Некоторые вопросы выселения из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях

(Исаев М. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 3)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЫСЕЛЕНИЯ ИЗ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИЯХ

М. М. ИСАЕВ

Исаев М. М., капитан юстиции.

Анализируются вопросы выселения из жилых помещений, в случае отказа освободить жилые помещения специализированного жилищного фонда.

Ключевые слова: служебные жилые помещения, общежитие, выселение, военнослужащий и члены семей.

Some of the issues of eviction from office premies and residential premises in the dorms M. M. Isaev

Analyzes the issues of eviction from the premises in case of refusal to release the accomodation of specialized housing.

Key words: office accomodation, hostel, vyslenie, soldiers and family members.

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно <1> лишен жилища. Часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации

——————————— <1> Произвольный — ничем не стесняемый, свободный, производимый по собственному желанию; производимый самовольно, по своему усмотрению, прихоти, произволу (произвольное распоряжение, произвольные отступления от требований закона; не вытекающий из чего-л. с необходимостью, неосновательный, лишенный доказательств (произвольный вывод, произвольные толкования) (URL: http:// feb-web. ru/ feb/ mas/ mas-abc/ 16/ ma349006.htm).

1. Общие положения жилищного законодательства о специализированных жилых помещениях

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке. Под выселением в жилищном праве понимается принудительное освобождение жилого помещения государственного или общественного жилищного фонда от пребывания в нем граждан и их имущества по основаниям, установленным законом. Выселение производится в судебном порядке; это мера государственно-правового воздействия, при которой прекращается жилищное правоотношение. Таким образом, выселение из специализированных жилых помещений характеризуется: — осуществлением государственно-правового воздействия; — применением особого судебного порядка; — прекращением жилищных правоотношений. Выселение граждан из специализированных жилых помещений возможно при наличии одновременно следующих обстоятельств: — расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений; — отказа граждан добровольно освободить специализированные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Государственный жилищный фонд — это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации) <2>. ——————————— <2> Пункт 2 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ.

Муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям <3>. ——————————— <3> Пункт 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. Порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам: — социального найма; — найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования; — аренды. Также жилые помещения не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду, если в отношении их имеются обременения прав. Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть: — пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства); — благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта. К служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. К служебным относятся жилые помещения, предназначенные для проживания граждан: — в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти; — в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления; — в связи с характером их трудовых отношений с государственным унитарным предприятием; — в связи с характером их трудовых отношений с государственным или муниципальным учреждением; — в связи с прохождением службы; — в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации; — в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Выселение из служебных жилых помещений и общежитий производится: а) в случаях прекращения или добровольного расторжения договора найма специализированного жилого помещения, занимаемого по данным договорам (п. п. 1, 2 ст. 101, п. 1 ст. 103 ЖК РФ). Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель специализированного жилого помещения с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения; б) в случае перехода права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передачи такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу (за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения) (п. 2 ст. 102 ЖК РФ); в) при расторжении в судебном порядке по требованию наймодателя договора найма специализированного жилого помещения при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, в частности в случаях (п. 4 ст. 83, п. 3 ст. 101 ЖК РФ): — невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев; — разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; — систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; — использования жилого помещения не по назначению; г) в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства (договор найма специализированного жилого помещения считается в данном случае расторгнутым со дня выезда) (п. 3 ст. 83, п. 3 ст. 101 ЖК РФ); д) в случае признания недействительными решения о предоставлении специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 99 ЖК РФ). Рассмотрим каждое из перечисленных оснований выселения из служебных жилых помещений и общежитий более подробно.

2. Выселение из служебных жилых помещений и общежитий в случаях прекращения или добровольного расторжения договора найма специализированного жилого помещения, занимаемого по данным договорам

Согласно положениям п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона — собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период: — трудовых отношений; — прохождения службы; — нахождения на государственной должности Российской Федерации; — нахождения на государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Основаниями прекращения договора найма служебного жилого помещения являются: — прекращение трудовых отношений; — прекращение пребывания на государственной должности Российской Федерации; — прекращение пребывания на государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности; — увольнение со службы. В свою очередь, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период: — трудовых отношений; — прохождения службы; — обучения. Основаниями прекращения договора найма жилого помещения в общежитии являются: — прекращение трудовых отношений; — прекращение учебы; — увольнение со службы. Основания увольнения с военной службы перечислены в ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим <4>. ——————————— <4> Пункт 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы.

