Жилищно-коммунальное хозяйство, риелторская деятельность. Плата за негативное воздействие на окружающую среду и вывоз твердых бытовых отходов

(Семенихин В. В.)

("Налоги" (газета), 2010, N 48)

Текст документа

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, РИЕЛТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ВЫВОЗ

ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

В. В. СЕМЕНИХИН

Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с российским законодательством, является платным, об этой плате мы и поговорим в статье. Также коснемся платы за вывоз твердых бытовых отходов.

Итак, как мы только что отметили, негативное воздействие на окружающую среду является платным, что установлено п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр и почвы;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Должны ли организации жилищно-коммунального хозяйства вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Обратившись к Порядку N 632, мы увидим, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за определенные виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Перечень организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, приведен в приложении N 1 к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ Российской Федерации на 2008 - 2010 гг. В этот Перечень включены, в частности, следующие организации:

- организации коммунального водоснабжения и водоотведения;

- организации коммунального теплоснабжения;

- подрядные и другие организации, оказывающие услуги в сфере жилищного хозяйства;

- многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства;

- управляющие организации;

- организации по ремонту и эксплуатации дорожно-мостового хозяйства;

- ремонтно-строительные организации, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда;

- специализированные комбинаты радиационной безопасности "Радон";

- мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы;

- мусороперегрузочные станции, полигоны захоронения ТБО;

- организации по механизированной уборке и санитарной очистке поселений;

- организации банно-прачечного хозяйства;

- организации гостиничного хозяйства;

- прочие организации жизнеобеспечения населения.

Отметим, что в состав организаций ЖКХ включены также жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ), что следует из п. 5.11 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", утвержденных Приказом Росстата от 20 ноября 2009 г. N 269.

Таким образом, если деятельность перечисленных организаций ЖКХ будет негативно воздействовать на окружающую среду, вносить плату за негативное воздействие организации обязаны.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О плата является необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе принятые в форме определений) обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632).

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 (далее - Нормативы платы).

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу установлены отдельно по стационарным и передвижным источникам (объектам) негативного воздействия на окружающую среду.

Так, Нормативы платы для стационарных источников установлены за тонну загрязняющего вещества, выброс которого был произведен (в зависимости от вида), а для передвижных - за 1 единицу измерения (тонна, тысяча куб. метров) в зависимости от вида израсходованного топлива.

Нормативы платы по каждому загрязняющему веществу для стационарных источников (объектов) негативного воздействия также дифференцируются в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены в рублях за размещение тонны отходов в пределах установленных лимитов размещения. Причем отходы разделены на 5 классов опасности для окружающей среды.

Следует отметить, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием Коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению N 2 к Нормативам платы.

При применении указанных Коэффициентов определяющим является год, в котором установлен тот или иной норматив платы.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 г. и 2005 г., применяются в 2010 г. с коэффициентом соответственно 1,79 и 1,46. Такой порядок применения нормативов определен п. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды?

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п. 3 Порядка N 632).

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п. 4 Порядка N 632).

Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (п. 5 Порядка N 632).

Обратите внимание!

Если у организации ЖКХ не будет оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, то вся масса загрязняющих веществ будет учитываться как сверхлимитная! Плата в этом случае определяется в соответствии с п. 5 Порядка N 632.

Кратко хотелось бы затронуть вопрос о загрязнении окружающей среды таким видом передвижных источников загрязнения, как автомобильный транспорт.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 24 ноября 2005 г. N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" транспортные средства являются передвижными объектами негативного воздействия.

Нормативы платы, как мы уже говорили, установлены по передвижным источникам загрязнений в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а в зависимости от вида и объема используемого топлива.

Таким образом, организация признается плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и должна рассчитывать платежи путем умножения соответствующих нормативов на количество израсходованного за отчетный период (квартал) топлива, а также на установленные поправочные коэффициенты к нормативам платы. Количество израсходованного топлива подтверждается первичными документами бухгалтерского учета, о чем сказано в письме Ростехнадзора от 2 августа 2007 г. N 04-09/1037 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".

В соответствии с Порядком проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880, проверка технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в рамках государственного технического осмотра. Этим же Порядком установлена и периодичность проведения такого осмотра.

Помимо прочего, измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом, вправе проводить государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха.

В своей деятельности государственные инспекторы руководствуются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В письме Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. N 04-09/1242 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" отмечено, что относительно расчета платы при превышении технических нормативов выбросов дополнительный повышающий коэффициент к нормативам платы не применяется, а запрещается эксплуатация транспортного средства в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух".

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую средств утверждены Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204. Расчет состоит из титульного листа, который является единым для всего расчета, расчета суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет, а также четырех разделов:

- разд. 1 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами";

- разд. 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами";

- разд. 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты";

- разд. 4 "Размещение отходов производства и потребления".

