О сохранении права пользования служебными жилыми помещениями в общежитиях за некоторыми категориями граждан после прекращения военно-служебных и трудовых отношений с воинской частью (учреждением)

(Трофимов Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 7)

О СОХРАНЕНИИ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫМИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ОБЩЕЖИТИЯХ ЗА НЕКОТОРЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН ПОСЛЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ВОЕННО-СЛУЖЕБНЫХ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВОИНСКОЙ ЧАСТЬЮ (УЧРЕЖДЕНИЕМ)

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., заместитель начальника отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН, подполковник юстиции в запасе.

Рассмотрены вопросы, связанные с выселением из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Ключевые слова: жилищное законодательство, гражданский персонал, специализированные жилые помещения, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитии.

Preservation of rights of use of office accommodation… E. N. Trofimov

Issues related to the eviction from office premises and residential premises in the dorms military and civilian personnel.

Key words: The housing legislation, the civil personnel, specialised premises, office premises, premises in a hostel.

Одной из основных задач, решаемых региональными управлениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на современном этапе, является задача по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях. Эта задача имеет особую актуальность по той причине, что проходящие в настоящее время военную службу по контракту военнослужащие большей своей частью относятся к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями. Так, в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: — военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей; — офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей; — прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Решение задачи по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях усложняется тем, что существует нехватка жилых помещений и жилых помещений в общежитиях для заселения в них военнослужащих. В то же время достаточно большое количество бывших военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей продолжают удерживать служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, право пользования которыми ими было утрачено в связи с прекращением военно-служебных и трудовых отношений с воинскими частями и учреждениями Министерства обороны Российской Федерации. В связи с этим возникает необходимость их выселения из занимаемых жилых помещений. Однако в соответствии с действующим законодательством не все категории военнослужащих (бывших военнослужащих) и лиц гражданского персонала (бывших работников) Вооруженных Сил Российской Федерации подлежат выселению из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления другого жилого помещения. Основания и порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, а также основания и порядок прекращения (расторжения) соответствующих договоров найма жилых помещений и предъявления требований о выселении определяются действующим жилищным законодательством. В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан: — в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением; — в связи с прохождением службы; — в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации; — в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их: — работы; — службы; — обучения. Служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду. Специализированные жилые помещения, в том числе служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ). В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г., регистрационный номер 18841), полномочия по признанию военнослужащих нуждающимися в получении служебных жилых помещений возложены на специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, которыми в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 являются региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ст. 99). Заселение граждан в служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях производится на основании соответствующих договоров найма служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона — собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 ЖК РФ, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные ч. ч. 2 — 4 ст. 31, ст. 65 и ч. ч. 3 и 4 ст. 67 названного Кодекса. Таким образом, в соответствии с действующим жилищным законодательством жилые помещения в общежитиях и служебные жилые помещения могут быть предоставлены как военнослужащим по месту военной службы в связи с прохождением ими военной службы, так и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящему в трудовых отношениях с воинскими частями, учреждениями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, не имеющим жилых помещений для проживания в соответствующем населенном пункте по месту военной службы, работы, по решению собственника этих жилых помещений (действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти). В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации (в том числе жилые помещения), других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» право распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации предоставлено исключительно Министерству обороны Российской Федерации. Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации, действующее от имени собственника служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, правомочно определять порядок предоставления военнослужащим и лицам гражданского персонала этих жилых помещений и порядок выселения из них при наличии на то оснований. Исходя из назначения служебных жилых помещений (ст. 93 ЖК РФ) и жилых помещений в общежитиях (ст. 94 ЖК РФ) право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными военнослужащим в связи с прохождением военной службы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с трудовыми отношениями, сохраняется за ними на период прохождения ими военной службы и работы в воинской части (учреждении) в соответствующем населенном пункте. После прекращения военно-служебных и трудовых отношений право пользования предоставленным служебным жилым помещением и жилым помещением в общежитии сохраняется за военнослужащими и гражданским персоналом, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (ст. 103 ЖК РФ), которые в соответствии с действующим законодательством не могут быть выселены из занимаемых служебных помещений без предоставления другого жилого помещения социального использования (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Такое право сохраняется: — за военнослужащими, признанными нуждающимися в получении жилых помещений, подлежащими увольнению (уволенными) с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по болезни и в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы (в календарном исчислении) 10 лет и более до обеспечения их жильем по договору социального найма (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»); — за военнослужащими, признанными нуждающимися в получении жилых помещений, подлежащими увольнению (уволенными) с военной службы, при общей продолжительности военной службы 20 лет и более независимо от основания увольнения до обеспечения их жильем по договору социального найма (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»); — за лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, принятыми на учет до 1 марта 2005 г. по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с Отраслевым соглашением между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (п. 65 Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.); — за членами семей военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей (п. 1 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ); — за пенсионерами по старости (п. 2 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ); — за членами семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер (п. 3 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ); — за инвалидами I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалидами I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалидами из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы (п. 