Таким образом, по общему правилу в случае увольнения военнослужащего с военной службы и исключения его в связи с этим из списков личного состава воинской части он обязан сдать жилое помещение органам военного управления, так как договор найма служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии прекращается. Однако из указанного общего правила имеются исключения. Так, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются военнослужащими — гражданами Российской Федерации, имеющими общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В настоящее время существует практика, согласно которой граждане, уволенные с военной службы, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, до момента обеспечения их постоянным жильем (в собственность или по договору социального найма) согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не подлежат выселению из служебных жилых помещений и общежитий. Кроме того, согласно п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона военнослужащие — граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Из данной нормы следует, что указанные выше граждане имеют право на проживание в служебных жилых помещениях и общежитиях до предоставления им жилых помещений в собственность или по договору социального найма. Вместе с тем следует иметь в виду, что на военнослужащих, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, и членов их семей указанные выше социальные гарантии не распространяются. В этой связи в случае увольнения с военной службы данных военнослужащих занимаемые ими служебные жилые помещения и общежития подлежат безусловному освобождению. Договор найма служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Также договор найма служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии может быть расторгнут в любое время нанимателем жилого помещения. Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» «…наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи могут быть выселены из жилого помещения по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случаях, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. К заинтересованным лицам, имеющим право обратиться в суд с требованием о выселении нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, в указанных случаях относятся лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи (например, соседи по дому, коммунальной квартире). Обратиться в суд с иском о выселении нанимателя и (или) членов его семьи вправе также органы государственной жилищной инспекции, осуществляющие контроль за использованием жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями. Разрешая дела о выселении нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения… суды должны исходить из того, что такое выселение является крайней мерой ответственности и возможно лишь при установлении факта систематичности противоправных виновных действий со стороны нанимателя и (или) членов его семьи, которые, несмотря на предупреждение наймодателя в любой форме (устной или письменной) о необходимости устранить допущенные нарушения, эти нарушения не устранили…». Верховный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении также выразил следующую позицию относительно найма специализированных жилых помещений: 1) использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения; 2) после 1 марта 2005 г. основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно ст. 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42. В то же время необходимо иметь в виду, что по действовавшему до 1 марта 2005 г. законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (ст. ст. 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие — ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (ст. 109 ЖК РСФСР); 3) к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие ЖК РФ, применяются с учетом их длящегося характера нормы ЖК РФ, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»; 4) члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору, если иное не установлено соглашением между ними (ч. 5 ст. 100, ч. ч. 3, 4 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ). В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя по общему правилу не сохраняется (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ). Однако оно может быть сохранено за бывшим членом семьи нанимателя служебного жилого помещения по решению суда на определенный срок по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 31 ЖК РФ. Это означает, что в случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии и членом его семьи бывший член семьи нанимателя подлежит выселению из указанного жилого помещения в случае его отказа освободить жилое помещение в добровольном порядке, если по решению суда право пользования таким помещением не сохранено за бывшим членом семьи нанимателя служебного жилого помещения на определенный срок.

