья только «в случае отсутствия жилых помещений», т. е. денежная компенсация предусмотрена в качестве дополнительного варианта решения жилищной проблемы при отсутствии свободных жилых помещений. В свою очередь, жилые помещения предоставляются военнослужащим только при условии признании нуждающимися и их постановке на учет. А в соответствии с ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма могут быть поставлены малоимущие граждане, признанные таковыми с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи.

УЧИТЫВАЕМЫЕ ДОХОДЫ

Совокупный доход суммируется из денежных поступлений на счета всех вместе проживающих и ведущих общее хозяйство. Учитываются все виды доходов: зарплата от работы по найму, прибыль от самостоятельной деятельности, доплаты и премии, доходы с капитала, от сдачи в аренду недвижимости и т. д. Из валовых доходов вычитают налоги и взносы на медицинское и пенсионное страхование. Если претендент на жилищное пособие платит все три вида отчислений, то из дохода вычитаются 30% и эта сумма не учитывается в чистом доходе претендентов, если выплачивают два вида отчислений из перечисленных, вычитаются 20%, если один вид — 10%. Если не уплачиваются вообще никакие виды отчислений, вычитаются 6%, исходя из того, что какие-то деньги человек все равно тратит на лечение и откладывает на старость. Полностью вычитаются из заработков пособия на детей, а также расходы, связанные с осуществлением трудовой деятельности: например, расходы на автомобиль, включая его амортизацию, если работа носит разъездной характер, на приобретение и эксплуатацию компьютера, если человек работает дома. Если работа постоянно осуществляется дома, может быть поставлен вопрос о признании затрат на аренду и содержание комнаты-кабинета производственными расходами. При отсутствии подтверждающих документов эти расходы признаются в размере 920 евро в год; при предоставлении подтверждающих расходы документов и признании их органами, ответственными за предоставление помощи по оплате жилья, из валового дохода могут быть вычтены и большие суммы. У пенсионеров расходы на осуществление трудовой деятельности признаются без предоставления каких-либо подтверждающих документов в размере 102 евро в год. Сохранены льготы при оценке доходов отдельных категорий претендентов на помощь в оплате жилья. Так, общая учитываемая сумма доходов снижается на: — 125 евро в месяц при наличии среди претендентов инвалида, имеющего право на уход со степенью инвалидности от 80% до 100%, и на 100 евро — при степени инвалидности ниже 80%; — 50 евро на каждого ребенка до 12 лет, если родитель-одиночка вынужден периодически отлучаться на работу или учебу; — величину собственных доходов ребенка до 25 лет, но не более чем на 50 евро; — 62,5 евро на каждого претендента на помощь, признанного жертвой национал-социалистических преследований. Из валового дохода вычитаются выплачиваемые алименты, размер которых устанавливается по исполнительному листу или официальному соглашению сторон либо рассчитывается по предусмотренным законом нормам.

РАСЧЕТНАЯ КВАРТИРНАЯ ПЛАТА

Основой расчета квартирной платы для получения регулярного жилищного пособия является оплата проживания, состоящая из арендной платы и затрат на коммунальные услуги без учета отопления и горячего водоснабжения. Затраты на проживание учитываются полностью, если они ниже или равны пределу, установленному для данной местности. Если жилье дороже, то избыток квартплаты в расчет не принимается. К расчетной квартплате добавляются нормативные расходы на отопление, которые составляют для одного человека 24 евро, для двух — 31 евро, трех — 37 евро. На каждого последующего члена хозяйства добавляется еще по 6 евро в месяц. По рассчитанному после всех вычетов и добавок совокупному доходу и нормативной стоимости проживания в данной местности по специальным таблицам устанавливается сумма положенной ежемесячной жилищной дотации.

ПОВЫШЕНИЕ И ПОНИЖЕНИЕ РАЗМЕРОВ ДОТАЦИИ

Обычно размеры жилищной дотации устанавливаются на год, но изменения возможны и ранее. Выплаты могут быть увеличены, если: — выросло число совместно проживающих претендентов на дотации (например, родился ребенок); — повысилась более чем на 15% квартплата; — снизился более чем на 15% совокупный доход. И наоборот, если квартплата уменьшилась, а совокупный доход увеличился более чем на 15%, дотации, соответственно, снижаются. Выплаты жилищных пособий могут быть прекращены до окончания срока, если все включенные в список получателей жилищных пособий лица выехали из квартиры или стали получать социальную помощь, исключающую дотации на оплату жилья.

Комментирует: Ева Шипунова, к. ю.н., адвокат. В Российской Федерации при предоставлении льгот по оплате за коммунальные услуги имеет значение такой фактор, как предел социальной нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг. В частности, в г. Москве скидки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства Москвы «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» от 7 декабря 2004 г. N 850-ПП (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.12.2007). П. 1.1 данного Постановления устанавливает, что ветераны труда и приравненные к ним лица, имеющие звание «ветеран труда», осуществляют оплату «в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда». Как следует из изложенного, в отличие от Германии в Российской Федерации предоставляются льготы и по оплате отопления и горячего водоснабжения.

ЧТО ДАЛА РЕФОРМА МАЛОИМУЩИМ?

Большинство получавших государственные пособия на оплату жилья выиграли благодаря реформе. Это соответствует заявленной правительством цели — облегчить положение наименее обеспеченных граждан страны, на которых тяжело отразились последствия продолжающегося кризиса. Приведем примеры того, как в результате реформы в отдельных случаях выросли государственные жилищные дотации. I. Одинокий пенсионер получает 700 евро в месяц. Его расчетный доход, учитываемый при расчете жилищной дотации, составлял до реформы 700 евро минус 10% на выплату медицинской страховки, минус 8,5 евро расходов на осуществление трудовой деятельности. Итого 622,35 евро. Он проживает в съемной квартире в городе, относящемся по государственной классификации к III категории квартирной платы, и платит за квартиру 340 евро. Социальные органы признавали нормальной для этого пенсионера при его доходе аренду квартиры в населенном пункте данной категории не более чем за 300 евро в месяц. Исходя из таблиц, действовавших до начала 2009 года, пенсионер получал ежемесячную дотацию на жилье в 73 евро. После реформы признаваемая нормальной для этого пенсионера государственная квартирная дотация повышена до 330 евро, к ней добавляется доплата за отопление и горячую воду в 24 евро. Если размеры дохода пенсионера не изменились, размеры жилищного пособия для него возрастут до 112 евро. II. Семья из четырех человек имеет валовый месячный доход 2290 евро и проживает в краевом центре (IV категория квартирной платы), оплачивая за аренду жилья без отопления до реформы 610 евро в месяц. Расчетный доход семьи — 2290 евро минус 30% на выплату налогов и взносов по медицинской и пенсионной страховке, а также 76,67 евро на осуществление трудовой деятельности — равен 1549,43 евро. При максимально признаваемой властями до реформы квартплате в 490 евро (ниже фактической на 120 евро) размер жилищной дотации по прежним нормам составлял 61 евро. С начала 2009 года признаваемая социальными органами квартплата возросла до 600 евро, к ней полагается надбавка на отопление в 43 евро. Ежемесячная жилищная дотация по новым таблицам составит 134 евро. Однако в выигрыше от реформы оказались не все нуждающиеся в государственной поддержке. В ходе реформы в 470 городах и сельских общинах была снижена категория квартирной платы. Там, где это произошло, положительный эффект реформы незначителен, а в отдельных случаях его вообще нет <1>. ——————————— <1> Фактические данные взяты из журнала «Parter» за 2009 год.

——————————————————————