О Законе Нижегородской области "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области"

(Рыжов А. Б.) ("Административное право", 2011, N 3) Текст документа

О ЗАКОНЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

А. Б. РЫЖОВ

Рыжов Александр Борисович, руководитель аппарата комитета по жилищной политике и градостроительству Законодательного Собрания Нижегородской области.

Решение задачи чистоты и порядка на территории Нижегородской области обеспечивает ряд федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Закон "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", Закон Нижегородской области "О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области" (прежнее наименование - "О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области"), Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях, ряд нормативных правовых актов правительства Нижегородской области. Повсеместно приняты муниципальные правила благоустройства и содержания территорий.

Разработка проекта Закона Нижегородской области "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" и его последующее внесение на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области губернатором Нижегородской области были обусловлены необходимостью повышения качества содержания и уборки территорий населенных пунктов Нижегородской области. Закон "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" принят в целях обеспечения чистоты и порядка, повышения качества содержания и состояния объектов, расположенных на территории Нижегородской области, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Закон "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Нижегородской области. Над проектом была проведена огромная работа. Изучение предложений и замечаний, обобщенных в таблице на 108 страницах, согласование позиций заинтересованных сторон потребовало проведения в общей сложности 60-ти часов напряженных совещаний. Закон определяет понятие "объект" - это здания, строения, сооружения, их элементы, территории (в том числе прилегающие), места размещения мусора, элементы инфраструктуры, инженерные сети и коммуникации, водные объекты, зеленые насаждения, технические средства и устройства, другие объекты, к содержанию и состоянию которых настоящим Законом, муниципальными правовыми актами установлены требования. Закон определяет субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка - юридические и физические лица (в том числе должностные лица, индивидуальные предприниматели, граждане), находящиеся, и (или) пребывающие на территории Нижегородской области, и (или) осуществляющие деятельность на территории Нижегородской области, и (или) являющиеся владельцами, пользователями расположенных на территории Нижегородской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых возложены обязанности по организации и (или) производству работ по уборке и содержанию объектов, расположенных на территории Нижегородской области, соблюдению требований в сфере обеспечения чистоты и порядка, установленных настоящим Законом и муниципальными правовыми актами. Согласно ст. 5 Закона субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны соблюдать требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Нижегородской области. Юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на территории своего пребывания и деятельности, в том числе на внутренних (производственных, заводских) территориях, территориях домовладений, своевременно производить уборку и содержание соответствующих объектов, поддерживать их в надлежащем состоянии, соблюдать нормы, запреты и требования настоящего Закона, нормативных правовых актов, в том числе муниципальных, в сфере обеспечения чистоты и порядка, заключать договоры на вывоз мусора со специализированными организациями <1> в соответствии с образуемыми ими объемами мусора и рассчитанными нормами накопления. -------------------------------- <1> Имеется ряд обращений органов местного самоуправления, в том числе Городецкого района (ими предложен проект Федерального закона о внесении изменений в ЖК РФ), о необходимости обязать собственников частных домовладений заключать договоры на вывоз мусора. Закон решает данную задачу.

Субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка исполняют предусмотренные настоящим Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка принадлежащих им объектов самостоятельно или с привлечением лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, на основании договора (специализированные (подрядные) организации) или в силу закона. Условия договоров должны обеспечивать выполнение требований к уборке и содержанию объектов, установленных настоящим Законом. При наличии указанных договоров и надлежащем исполнении заказчиком своих обязательств по договору ответственность за своевременное и надлежащее производство работ по уборке и содержанию объектов в соответствии с настоящим Законом возлагается на лицо, осуществляющее соответствующие виды деятельности и заключившее такой договор. В случае передачи объектов в пользование обязанности по обеспечению чистоты и порядка соответствующих объектов определяются сторонами самостоятельно в соответствии с договором. Предусмотренные настоящим Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка объектов возлагаются: 1) по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на владельцев и (или) пользователей этих объектов: граждан, юридических лиц, должностных лиц; 2) по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления и на их должностных лиц; 3) по объектам, находящимся в частной собственности, - на владельцев или пользователей объектов: граждан, юридических лиц и на их должностных лиц. Также Законом определяются лица, обязанные обеспечивать чистоту и порядок по следующим объектам: 1) мест производства земляных, строительных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту инженерных сетей и коммуникаций, работ по ремонту фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установке средств размещения информации, а также по уборке и содержанию прилегающей к ним территории, - на производителей работ (генеральных подрядчиков); 2) по уборке и содержанию бесхозяйных строений, зданий, сооружений и объектов инфраструктуры - на собственников земельных участков, на которых они расположены; 3) по содержанию временных объектов, мест их расположения, а также прилегающих к ним территорий - на пользователей этих объектов; 4) по уборке и содержанию мест временной уличной торговли, территорий, прилегающих к объектам торговли (в том числе торговым павильонам и комплексам, палаткам, киоскам, тонарам), - на пользователей объектов торговли; 5) по уборке автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе проезжей части дорог, обочин, двухметровых зон у края дороги; полос отвода автомобильных и железных дорог; тротуаров, расположенных вдоль улиц и проездов, в том числе отделенных от проезжей части дорог участком земли не более 3 метров; ограждений на проезжей части и других элементов обустройства дорог - на владельцев дорог; 6) по уборке и содержанию посадочных площадок и остановок пассажирского транспорта, разворотных и (или) отстойных площадок пассажирского транспорта, на конечных станциях пассажирского транспорта (в том числе размещенных на них остановок) и прилегающих к указанным объектам территорий - на владельцев указанных объектов; 7) по уборке и содержанию территорий автозаправочных станций, станций технического обслуживания, мест мойки автотранспорта, автозаправочных комплексов, автостоянок, гаражных кооперативов и прилегающих к ним территорий - на пользователей указанных объектов; 8) по уборке и содержанию территорий, прилегающих к отдельно стоящим объектам рекламы, средствам размещения информации, - на владельцев объектов рекламы и средств размещения информации соответственно; 9) по уборке и содержанию территорий вокруг мачт и опор установок наружного освещения и контактной сети, расположенных на расстоянии не менее 1 метра от тротуаров, - на организации, осуществляющие уборку и содержание тротуаров; 10) по уборке и содержанию территорий, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также к опорам линий электропередач, - на владельцев указанных объектов; 11) по уборке и содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, дворовой территорией, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, - на собственников помещений такого дома либо организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом; 12) по уборке и содержанию территории домовладения и прилегающей территории со стороны дорог, улиц (переулков, проходов, проездов), а также подъездных путей к домовладениям - на владельца указанного объекта; 13) по уборке и содержанию водных объектов в зонах отдыха и прилегающих к ним территорий - на пользователей зон отдыха; 14) по уборке и содержанию объектов озеленения (парки, скверы, газоны), в том числе расположенных на них тротуаров, пешеходных дорожек, лестничных сходов, - на владельцев указанных объектов; 15) по содержанию зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, - на владельцев автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов; 16) по содержанию зеленых насаждений, расположенных на иных территориях, - на владельцев земельных участков, на которых располагаются зеленые насаждения; 17) по обследованию смотровых и дождеприемных колодцев ливневой канализации и их очистке - на владельцев указанных объектов; 18) по содержанию инженерных сетей (теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации), ликвидации подтоплений, обледенения в зимний период из-за нарушения их работы - на владельцев инженерных сетей; 19) по вывозу отходов асфальтобетона, образующихся при проведении дорожно-ремонтных работ на проезжей части дорог, устранению дефектов дорожного полотна, вызванных проведением дорожно-ремонтных работ, вывозу (удалению) с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов зданий упавших или усохших и представляющих угрозу для безопасности жизни и здоровья граждан, имуществу юридических и физических лиц деревьев (сухостойких, аварийных, а также потерявших декоративность), пней, оставшихся от спиленных деревьев, по обрезке ветвей в кронах - на организации, проводящие соответствующие виды работ; 20) по обеспечению чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния и содержания контейнеров, содержания территории вокруг контейнерных площадок - на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (управляющие, эксплуатационные, иные специализированные подрядные организации); 21) по содержанию урн, территорий вокруг них - на пользователей территорий, на которых установлены урны; 22) по содержанию урн, расположенных на остановках пассажирского транспорта, - на лиц, осуществляющих уборку остановок; 23) по содержанию урн, установленных у торговых объектов, - на лиц, осуществляющих торговлю. Границы уборки и содержания территории определяются в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, нормативными правовыми актами правительства Нижегородской области, муниципальными нормативными актами, договором о закреплении прилегающей территории. Согласно понятийному аппарату Закона, прилегающая территория - это часть территории общего пользования, в той или иной степени обеспечивающая жизнедеятельность (деятельность) субъектов отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка, непосредственно примыкающая по периметру к границам зданий, строений, сооружений, земельным участкам и иным объектам, находящимся у них в собственности или на ином праве, закрепленная на основании договора с органом местного самоуправления в целях поддержания чистоты и порядка в соответствии с установленными настоящим Законом, муниципальными правовыми актами требованиями. Закон устанавливает основные принципы обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области: 1) обеспечение и защита прав граждан на благоприятные условия проживания, поддержание или восстановление чистоты и порядка; 2) создание условий для осуществления деятельности, направленной на обеспечение чистоты и порядка; 3) обеспечение сохранности и надлежащего состояния объектов, расположенных на территории Нижегородской области; 4) приоритет профилактики совершения правонарушений в сфере обеспечения чистоты и порядка; 5) комплексность мер (организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных), направленных на обеспечение соблюдения законодательства в сфере обеспечения чистоты и порядка; 6) оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления по вопросам обеспечения чистоты и порядка на территории соответствующего муниципального образования; 7) ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение законодательства в сфере обеспечения чистоты и порядка; 8) сотрудничество органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, участие граждан, общественных объединений в обеспечении чистоты и порядка и в решении вопросов в указанной сфере; 9) открытость и доступность информации о деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления в сфере обеспечения чистоты и порядка, о состоянии объектов, лицах, на которые возложены обязанности по их содержанию. Закон устанавливает, что правовое регулирование в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области и муниципальными правовыми актами. В целях создания условий для осуществления деятельности, направленной на обеспечение чистоты и порядка, обеспечения прав граждан на благоприятные условия проживания органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления вправе принимать целевые программы в сфере обеспечения чистоты и порядка. Контроль за обеспечением чистоты и порядка осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти Нижегородской области, а также органы местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования в пределах своих полномочий. Граждане, общественные организации вправе осуществлять общественный контроль за обеспечением чистоты и порядка, в том числе посредством участия в подготовке и принятии органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, посредством информирования органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления о нарушениях законодательства в сфере обеспечения чистоты и порядка. Органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на привлечение граждан к осуществлению общественного контроля за обеспечением чистоты и порядка на территории Нижегородской области. Граждане и организации имеют право на получение информации о деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления в сфере обеспечения чистоты и порядка, о состоянии объектов, лицах, на которых возложены обязанности по их содержанию, на обеспечение свободного доступа к такой информации. Требования к информации об объектах и лицах, на которых возложены обязанности по содержанию объектов, к структуре и порядку ее предоставления устанавливаются правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Закон определяет общие требования к содержанию и уборке объектов. Субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны производить регулярную уборку территории, находящейся в их ведении, осуществлять вывоз мусора, образующегося в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, с целью его утилизации и обезвреживания в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области порядке. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к его границам территории. Дворовые территории, внутридворовые проезды и тротуары, места массового посещения, иные объекты, к которым в соответствии с настоящим Законом, нормативными правовыми актами установлены требования к уборке и содержанию, подметаются (очищаются) от мусора, пыли, иных загрязнений, снега и наледи ежедневно. Не допускается наличие мусора на любых территориях вне специально установленных мест. В случаях ливневых дождей, ураганов, снегопадов, гололеда и других чрезвычайных погодных явлений режим уборочных работ может изменяться решением органов местного самоуправления в соответствии с указаниями уполномоченных органов в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Устанавливаются требования по содержанию контейнерных площадок, бункеров-накопителей, контейнеров, урн. Устанавливаются требования к проведению уборочных работ в зимний и летний периоды. Согласно Закону генеральная схема очистки территории населенного пункта в составе градостроительной документации утверждается органами местного самоуправления согласно общей схеме расположения межмуниципальных объектов размещения отходов, утвержденной правительством Нижегородской области. На территории Нижегородской области запрещается: 1) складирование (выброс) и (или) временное хранение мусора, скопление мусора, а также сброс и (или) складирование мусора, отходов спила деревьев, листвы, снега вне специально отведенных мест. Количество специально отведенных мест определяется администрациями муниципальных образований Нижегородской области; 2) сжигание мусора (в том числе строительного), опавшей листвы, сухой травы, части деревьев и кустарников, тары, строительных материалов, в том числе в местах производства земляных, строительных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту инженерных сетей и коммуникаций, строений, зданий и сооружений, фасадов, иных объектов и на прилегающих к ним территориях; разведение костров на озелененных территориях и в лесах, территориях общего пользования (в том числе на дорогах, проездах, тротуарах и пешеходных дорожках); 3) мойка транспортных средств, замена, слив масел, технических жидкостей во дворах жилых домов, на улицах, детских, спортивных, хозяйственных площадках, озелененных территориях, пешеходных дорожках и зонах, в границах водоохранных зон; 4) стоянка автотранспортных средств на детских, спортивных, хозяйственных площадках, газонах, озелененных территориях, пешеходных дорожках. Стоянка транспортных средств не должна препятствовать механизированной уборке, вывозу мусора, движению пешеходов. Ответственность за стоянку транспортных средств в запрещенных местах либо стоянку, препятствующую механизированной уборке, вывозу мусора, движению, несут собственники транспортных средств, за исключением случаев неправомерного завладения транспортным средством; 5) сжигание автомобильных покрышек, а также размещение частей транспортной техники вне установленных для этих целей мест; 6) перемещение на проезжую часть улиц, дорог, внутриквартальных проездов и прилегающую территорию мусора, смета, счищаемых с дворовых территорий, тротуаров и внутриквартальных проездов; 7) сброс жидких отходов, выброс мусора во дворы, на придомовые территории многоквартирного жилого фонда и частного сектора, прилегающие территории, проезжую часть дорог, а также закапывание и размещение его на указанных территориях; 8) откачка воды на проезжую часть дорог и в сеть ливневой канализационной системы при ликвидации аварий на водопроводных, канализационных и тепловых сетях; 9) размещение (наклеивание, развешивание, крепление) на зданиях, фасадах зданий и сооружений, павильонах, остановках пассажирского транспорта объявлений, листовок, вывесок, афиш, агитационных материалов, иных информационных материалов, а также установка средств размещения информации без соответствующего согласования с органами местного самоуправления (за исключением случаев, установленных законодательством о выборах); размещение (наклеивание, развешивание, крепление) на опорах контактной сети и наружного освещения, ограждениях, заборах, деревьях, малых архитектурных формах объявлений (в том числе частных), вывесок, афиш, агитационных материалов и других информационных сообщений, выполнение надписей, рисунков; 10) перевозка сыпучих грузов (уголь, песок, камни природные, галька, гравий, щебень, известняк, керамзит, иные материалы), грунта (глина, земля, торф, иные материалы), отходов, спила деревьев без покрытия тентом, исключающего загрязнение дорог, улиц и прилегающих к ним территорий; 11) установка шлагбаумов, цепей, столбов, бетонных блоков и плит, других сооружений, устройств и объектов, создающих препятствия или ограничения проходу (движению) пешеходов и (или) проезду автотранспорта и (или) проведению уборочных работ на территориях общего пользования без согласования с органами местного самоуправления. Владельцы объектов торговли, общественного питания, автозаправочных станций, автостоянок, автомоек, станций технического обслуживания автомобилей, объектов коммунально-бытового назначения, организаторы оптовых, мелкооптовых, вещевых, продуктовых рынков и складов, строительных площадок на период строительства объектов, зон отдыха и пляжей, администрации парков культуры и отдыха обязаны обеспечить наличие стационарных туалетов (биотуалетов - при отсутствии канализации) как для сотрудников, так и для посетителей. Устанавливаются требования к размещению и содержанию туалетов. Ответственность за содержание общественных туалетов на территории населенных пунктов возлагается на администрацию соответствующего муниципального образования. Схемы расположения общественных туалетов размещаются в местах общего пользования на информационных указателях. Законом устанавливаются требования к содержанию: 1) зданий, строений; 2) малых архитектурных форм и элементов монументально-декоративного оформления; 3) оград, заборов, ворот, фонарей уличного освещения, опор, трансформаторных будок; 4) временных объектов; 5) фонтанов, расположенных на территориях общего пользования; 6) игрового и спортивного оборудования. Устанавливаются требования к организации наружного освещения, содержанию средств размещения информации, мест производства земляных, строительных, ремонтных работ, работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций. Владельцы или пользователи домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, в соответствии с Законом обязаны: 1) содержать домовладения в соответствии с установленными настоящим Законом требованиями; 2) складировать мусор в специально оборудованных местах; 3) не допускать длительного (свыше 7 дней) складирования, хранения топлива, удобрений, строительных и других материалов на уличной стороне домовладения; 4) осуществлять уборку принадлежащих им объектов в соответствии с установленными настоящим Законом требованиями; 5) не допускать хранения разукомплектованных механизмов, автотранспорта, иной техники на уличной стороне домовладения. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, иные лица, находящиеся на территории таких объединений, обязаны соблюдать требования к чистоте и порядку, установленные настоящим Законом, на отведенном им земельном участке, территории таких объединений и прилегающей к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан территории. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, иные лица, находящиеся на территории таких объединений, обязаны не допускать складирования (сброса) мусора вне установленных мест. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан обязаны установить контейнеры и бункеры-накопители на специально оборудованных контейнерных площадках и обеспечить вывоз мусора согласно нормам накопления. Территория садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения должна быть ограждена. Ограждения должны быть чистыми, окрашенными, не иметь повреждений. Законом установлены требования к выгулу домашних животных и выпасу скота. Лица, осуществляющие выгул домашних животных, обязаны не допускать повреждения или уничтожения ими зеленых насаждений на территориях общего пользования, устранять загрязнения мест общественного пользования. Администрации муниципальных образований Нижегородской области определяют места организации специальных площадок для выгула домашних животных. Выпас скота на территориях улиц, садов, скверов, лесопарков, в рекреационных зонах земель поселений запрещается. Следует отметить, что согласно понятийному аппарату Закона улица - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов. Места прогона скота на пастбища должны быть согласованы с органами местного самоуправления, соответствующими органами управления дорожным хозяйством. Согласно Закону органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления создают условия для организации стоянок для автомобилей (далее - автостоянки). Стоянка (хранение) автотранспорта на придомовых и внутриквартальных территориях должна обеспечивать беспрепятственное продвижение уборочной и специальной техники. Брошенный разукомплектованный автотранспорт подлежит вывозу в порядке, установленном органом местного самоуправления. Устанавливаются требования к содержанию наземных частей линейных сооружений и коммуникаций, требования к высадке зеленых насаждений. Закон предусматривает, что финансирование мероприятий, направленных на обеспечение чистоты и порядка на территории Нижегородской области, осуществляется за счет средств субъектов отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка, областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством. Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение чистоты и порядка на территории Нижегородской области, за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Ответственность за нарушение или ненадлежащее соблюдение установленных настоящим Законом требований по обеспечению чистоты и порядка на территории Нижегородской области устанавливается Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях, если Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за нарушение соответствующих требований федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к состоянию и содержанию объектов. Контроль за обеспечением чистоты и порядка осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти Нижегородской области, а также органы местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования в пределах своих полномочий. Уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области является инспекция административно-технического надзора Нижегородской области. Инспекция располагает 8 территориальными отделами, расположенными на территории муниципальных образований Нижегородской области. Контроль осуществляют также должностные лица органов местного самоуправления, во многих органах местного самоуправления созданы отдельные структурные подразделения или службы. В Н. Новгороде, Дзержинске, Арзамасе, Кстовском районе для осуществления контроля созданы муниципальные учреждения. Нарушители Закона "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" и муниципальных правил благоустройства привлекаются в установленном порядке к административной ответственности. Составы правонарушений, пределы административных взысканий определены главой 3 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях. Общее количество основных объектов государственного надзора в сфере благоустройства на территории Нижегородской области составляет 224 тыс. При этом 9 тыс. участковых инспекторов милиции составлены в 2009 г. 4,5 тыс. протоколов об административных правонарушениях в сфере обеспечения чистоты и порядка. В Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области вопросами санитарной очистки территорий занимаются 19 человек, наложивших 210 административных взысканий за правонарушения в сфере по разделу охраны почвы и санитарного содержания населенных мест. Инспекция административно-технического надзора Нижегородской области, располагая 101 служащим, рассмотрела в 2009 г. 11500 дел по правонарушениям в сфере благоустройства, из них по протоколам органов внутренних дел - 1772 дела, по материалам прокуратуры - 372 дела. По итогам 2010 г. Инспекцией административно-технического надзора Нижегородской области было рассмотрено 9785 дел, по результатам которых в бюджет области поступило 21 млн. 812 тыс. 301 рубль, из них в отношении:

Категории лиц Рассмотрено дел % от общего количества

Граждане 3717 37,99

Должностные лица 3633 37,13

Предприниматели 652 6,66

Юридические лица 1725 17,63

ОМСУ 58 0,59

Принятие Закона - это начало большой работы его реализации, воплощения поставленных им требований в жизнь. По результатам реализации требований Закона гражданами будет оценена работа и органов государственной власти, и органов местного самоуправления. Для надлежащей реализации Закона, обеспечения равенства всех субъектов перед ним, создания условий неотвратимости ответственности за его несоблюдение требуется вовлечение максимально возможных сил и средств, координация усилий органов государственной власти Нижегородской области с работой в данном направлении федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, максимальное вовлечение граждан в контроль за соблюдением Закона, направленного на создание максимально благоприятной среды жизнедеятельности. Перед органами государственной власти Нижегородской области стоит задача построения эффективных управленческих отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области. В целях укрепления муниципального контроля недавно принятыми изменениями в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях должностные лица органов местного самоуправления наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере благоустройства. Чтобы повысить оперативность реагирования, изучается вопрос о наделении органов местного самоуправления Нижнего Новгорода полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях. В целях усиления материальной базы государственного надзора в указанной сфере в Нижегородской области недавно создано государственное казенное учреждение, наделяемое надзорными функциями в указанной сфере. В настоящее время комитет Законодательного Собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, возглавляемый Олегом Борисовичем Шавиным, завершил подготовку к принятию закона Нижегородской области "О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях" (направленного на установление составов административных правонарушений в сфере обеспечения чистоты и порядка), а также закона Нижегородской области "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области" (направленного на повышение эффективности государственного надзора в сфере обеспечения чистоты и порядка с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). В качестве дополнительных направлений повышения эффективности реализации законодательства Нижегородской области в сфере чистоты и порядка можно назвать рассмотрение предложений о создании специализированного подразделения в ГУВД по Нижегородской области, о формировании института внештатных административно-технических общественных инспекторов, создания базы данных - реестра объектов контроля в сфере обеспечения чистоты и порядка, позволяющей осуществлять сплошной контроль за соблюдением требований к состоянию объектов, планировать работы и их финансирование, создавать благоприятные условия для осуществления государственного надзора, в том числе с помощью подачи обращений и жалоб граждан на ненадлежащее состояние объектов в такую информационную систему через сеть Интернет. Целесообразно оказывать органам местного самоуправления необходимую методическую помощь по вопросам реализации Закона Нижегородской области "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", которая в том числе должна объяснять порядок планирования работ и расходов в сфере обеспечения чистоты и порядка, управление муниципальным заказом в данной сфере. Желательно организовать повышение квалификации должностных лиц органов местного самоуправления, организующих работу в данной сфере, установить квалификационные требования к муниципальным служащим, осуществляющим управление в указанной сфере. И, разумеется, для реализации Закона, обеспечивающего интересы всего населения Нижегородской области, устанавливающего требования к состоянию сотен тысяч объектов, необходима разъяснительная, пропагандистская, воспитательная, методическая, организационная работа.

------------------------------------------------------------------

Название документа