3. Выселение из служебных жилых помещений и общежитий в случае перехода права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передачи такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу

В соответствии с п. 1 ст. 288 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Вещными правами, наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ). В случае перехода права собственности на вещь, а также передачи такой вещи в хозяйственное ведение или оперативное управление другому лицу этому лицу переходят права владения, пользования и распоряжения указанной вещью. В таком случае только лицо, которое приобрело вещь, вправе самостоятельно определять ее дальнейшую судьбу. Данные положения полностью соотносятся с содержанием п. 2 ст. 102 ЖК РФ, в котором указано, что переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влекут за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения. Однако в соответствии с п. 3 ст. 216 ГК РФ переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество. Согласно ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма. В свою очередь, ст. 64 ЖК РФ предусматривается сохранение договора социального найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение, а также права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением. В отличие от жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии обладает рядом специфических свойств, поэтому на него не могут распространяться положения ст. 64 ЖК РФ, п. 3 ст. 216, ст. 675 ГК РФ. Во-первых, по общему правилу при переходе права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передаче такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу такое жилое помещение перестает быть специализированным (служебным или фондом общежития). Так, в соответствии с п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. К примеру, согласно положениям ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Во-вторых, в связи со спецификой служебных жилых помещений и общежитий они предоставляются только на период трудовых (служебных) отношений отдельных категорий граждан (например, военнослужащих) с той или иной организацией, органом исполнительной власти и т. д. Проживание в служебных жилых помещениях и общежитиях иных граждан, не связанных с наймодателем трудовыми (служебными) отношениями, недопустимо.

4. Выселение из служебных жилых помещений и общежитий при расторжении в судебном порядке по требованию наймодателя договора найма специализированного жилого помещения при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения

А. Выселение в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя <5>: ——————————— <5> Статья 154 ЖК РФ.

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату: — за холодное и горячее водоснабжение; — за водоотведение; — за электроснабжение; — за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах); — за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Неиспользование нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307. Так, в соответствии с п. 54 Порядка перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, утвержденного указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться: а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы; б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии; г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии; д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания; е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал; ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место. В практике возникают следующие вопросы. 1. Если наниматель не вносил более шести месяцев плату за коммунальные услуги, но своевременно вносил плату за жилое помещение, то может ли быть расторгнут договор найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии? Представляется, что в таком случае договор найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии может быть расторгнут, основанием для этого могут послужить как одновременное невнесение платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги, так и невнесение хотя бы платы за коммунальные услуги (или платы за жилое помещение). 2. Может ли договор найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии быть расторгнут, если наниматель своевременно вносил и плату за жилое помещение, и плату за коммунальные услуги, за исключением оплаты теплоснабжения, в последнем случае плата не внесена за семь месяцев? Представляется, что и в этом случае договор может быть расторгнут. Достаточным основанием для этого является невнесение более шести месяцев платы хотя бы за один вид коммунальных услуг. В письме Роспотребнадзора от 8 февраля 2006 г. N 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг» сказано, что если по смыслу ст. 90 ЖК РФ (при буквальном толковании слов и выражений, содержащихся в ней) необходимым условием для подобного выселения должно служить одновременное невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, то согласно п. 1 ч. 4 ст. 83 ЖК РФ достаточным условием для расторжения (в судебном порядке) договора социального найма жилого помещения (договора найма служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии) по требованию наймодателя может быть соответствующее невнесение платы только за коммунальные услуги, что может порождать двоякое толкование и неодн означное правоприменение рассматриваемых норм ЖК РФ. Указанные положения никак не корреспондируют с принципами конституционных гарантий прав граждан на жилище, закрепленными в ч. 3 ст. 1 ЖК РФ, и необоснованно завышают степень тяжести соответствующей гражданско-правовой ответственности потребителей по сравнению с нормами, действовавшими до 1 марта 2005 г., поскольку ранее ст. 15.5 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» допускала возможность выселения соответствующих граждан только в случае неосуществления ими в течение шести месяцев оплаты жилья, которая включала в себя лишь внесение платы за содержание жилья, его ремонт и плату за наем жилого помещения, что в любом случае исключало возможность применения такой меры ответственности, как выселение в судебном порядке за несвоевременную оплату коммунальных услуг. В связи с вышесказанным в случае невнесения военнослужащим — нанимателем служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев он подлежит выселению из жилого помещения. Однако в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Таким образом, в случае выселения указанного выше военнослужащего из жилого помещения его обязаны будут обеспечить иным пригодным для проживания (отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта служебным жилым помещением или общежитием (из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека). Возможно, в этом случае новое жилое помещение, предоставляемое военнослужащему, будет менее благоустроенным, чем ранее предоставленное жилое помещение.