В п. 20 Порядка заполнения расчета указано, что плательщик производит уплату отдельно по передвижным объектам негативного воздействия, зарегистрированным на территории одного муниципального образования.

К передвижным объектам негативного воздействия отнесены транспортные средства, в том числе автомобильные, передвижные дизель-генераторные установки и иные передвижные установки, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

К сожалению, действующая редакция Порядка заполнения расчета не расшифровывает, что следует относить к стационарным объектам негативного воздействия. Мы решили обратиться к недействующей редакции, согласно которой стационарным объектом негативного воздействия признавался объект, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (т. е. объект недвижимости), а также объект размещения отходов производства и потребления, крышные котельные и т. д.

Следует отметить, что многие организации ЖКХ имеют на своих балансах как котельные, так и достаточно большой парк автотранспортных средств, а эти объекты, как мы выяснили, являются источниками негативного воздействия. Следовательно, при наличии таких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, организации ЖКЗ обязаны вносить плату, о которой мы ведем речь в статье, а также представлять отчетность.

Плательщик заполняет расчет самостоятельно либо пользуется по своему усмотрению услугами любой специализированной организации. Расчет может быть представлен непосредственно плательщиком либо через уполномоченного представителя или направлен по почте.

Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

В письме Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. N 04-09/1242 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" указано, что обязательного согласования представленного расчета платы с сотрудниками Ростехнадзора действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено. Отказ в принятии расчета недопустим.

Расчет необходимо представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет представляется в составе титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разд. 1, 2, 3, 4 - в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду. Плательщик заполняет и включает в свой расчет только те разделы, которые ему необходимы.

Исчисление и уплата платы производится отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Уплатить в бюджет исчисленную плату следует не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчетным периодом признается календарный квартал, что установлено Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Еще на один момент, касающийся внесения платы, хотелось бы обратить внимание читателей. Пунктом 9 Правил N 632 определено, что по истечении установленных сроков уплаты суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке. Так вот, решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ03-49, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2003 г. N КАС03-167, п. 9 Порядка N 632, предусматривающий бесспорный порядок взыскания платы за негативное воздействие, признан недействующим, в связи с чем взыскание платы производится в судебном порядке.

Не следует забывать о том, что за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

- на должностных лиц - в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей;

- на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Обратите внимание!

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Поскольку принцип платности за негативное воздействие на окружающую среду установлен Федеральным законом "Об охране окружающей среды", срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ составляет один год. Такой вывод подтверждает арбитражная практика, в частности Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 января 2008 г. N Ф088826/2007-3331А по делу N А61-1740/2007-7.

Вопрос о предоставлении льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду был дан в письме Минфина России от 24 июля 2008 г. N 03-03-06-04/1. Специалисты Минфина сообщили в письме, что в соответствии с Постановлением N 632 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, могут понижать размер платы за загрязнение окружающей среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем Порядком N 632 не установлено, в какой части платы за негативное воздействие на окружающую среду (федеральной, региональной или муниципальной) могут быть понижены ее размеры.

Статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в размере:

- 20% - в федеральный бюджет;

- 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Суммы платы подлежат зачислению в полном объеме единым платежом на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в установленном порядке.

Таким образом, понижение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и (или) освобождение от ее уплаты приведет к снижению поступлений в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, что противоречит принципу самостоятельности бюджетов, предусмотренному ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Осуществление корректировки размера указанной платы или освобождения от ее уплаты отдельных категорий плательщиков без оказания негативного влияния на утвержденные доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, по мнению Минфина, возможно после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, а также в бюджетное законодательство Российской Федерации.

В начале статьи мы перечисляли виды негативного воздействия, и среди них был назван такой, как размещение отходов производства и потребления. Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а именно ст. 23 Закона, установлено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативные акты, в соответствии с которыми исчисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду, были названы в предыдущих разделах статьи, в частности Порядок N 632.

При осуществлении хозяйственной деятельности организаций ЖКХ также образуются отходы производства и потребления.

В письме Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. N 14-07/6011 "О плате за размещение отходов производства и потребления" сказано, что при расчете платы за размещение отходов необходимо руководствоваться следующим. Статьей 4 Закона N 89-ФЗ установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

На практике юридические лица и индивидуальные предприниматели, как правило, заключают договоры на вывоз отходов со специализированными организациями.

Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

Таким образом, передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает налогоплательщика от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов.

Также в письме N 14-07/6011 обращено внимание на то, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

При отсутствии утвержденных нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение плата, в соответствии с п. 6 Порядка N 632, взимается как за сверхлимитное загрязнение с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Таким образом, если организация ЖКХ осуществляет деятельность, в результате которой образуются твердые бытовые отходы, она будет являться ответственной за размещение таких отходов и, как следствие, обязанной исчислять и вносить в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Такой вывод следует из Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2008 г. по делу N А21-1616/2008.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Орган Ростехнадзора обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика - МУП N 1 задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду. Определением арбитражного суда привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МУП N 2.

