Жилищно-коммунальное хозяйство, риелторская деятельность. Плата за водоотведение: регулирование, учет и налогообложение

(Авдеев В. В.)

(«Налоги» (газета), 2011, N 1)

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, РИЕЛТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ПЛАТА ЗА ВОДООТВЕДЕНИЕ: РЕГУЛИРОВАНИЕ, УЧЕТ

И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В. В. АВДЕЕВ

Водоотведение — это любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты. Такое определение содержит Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.

Водоотведение неразрывно связано с водоснабжением, и, так же как и водоснабжение, оно осуществляется на платной основе.

О том, как определяется размер платы за водоотведение, как учитывается такая плата в целях бухгалтерского учета и налогообложения организациями жилищно-коммунального хозяйства, мы и поговорим в этой статье.

Несколько иное определение водоотведения содержат Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее — Правила N 167).

Водоотведение, согласно Правилам N 167, представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Кратко рассмотрим основные положения, касающиеся водоотведения, установленные Правилами N 167, и отметим, что названные Правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации ВКХ) в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Абонентами могут быть юридические лица, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества собственников жилья и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

Прием (сброс) сточных вод, как и отпуск (получение) питьевой воды, осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. ст. 426, 539 — 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом с организацией ВКХ (п. 11 Правил N 167).

Для заключения договора в организацию ВКХ следует представить пакет документов, перечень которых содержит п. 12 Правил N 167. В частности, должна быть представлена заявка с указанием объектов, непосредственно присоединенных к системам канализации, данных о субабонентах, а также объемах водоотведения сточных вод абонента и субабонента. В состав документов входит баланс водоотведения (п. 12 Правил N 167).

В случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжение, учтенным средствами измерений, что следует из п. 56 Правил N 167.

При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. Абонент в этом случае обязан в сроки, согласованные с организацией ВКХ, представить все необходимые данные для расчета.

Пунктом 57 Правил N 167 определено, что в случаях самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Обратите внимание, что объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.

Лимиты водопотребления и водоотведения абонентам, согласно п. 58 Правил N 167, устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ. При установлении лимитов учитываются, в частности:

— фактическая мощность систем водоснабжения и канализации;

— необходимость первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;

— соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации ВКХ водохозяйственными и природоохранными органами (нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ);

— баланс водопотребления и водоотведения абонента.

На период, необходимый абоненту для выполнения согласованных с организацией ВКХ мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод, организация ВКХ может установить абоненту временные условия приема сточных вод, указанные в договоре (п. 62 Правил N 167).

Обязанность по обеспечению лабораторного контроля и соблюдению установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод возлагается на абонента (п. 64 Правил N 167).

Контроль соблюдения нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (п. 65 Правил N 167).

Как осуществляются расчеты за прием (сброс) сточных вод?

Оплата абонентом сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не установлено Правилами N 167 или договором, что следует из п. 69 Правил N 167. Расчеты абонентов за прием (сброс) сточных вод в пределах и сверх установленных нормативов водоотведения производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 70 Правил N 167).

В циркулярном письме Госстроя России от 14 октября 1999 г. N ЛЧ-3555/12 «О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» было разъяснено, что расчеты абонентов с организацией ВКХ за прием (сброс) сточных вод в пределах лимитов производятся по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления.

Объем горячего водоснабжения, переданный абоненту теплоснабжающей организацией, учитывается в общем объеме сточных вод абонента и оплачивается по договору с организацией АКХ на основании показаний средств измерений или в порядке, определяемом в соответствии с п. 56 Правил N 167, о котором мы уже упоминали (п. 73 Правил N 167).

Если к абоненту присоединены субабоненты, расчеты за прием от них сточных вод производятся субабонентами с абонентом по договорам, заключенным между ними, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления (п. 76 Правил N 167). По соглашению абонента и субабонента с организацией ВКХ такие расчеты могут производиться субабонентом непосредственно с организацией ВКХ.

Форма оплаты услуг определяется по соглашению между абонентом и организацией ВКХ, что установлено п. 77 Правил N 167.

Следует отметить, что организация ВКХ может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, основанием для чего может послужить неуплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод (п. 83 Правил N 167).

Более подробно с обязанностями, правами и ответственностью организации ВКХ и абонента можно ознакомиться, обратившись к разд. VIII Правил N 167.

Обратите внимание!

Правила N 167 не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), о которых мы и поговорим далее.

Итак, коммунальные услуги, согласно определению, приведенному в Правилах предоставления коммунальных услуг, — это деятельность исполнителя коммунальных услуг не только по электроснабжению, газоснабжению, отоплению, холодному и горячему водоснабжению, но и по водоотведению, т. е. деятельность, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть ТСЖ, управляющая организация, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Потребителями, соответственно, являются граждане, использующие коммунальные услуги для личных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Коммунальные услуги предоставляются потребителям на основании договора, содержащего условия их предоставления и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В составе коммунальных услуг, в зависимости от степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, предоставляются и услуги водоотведения. В Правилах предоставления коммунальных услуг также содержится понятие водоотведения, согласно которому водоотведение — отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

Если собственники помещений в многоквартирном доме не заключили договор с исполнителем о водоотведении, то они могут заключить такой договор непосредственно с организацией ВКХ. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за водоотведение на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Общий объем отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета — пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно названному пункту при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы в жилых помещениях определяется для водоотведения в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

В нежилых помещениях плата за водоотведение при отсутствии приборов учета рассчитывается по тарифам, а также исходя из объема потребленного коммунального ресурса, который определяется для сточных вод как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды, что следует из п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг.

Обратите внимание!

Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что условия договора о водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

При предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено, в частности, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков.