Б. Выселение в случае разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает

Основное назначение жилого помещения — проживание в нем граждан. Контроль за использованием жилищного фонда, за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, согласно п. 5 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086, осуществляют органы государственной жилищной инспекции. Разрушение или повреждение жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает, подразумевает под собой бесхозяйственное обращение с жилым помещением — это действия по порче помещения, в частности разрушение инженерных сетей и оборудования, самовольные перепланировка и переустройство, создающие угрозу жилому дому, нарушение санитарных правил содержания жилых помещений и т. п. Данный вывод следует из содержания п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25, в котором установлены следующие обязанности нанимателя жилого помещения в качестве пользователя: — обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнения в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче; — поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение, а также помещения общего пользования в многоквартирном доме (квартире), обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; — принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем; — не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка. Для установления степени разрушения или повреждения жилого помещения и возможности дальнейшего проживания в нем необходимо соответствующее заключение экспертов. Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 под систематическим бесхозяйственным обращением с жилым помещением, ведущим к его разрушению, следует понимать целенаправленные постоянного характера действия нанимателя и (или) членов его семьи, влекущие повреждение либо уничтожение структурных элементов квартиры (окон, дверей, пола, стен, санитарно-технического оборудования и т. п.). Принимая во внимание, что наймодатель вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения допущенного их действиями разрушения жилого помещения (ч. 1 ст. 91 ЖК РФ), суду при рассмотрении дела о выселении необходимо проверить, назначался ли такой срок наймодателем и были ли предприняты нанимателем и членами его семьи какие-либо меры для устранения этих нарушений (приведения жилого помещения в состояние, пригодное для постоянного проживания).

В. Выселение в связи с систематическим нарушением прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении

К систематическому <6> (два раза и более) нарушению прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении, в частности, может относиться: создание шумов, отключение приборов водоснабжения, порча электрооборудования, иного общего имущества и т. д. ——————————— <6> Систематический — следующий определенной системе, образующий определенную систему; постоянно повторяющийся, не прекращающийся (Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935 — 1940).

Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 к систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи с учетом положений ч. 2 ст. 1 и ч. 4 ст. 17 ЖК РФ следует отнести их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями (например, прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.). Если такие действия совершаются бывшим членом семьи нанимателя, то, поскольку он и наниматель, а также члены его семьи, проживающие в одном жилом помещении, фактически становятся по отношению друг к другу соседями, заинтересованные лица вправе обратиться с требованием о выселении бывшего члена семьи нанимателя из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения на основании ч. 1 ст. 91 ЖК РФ. Обзор практики рассмотрения городскими и районными судами Калининградской области отдельных категорий дел о выселении из жилых помещений <7> содержит следующие выводы. ——————————— <7> URL: http://www. kaliningrad-court. ru.

