О праве на получение жилья по договору социального найма военнослужащими, которые ранее реализовали право на получение жилья в качестве члена семьи военнослужащего

(Трофимов Е. Н.) ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11) Текст документа

О ПРАВЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, КОТОРЫЕ РАНЕЕ РЕАЛИЗОВАЛИ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ В КАЧЕСТВЕ ЧЛЕНА СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., начальник группы по ведению судебной работы юридической службы Приволжско-Уральского военного округа, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН, подполковник юстиции.

В практике работы жилищных комиссий воинских частей и учреждений часто возникают вопросы, связанные с обеспечением жильем военнослужащих, которые на основании абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ранее реализовали свое право на жилье при получении жилого помещения родителями-военнослужащими, в том числе посредством получения государственного жилищного сертификата, как члены семьи военнослужащего. Трудности возникают при оценке права указанных военнослужащих на получение жилья по месту прохождения военной службы, которое может быть как в населенном пункте, в котором ранее получалось (приобреталось) жилье родителями такого военнослужащего, так и в ином населенном пункте. Рассматриваемая проблема не касается военнослужащих, которые являются обязательными участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, так как такие военнослужащие, при соответствующих условиях, независимо от наличия у них жилья, в том числе в собственности, имеют право на приобретение жилья посредством участия в указанной системе жилищного обеспечения. В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. Из смысла указанной нормы следует, что родители военнослужащего, которые также являются (являлись) военнослужащими, в течение первых пяти лет его военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняют право на получение жилья (улучшение жилищных условий) с учетом причитающейся военнослужащему - члену семьи доли жилья. Также в соответствии с вышеприведенной нормой указанные военнослужащие сохраняют право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Это значит, что независимо от фактического проживания или регистрации по адресу имеющегося жилого помещения такие военнослужащие сохраняют право на полученное вместе с родителями-военнослужащими жилое помещение. В этом случае вопрос дальнейшего обеспечения жильем самого военнослужащего должен решаться на общих основаниях и его решение зависит от многих имеющих юридическое значение обстоятельств. Так, если военнослужащий после окончания военного вуза будет продолжать военную службу в населенном пункте, в котором его родителями получено жилое помещение по договору социального найма по нормам, установленным законодательством, с учетом доли, причитающейся такому военнослужащему, и будет продолжать проживать в полученной родителями квартире, видится правомерным, несмотря на наличие справки о необеспеченности жильем, выданной при окончании военного вуза, не признавать его обеспеченным жильем. В этом случае отсутствуют основания для признания такого военнослужащего нуждающимся в жилье. Если же указанный военнослужащий с целью быть признанным нуждающимся в получении жилья снялся с регистрационного учета по месту жительства родителей, зарегистрировался по адресу воинской части и стал проживать в общежитии воинской части либо на условиях поднайма (стал снимать жилье), то видится правомерным в отношении такого военнослужащего применение требований ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По мнению Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации В. В. Хомчика, высказанному в докладе на итоговом совещании-семинаре председателей окружных (флотских) военных судов 11 февраля 2010 г., в данном случае речь идет о военнослужащих, которые, будучи обеспечены жилыми помещениями по установленным нормам из источников, не связанных с реализацией статуса военнослужащего, распорядились им по своему усмотрению. Такие военнослужащие могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня намеренного ухудшения жилищных условий. Что же касается военнослужащих, которые получали ранее жилое помещение от военного ведомства, но по каким-либо причинам утратили право на него (в том числе в случае расторжения брака), то к таким военнослужащим должны применяться последствия злоупотребления правом путем отказа в защите жилищных прав указанных военнослужащих. Такие военнослужащие могут обеспечиваться жилыми помещениями на общих основаниях с другими гражданами в соответствии с жилищным законодательством, а не в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Таким образом, для данной категории военнослужащих фактически исключается возможность самостоятельного получения жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации. В случае если указанные военнослужащие не желают проживать совместно с родителями-военнослужащими (бывшими военнослужащими), свой жилищный вопрос они должны решать за счет личных средств. Возможными вариантами решения возникшей жилищной проблемы является размен имеющегося жилого помещения либо его приватизация и продажа в целях приобретения двух жилых помещений: одного - для родителей, а другого - для военнослужащего. Если же военнослужащий после окончания военного вуза будет направлен для дальнейшего прохождения военной службы в населенный пункт, отличный от населенного пункта, в котором родителями такого военнослужащего ранее было получено жилье, то такой военнослужащий может быть признан нуждающимся в жилом помещении по месту прохождения им военной службы как "прибывший к новому месту военной службы" и обеспечен служебным жильем, в том числе и до истечения пяти лет с момента окончания военного вуза. Подробно вопросы, связанные с признанием военнослужащего нуждающимся в получении жилья в связи с прибытием к новому месту военной службы, изложены в статье Е. Г. Воробьева "Толкование нормы пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о прибытии к новому месту военной службы в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> Право в Вооруженных Силах. 2010. N 7, 8.