Решением суда требования, заявленные органом Ростехнадзора, удовлетворены.

В апелляционной жалобе МУП N 1 просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку, по мнению МУП N 1, плательщиком платы является лицо, непосредственно осуществляющее размещение отходов, а именно МУП N 2.

Как указано в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2008 г. по делу N А21-6263/2007, в соответствии с уставом МУП N 1 создано для решения социальных задач, а именно выполнения всех видов работ, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению, и осуществляет следующие виды деятельности: организация оказания населению жилищно-коммунальных услуг, содержания и обслуживания объектов водо - и теплоснабжения, водоотведения, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения; организация обеспечения текущего содержания, водоснабжения и водоотведения, отопления и горячего водоснабжения, санитарной очистки и ремонта жилого фонда.

Орган Ростехнадзора начислил МУП N 1 платежи за негативное воздействие на окружающую среду и направил в адрес предприятия требование об уплате платежа в добровольном порядке. В связи с тем что МУП N 1 в указанные в требовании сроки не перечислило платежи, орган Ростехнадзора обратился с заявлением в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Из материалов дела следует, что в соответствии со справкой МУП N 1 вывезены и размещены твердые бытовые отходы населения и твердые бытовые отходы от деятельности самого МУП N 1. Поскольку МУП N 1 не оспаривается правильность произведенных расчетов, требование органа Ростехнадзора подлежит удовлетворению.

Довод МУП N 1 о том, что платежи обязано вносить МУП N 2, с которым заключен договор о возмездных услугах по вывозу и размещению твердых бытовых отходов населения, судом первой инстанции отклонен, поскольку ст. 4 Закона N 89-ФЗ установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены или иной сделки по отчуждению отходов.

Плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду является собственник отходов, а отходы считаются размещенными их собственником. Доказательств того, что МУП N 2 по договору приобретает право собственности на отходы населения, МУП N 1 ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено. В связи с вышеизложенным судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Как мы уже отмечали в статье, к организациям ЖКХ относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Их обязанностью в соответствии с законодательством является содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Обратимся к Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества).

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества такое содержание включает в себя, среди прочего, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Если для организаций образование отходов в результате их деятельности подлежит нормированию, то в отношении жилищного сектора нормирование не предусмотрено. Об этом, в частности, сказано в письме Минрегиона России от 6 марта 2009 г. N 6177-АД/14. В письме отмечено, что органы местного самоуправления, в соответствии со ст. ст. 13, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов. Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ и п. 2 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461, норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Указанные нормативы не могут являться измерителем количества отходов, образовавшихся в жилищном секторе, и применяться для оплаты содержания и ремонта жилых помещений.

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, в соответствии с пп. "д" п. 11 Правил N 491, являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной, и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления ТСЖ, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов или в случае, указанном в п. 34 Правил N 491, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В более раннем письме Минрегионразвития России от 3 октября 2008 г. N 25080-СК/14 также было отмечено, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию "содержание жилого помещения". При согласии потребителя стоимость утилизации отходов может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.

Попутно отметим, что оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что прямо отражено в п. п. 1.8, 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170.

Эксплуатация таких объектов и оборудования заключается в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов. В частности, согласно п. 3.7.1 названных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов;

- своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

- организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

- свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего многоквартирного дома и тому подобное), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. К такому решению пришел Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 21 февраля 2008 г. N КАС07-764.

Кстати, за невыполнение обязанностей по содержанию контейнеров и мусоросборников для отходов организации ЖКХ, обслуживающие жилищный фонд, могут быть привлечены к административной ответственности, что подтверждает Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 февраля 2010 г. по делу N А17-8095/2009.

Как отражаются платежи за негативное воздействие на окружающую среду в целях бухгалтерского и налогового учета?

В бухгалтерском учете плата будет признаваться расходом по обычным видам деятельности, что следует из п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

Вновь обратимся к уже упомянутому нами Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О. Согласно п. 5 названного документа платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Таким образом, поскольку платежи за негативное воздействие на окружающую среду не являются налоговыми платежами, их начисление следует отражать по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Перечисление платы, соответственно, будет отражено по дебету счета 76 и кредиту счета 51 "Расчетные счета".

В целях налогообложения прибыли организаций платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов, что следует из пп. 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации.

Платежи за сверхнормативные выбросы на основании п. 4 ст. 270 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, организация, производя выплаты за негативное воздействие на окружающую среду, вправе учитывать в целях налогообложения прибыли эти суммы в составе расходов только в пределах утвержденных лимитов, на что обращено внимание в письме УФНС России по г. Москве от 28 октября 2009 г. N 16-15/112957.

------------------------------------------------------------------

Название документа