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ). Из анализа вышеприведенных норм следует, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления другого жилого помещения категории граждан, указанных выше, при условии, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, т. е. для сохранения права пользования служебным жилым помещением или жилым помещением в общежитии до обеспечения другим жильем необходимо одновременное наличие двух условий: 1) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не являться нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) относиться к категории граждан, не подлежащих выселению из занимаемых специализированных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий граждане подлежат выселению из занимаемых служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления другого жилого помещения, следовательно, не сохраняют права пользования указанными жилыми помещениями. Следует учитывать, что ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.). В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ (ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). К указанной категории граждан относились (ст. 108 ЖК РСФСР): — инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; — участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; — семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; — семьи военнослужащих; — инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; — лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих»); — лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; — лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих»); — пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; — члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; — инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; — одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Из вышеизложенного следует, что для сохранения права пользования служебным жилым помещением и жилым помещением в общежитии недостаточно относиться к одной из указанных в ст. 108 ЖК РСФСР категорий граждан, а необходимо также состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или иметь право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ). Таким образом, граждане, указанные в ст. 108 ЖК РСФСР, могут быть выселены из занимаемых служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях при условии, если они в установленном порядке не признаны нуждающимися в получении жилых помещений или не имеют права состоять на данном учете. На практике нередки случаи, когда после расторжения брака в служебном жилом помещении и в жилом помещении в общежитии продолжают проживать бывшие члены семьи нанимателя такого жилого помещения, полагая, что они сохраняют право пользования указанными жилыми помещениями. Такое заключение является ошибочным и не соответствует действующему законодательству. Так, в соответствии с действующим законодательством в случае прекращения семейных отношений с нанимателем служебного жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого жилого помещения не сохраняется. Указанное вытекает из того, что в соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию служебным жилым помещением применяются правила, предусмотренные ч. ч. 2 — 4 ст. 31, ст. 65 и ч. ч. 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ. Из содержания ч. 4 ст. 31 ЖК РФ применительно к пользованию служебным жилым помещением следует, что в случае прекращения семейных отношений с нанимателем служебного жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого жилого помещения не сохраняется. Если у бывшего члена семьи нанимателя служебного жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи нанимателя служебного жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования служебным жилым помещением, принадлежащим указанному нанимателю, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. В отношении пользования жилым помещением в общежитии в соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 указанного Кодекса. Отличием в пользовании служебным жилым помещением и жилым помещением в общежитии является то, что в первом случае применяются правила, предусмотренные ч. ч. 2 — 4 ст. 31 ЖК РФ, а во втором — правила, предусмотренные ст. 69 указанного Кодекса. Из положений ч. ч. 2 и 4 ст. 69 ЖК РФ применительно к пользованию жилым помещением в общежитии следует, что члены семьи нанимателя жилого помещения в общежитии имеют равные с нанимателем права и обязанности. При этом, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения в общежитии, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора найма. Указанные положения закреплены также в п. п. 10 и 13 Типового договора найма жилого помещения в общежитии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Таким образом, выселение из жилого помещения в общежитии бывшего члена семьи нанимателя такого жилого помещения возможно лишь по тем основаниям, которые в соответствии ЖК РФ являются основанием для требования к выселению самого нанимателя жилого помещения. Основания для предъявления требования к расторжению договора найма жилого помещения в общежитии определены ЖК РФ, а также п. 18 Типового договора найма жилого помещения в общежитии. Исходя из содержания ч. 1 ст. 35 ЖК РФ право требования выселения граждан из служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии принадлежит собственнику этих жилых помещений. Учитывая то, что жилищные правоотношения прежде всего регулируются жилищным законодательством, следует прийти к выводу, что право требования о выселении граждан из занимаемых служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитии принадлежит исключительно собственнику этих жилых помещений. В этой связи следует согласится с позицией С. В. Шанхаева и А. Г. Тищенко по данному вопросу <1>. ——————————— <1> Шанхаев С. В. Выселение из жилых помещений: обзор и комментарий правоприменительной (судебной) практики (начало) // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 2; Тищенко А. Г. И снова о жилье. Там же. 2010. N 6.

С учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» видится правомерным, что соответствующие иски о выселении военнослужащих и лиц гражданского персонала, утративших право на предоставленные им ранее служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, вправе предъявлять в суд как Министерство обороны Российской Федерации, так и учреждения, созданные Министерством обороны Российской Федерации в целях управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, на праве оперативного управления или хозяйственного ведения которых находятся эти жилые помещения. Учитывая то, что в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находится исключительно в федеральной собственности, видится правомерным и допустимым обращение прокурора в суд с требованием о выселении военнослужащих и лиц гражданского персонала из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, право пользования которыми они утратили. Это следует из полномочий прокурора, определенных ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

——————————————————————