С учетом того что в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" практически исключается возможность получения жилого помещения по договору социального найма либо в собственность военнослужащим, не имеющим общей продолжительности военной службы 10 лет и более, обеспечение такого военнослужащего жильем по социальному найму при общей продолжительности военной службы 10 лет и более вполне согласуется с положениями абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как к моменту предоставления жилья для него истекает срок, в течение которого военнослужащий сохраняет право на полученное вместе с родителями жилье. Для признания таких военнослужащих нуждающимися в получении жилья по месту военной службы видится необходимым и достаточным фактическое изменение ими места жительства, что может быть подтверждено регистрацией по адресу воинской части и отсутствием жилья для постоянного проживания по месту военной службы. В данном случае правомерно не применять в отношении указанных военнослужащих положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как их действия не подпадают под диспозицию <2> этой статьи и связаны с изменением места жительства в порядке прохождения военной службы в ином населенном пункте, отличном от места жительства родителей. -------------------------------- <2> Диспозиция (от лат. dispositio - расположение) - структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта права. Диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, так как указывает действие (бездействие), непосредственно влекущее правовые последствия.

В случае если военнослужащий в течение первых пяти лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) стал собственником части жилого помещения как член семьи другого военнослужащего, реализовавшего право на получение жилья посредством получения государственного жилищного сертификата, либо в порядке приватизации, вопрос последующего признания такого военнослужащего нуждающимся в получении жилья, улучшении жилищных условий должен решаться несколько иначе. Так, соответствующие КЭЧ районов при предоставлении военнослужащему, в составе семьи которого имеется другой военнослужащий, сохраняющий право на получение жилья вместе с ним, государственного жилищного сертификата требуют от последнего сдачи справки о необеспеченности жильем, выдаваемой при окончании военного вуза. Следовательно, в последующем самостоятельное получение таким военнослужащим жилого помещения фактически невозможно в связи с тем, что справка о необеспеченности его жильем уже сдана при реализации им права на жилое помещение вместе с родителями-военнослужащими. Следует указать, что основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, определены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой таковыми являются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Из анализа вышеприведенных норм следует прийти к выводу о том, что при оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата военнослужащему, в составе семьи которого имеется другой военнослужащий, сохраняющий право на получение жилья вместе с ним на основании абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", соответствующие КЭЧ районов правомерно требуют сдачи справки о необеспеченности жильем, выданной при окончании военного вуза члену семьи военнослужащего, как доказательства его нуждаемости в жилье. В результате реализации государственного жилищного сертификата жилое помещение предоставляется военнослужащему (и членам его семьи) на праве общей долевой собственности, и все они становятся собственниками жилого помещения в пределах причитающейся им доли. Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации вопрос предоставления жилья военнослужащему, являющемуся членом семьи военнослужащего, реализовавшего государственный жилищный сертификат с учетом доли членов семьи, должен решаться с применением положений абз. 3 п. 65 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, а именно на общих основаниях. Это значит, что, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 51 и ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, уровень обеспеченности жильем в целях оценки права на получение жилья (улучшение жилищных условий) должен определяться с учетом имеющегося у военнослужащего и у членов его семьи жилья (в том числе доли в жилом помещении) в собственности. При этом учету подлежит жилье, находящееся в собственности, независимо от места его расположения на территории Российской Федерации.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Майор, выслуга - 24 года, женат, двое детей. Жильем никогда не обеспечивался. Жена имела в собственности однокомнатную квартиру общей площадью 29,7 квадратных метра с 2004 г. по март 2010 г. На квартиру какой площади я имею право? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11) Текст документа

Вопрос: Майор, выслуга - 24 года, женат, двое детей. Жильем никогда не обеспечивался. Жена имела в собственности однокомнатную квартиру общей площадью 29,7 квадратных метра с 2004 г. по март 2010 г. На квартиру какой площади я имею право?