Размер платы за коммунальные услуги, в том числе водоотведение, в соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В том случае, если исполнителем является ТСЖ, управляющая организация, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, расчет размера платы за водоотведение осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Из приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг следует, что при расчете размера платы за водоотведение применяется тариф (руб./куб. м).

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон N 210-ФЗ). В соответствии с Законом N 210-ФЗ подлежат, в частности, регулированию:

— тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

— надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

— надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Тарифы на товары и услуги коммунальщиков и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходы на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления повышенных тарифов и надбавок для других категорий потребителей не допускается. Такая норма установлена п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

В письме Минрегиона России от 2 мая 2007 г. N 8166-РМ/07 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги» было разъяснено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги не могут устанавливаться и использоваться (при наличии нескольких, технологически не связанных между собой организаций коммунального комплекса, производящих одинаковые коммунальные ресурсы на территории одного муниципального образования) единые или средневзвешенные тарифы на соответствующие виды ресурсов. Федеральный закон N 210-ФЗ предусматривает возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса (энергоснабжающих организаций), которые и должны использоваться при расчете платы за коммунальные услуги.

Таким образом, размер платежа за каждую коммунальную услугу, в том числе водоотведение, складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления.

Нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ). Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее — Правила N 306).

При определении нормативов водоотведения учитывается износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая). При выборе единицы измерения в отношении водоотведения используется следующий показатель — кубический метр на 1 человека.

Норматив водоотведения определяется исходя из суммы нормативов холодного и горячего водоснабжения с учетом степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов.

Расчетным периодом для оплаты услуги водоотведения, как, впрочем, и иных коммунальных услуг, является календарный месяц, что установлено п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг.

Плата за водоотведение вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы.

Пунктом 14 ст. 155 ЖК РФ установлены санкции за несвоевременное внесение коммунальных платежей. Согласно названному пункту лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Также отметим, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг при наличии задолженности потребителя по оплате услуг. В отношении водоотведения это правило не применяется, что следует из пп. «в» п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг.

Плата за водоотведение вносится на основании платежных документов. Документы должны быть представлены исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Перечень реквизитов, которые должен содержать платежный документ, содержит п. 38 Правил N 307.

Плата за водоотведение может быть внесена несколькими способами, предлагаемыми п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг, причем потребители сами могут выбрать тот, что им более удобен:

— оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами;

— поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору;

— вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;

— осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих месяцев.

Потребители вносят плату за коммунальные услуги, в том числе водоотведение, в следующем порядке:

— наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату этой управляющей организации (п. 4 ст. 155 ЖК РФ);

— члены ТСЖ — в порядке, установленном органами управления ТСЖ (в отношении членов ТСЖ следует обратить внимание на то, что они вносят не плату за коммунальные услуги, куда включена и плата за водоотведение, а обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов коммунальных услуг) (п. 5 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники помещений в доме, где создано ТСЖ, но при этом не являющиеся членами ТСЖ, — в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники помещений в доме, в котором не создано ТСЖ, управление которым осуществляет управляющая организация, — этой управляющей организации (п. 7 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом, — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8 ст. 155 ЖК РФ);

— собственники жилых домов — в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 9 ст. 155 ЖК РФ).

Следует сказать о том, что разд. VI Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрена возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом помещении. Так вот, перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное и (или) горячее водоснабжение (п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг).

Бухгалтерский и налоговый учет платы за водоотведение рассмотрим на примере управляющей организации, так как этот способ управления многоквартирными домами в последнее время выбирают все больше и больше собственников.

Прежде напомним, что договор управления должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, что следует из ст. 162 ЖК РФ. По договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ либо жилищного или иного специализированного потребительского кооператива) обязуется, в частности, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.

Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что размер платы за водоотведение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем газа осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами, о чем мы уже говорили в статье.

Управляющая организация, предоставляющая собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по водоотведению, поступления от собственников платы за водоотведение, учитывает в составе доходов от обычных видов деятельности.

В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, доходами от обычных видов деятельности являются, в частности, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств (п. 6 ПБУ 9/99).

Расчетным периодом по коммунальным платежам является календарный месяц, следовательно, выручка признается в учете управляющей организации ежемесячно в сумме, рассчитанной исходя из установленных тарифов или нормативов.

Чтобы выполнить условия договора по предоставлению услуги водоотведения, управляющая организация, в свою очередь, должна заключить договор с организацией ВКХ согласно Правилам N 167 и приобрести соответствующую услуг у организации ВКХ. То есть в учете управляющей организации должны отражаться расходы на приобретение такого вида услуги, как водоотведение. Стоимость приобретенных управляющей организацией услуг организации ВКХ учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности, что следует из Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для учета доходов и расходов по обычным видам деятельности предназначен счет 90 «Продажи».

С 1 января 2010 г. на основании пп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, управляющими организациями, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками, у организаций коммунального комплекса.

Разъяснение о порядке применения этой нормы законодательства содержит письмо Минфина России от 23 декабря 2009 г. N 03-07-15/169. Как сказано в письме, в соответствии с вышеуказанной нормой освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам организациями коммунального комплекса, НК РФ не предусмотрено.

При применении указанной нормы следует руководствоваться п. 4 ст. 154 ЖК РФ и п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ. Таким образом, коммунальные услуги, указанные в п. 4 ст. 154 ЖК РФ, в частности, услуги по водоотведению, предоставляемые управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее — управляющие организации и ТСЖ), освобождаются от налогообложения НДС при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ.

На основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.

Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса.

Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, регулируемого гл. 25 НК РФ.

В целях налогообложения прибыли согласно пп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Затраты на приобретение услуги у ресурсоснабжающей организации должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (за вычетом суммы НДС).

——————————————————————