Судами рассмотрено восемь дел о выселении граждан по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 4 ст. 83, ч. 1 ст. 91 ЖК РФ. В удовлетворении семи заявлений отказано, одно заявление удовлетворено. Обжалованы в кассационном порядке пять решений, все они оставлены судебной коллегией по гражданским делам Калининградского областного суда без изменения. Мотивами отказа в удовлетворении исковых заявлений были следующие: — отсутствие доказательств противоправного поведения ответчиков, делающего невозможным совместное с ними проживание, — два дела; — нарушение установленного порядка выселения по данным основаниям (отсутствие предупреждения со стороны наймодателя) — три дела; — заявление требований о выселении к отношениям, не урегулированным нормами о договоре социального жилищного найма (выселение из дома-интерната лица, находящегося в нем на основании договора о стационарном обслуживании), — одно дело; — заявление требований о выселении соседей, имеющих отдельный договор найма жилого помещения, ненадлежащим истцом — одно дело. Так, отказывая Н. в удовлетворении иска к Н-й, Центральный районный суд г. Калининграда правильно исходил из того, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности совместного проживания с бывшей женой. По обращению матери истца в органы внутренних дел сотрудниками милиции вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Факты совершения Н-й противоправных поступков не подтвердились. Доказательств нанесения ответчицей телесных повреждений отцу истца не представлено. Сама Н-а в спорной квартире проживает лишь периодически, не предупреждалась наймодателем о возможности выселения за противоправное поведение. Поскольку предупреждение наймодателем лица, систематически нарушающего права и законные интересы соседей, является обязательным условием удовлетворения иска о выселении по указанным основаниям, суды правильно отказывали в удовлетворении исков о выселении лиц, не предупреждавшихся наймодателем о необходимости устранить нарушения. Обоснованно отказано по данным основаниям в удовлетворении иска П. к Р. о выселении (Гусевский городской суд). Правильно рассмотрены и другие дела. Вместе с тем представляется ошибочной мотивировка решения Балтийского районного суда г. Калининграда об отказе Р. в иске о выселении соседки по коммунальной квартире П. за невозможностью совместного проживания в связи с тем, что указанные лица проживают в помещениях квартиры по разным договорам жилищного найма. С требованиями о выселении П. в такой ситуации вправе, по мнению суда, обратиться только наймодатель. Суд сослался в решении только на положения п. 3 ч. 4 ст. 83 ЖК РФ. Однако судом не учтены положения ч. 1 ст. 91 ЖК РФ, позволяющие требовать выселения по таким основаниям не только наймодателю, но и другим заинтересованным лицам. Таким образом, иск о выселении соседей может быть заявлен и лицом, не имеющим с ними одного договора жилищного найма, в случае систематического нарушения ответчиками прав лица, обратившегося в суд. Обоснованно удовлетворен Ленинградским районным судом г. Калининграда иск С-й о выселении С. за невозможностью совместного проживания. Судом установлено, что С. ведет аморальный образ жизни, нигде не работает, в течение длительного периода времени злоупотребляет спиртными напитками, оскорбляет и избивает истицу, приводит в квартиру посторонних людей для распития спиртных напитков, после чего возникают скандалы и драки. Неправомерное поведение ответчика также нарушает права несовершеннолетних детей, отрицательно влияет на условия их проживания и воспитания, на их обучение, создает невозможные условия для совместного проживания с ним. После вынесения судом решения от 24 ноября 2000 г. с предупреждением С. о возможности выселения он не изменил своего поведения. Кроме того, причинил телесные повреждения истице.

Г. Выселение в случае использования жилого помещения не по назначению

В соответствии с п. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений ч. ч. 1 — 3 ст. 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), т. е. фактическое превращение жилого помещения в нежилое. В то же время необходимо учитывать, что законом (ч. 2 ст. 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).

5. Расторжение договора найма специализированного жилого помещения в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства

В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору найма жилого помещения. Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора найма. Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т. п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т. п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др. При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма. Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку, согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

6. Выселение в случае признания недействительными решения о предоставлении специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма жилого помещения

В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 2 июля 2009 г. N 14 выразил следующую позицию относительно указанного выше вопроса: нарушение требований ЖК РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и соответственно договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).

7. Исключения из норм жилищного законодательства о выселении из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях

Согласно п. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II группы вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. Согласно ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ, т. е. до 1 марта 2005 г. В соответствии со ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих»); 7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О статусе военнослужащих»); 9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 11) инвалиды труда I и II группы, инвалиды I и II группы из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Согласно п. п. 42, 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в п. п. 1 — 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (ч. 3 ст. 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют. Судам следует учитывать, что ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР. Хотелось бы отметить, что применительно к служебным жилым помещениям и жилым помещениям в общежитиях законодатель устанавливает целый ряд исключений из общего правила. Гражданин, выселяемый из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, обязательно должен быть обеспечен другим жильем в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ. Как уже говорилось ранее, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение; военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Таким образом, в случае выселения военнослужащего из жилого помещения его обязаны будут обеспечить иным пригодным для проживания (отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта служебным жилым помещением или общежитием (из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека).

——————————————————————