Ответ: В соответствии с ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Таким образом, жилое помещение по договору социального найма Вам может быть предоставлено только на Вас и на Ваших детей при условии признания Вас нуждающимся в жилых помещениях.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: У меня 25 календарных лет выслуги, уволен в 1999 г., прапорщик, уволен по болезни, "В" - ограниченно годен к военной службе. Состав семьи - 5 человек. Живем в двухкомнатной квартире общей площадью 46 квадратных метров. После 2005 г. исключен из автоматизированной базы данных "Учет", но в известность не поставили, узнал случайно в 2007 г. Статью 56 ЖК РФ не нарушал. После решения суда в 2009 г. осенью включили обратно в базу данных "Учет" в КЭО. Весной 2010 г. включили в очередь войсковой части, но на общих основаниях. Какие действия мне предпринимать далее для получения жилья в ближайшее время? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11) Текст документа

Вопрос: У меня 25 календарных лет выслуги, уволен в 1999 г., прапорщик, уволен по болезни, "В" - ограниченно годен к военной службе. Состав семьи - 5 человек. Живем в двухкомнатной квартире общей площадью 46 квадратных метров. После 2005 г. исключен из автоматизированной базы данных "Учет", но в известность не поставили, узнал случайно в 2007 г. Статью 56 ЖК РФ не нарушал. После решения суда в 2009 г. осенью включили обратно в базу данных "Учет" в КЭО. Весной 2010 г. включили в очередь войсковой части, но на общих основаниях. Какие действия мне предпринимать далее для получения жилья в ближайшее время?

Ответ: Из содержания Вашего вопроса следует, что Ваши права на обеспечение жильем восстановлены судом. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по общему правилу предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Здравствуйте! Я - военнослужащая, выслуга - 12 лет, прописана при воинской части, признана жилищной группой воинской части нуждающейся в получении служебного жилья. В марте 2011 г. заканчивается контракт. Имею ли я право на получение постоянного жилья от Минобороны России после увольнения? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11) Текст документа

Вопрос: Здравствуйте! Я - военнослужащая, выслуга - 12 лет, прописана при воинской части, признана жилищной группой воинской части нуждающейся в получении служебного жилья. В марте 2011 г. заканчивается контракт. Имею ли я право на получение постоянного жилья от Минобороны России после увольнения?

Ответ: Как следует из Вашего вопроса, Вы подлежите обеспечению служебным жильем на весь срок военной службы, поскольку поступили на военную службу после 1 января 1998 г. Отвечая на Ваш вопрос, необходимо указать следующие нормы законодательства о статусе военнослужащих. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Таким образом, право на получение жилья военнослужащих, подлежащих обеспечению на весь срок военной службы служебным жильем, помимо прочего, поставлено в зависимость от оснований увольнения с военной службы и наличия оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае увольнения Вас с военной службы по истечении срока контракта гарантии, предусмотренные выше, на Вас не распространяются.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Какой площади квартира положена семье из двух человек (отец и дочь): исходя из норм предоставления 18 x 2 + 9 = 45 квадратных метров в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" либо 42 квадратных метра в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 2006 г. N 153? ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11) Текст документа

Вопрос: Какой площади квартира положена семье из двух человек (отец и дочь): исходя из норм предоставления 18 x 2 + 9 = 45 квадратных метров в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" либо 42 квадратных метра в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 2006 г. N 153?

Ответ: В данном случае необходимо исходить из следующего. В соответствии с п. п. 1 - 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в п. 1 ст. 15.1, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной выше, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Данные Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы. В соответствии с п. 13 вышеназванных Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Пунктом 16 указанных Правил определено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: - 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина; - 42 квадратных метра - на семью из 2 человек; - по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется. Таким образом, в зависимости от формы реализации Вами права на жилище, в каждом конкретном случае норматив будет различен. Например, в случае предоставления Вам и членам Вашей семьи жилого помещения по договору социального найма будет учитываться правовая норма ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В случае же приобретения Вами жилого помещения посредством получения и реализации государственного жилищного сертификата подлежат применению нормы Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

------------------------------------------------------------------

Название документа