Выселяем по закону

(Мальцев Р.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 44)

ВЫСЕЛЯЕМ ПО ЗАКОНУ

Р. МАЛЬЦЕВ

Роман Мальцев, главный специалист правового отдела Департамента по жилищной политике администрации, г. Волгоград.

Негативной тенденцией последнего десятилетия является увеличение числа самозахвата жилья — вселения лиц, не имеющих каких-либо законных оснований для проживания в жилом помещении. Анализ судебной практики показывает, что в действующем законодательстве существуют пробелы в части процессуального и материального регулирования рассматриваемых правоотношений. Изменить ситуацию помогут поправки в законодательные акты.

Вопросы правового регулирования

В случае самозахвата особенно важно в кратчайшие сроки освободить незаконно занятые жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов для их последующего предоставления гражданам. При этом правовое регулирование выселения из незаконно занимаемого объекта недвижимости в законодательстве отсутствует. Действующий ЖК РФ не содержит соответствующих норм (заметим, в ст. 99 ЖК РСФСР было прямо предусмотрено, что лица, самоуправно занявшие жилое помещение, выселяются без предоставления им другого жилого помещения).

В настоящее время для подачи иска о выселении приходится использовать аналогию закона. Это порождает множество вопросов о соотношении гражданского и жилищного законодательств, приводит к противоречиям в правоприменительной практике. Отсутствие четкого правового регулирования порождает возмущение в обществе даже при правомерном выселении по решению суда.

Материально-правовым основанием для подачи иска о выселении является ст. 301 ГК РФ, предусматривающая, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

При установлении факта самовольного занятия жилого помещения для обеспечения доказательственной базы в судебном заседании необходимо составление акта обследования жилого помещения.

Вместе с тем управляющие организации и товарищества собственников жилья, в управление которым сейчас передается большинство многоквартирных домов, самостоятельно не осуществляют проверку фактического проживания граждан в жилых помещениях и не составляют акты обследования жилых помещений. Такая обязанность УК и ТСЖ действующим законодательством не предусмотрена.

Указанный пробел в законодательстве требует устранения. В статью 161 ЖК РФ необходимо внести изменения, которые позволят наладить координацию и взаимодействие между органами местного самоуправления, УК и ТСЖ по своевременному выявлению фактов самовольного вселения граждан в жилые помещения.

Законодательные инициативы

Особенно важным представляется сокращение сроков освобождения незаконно занятых жилых помещений путем выселения граждан.

По действующему законодательству выселение граждан в такой ситуации возможно только в судебном порядке. Однако так было не всегда. Ранее ЖК РСФСР допускал внесудебное выселение лиц, самоуправно занявших жилое помещение, в административном порядке с санкции прокурора (ст. 90). Таким образом, законодателем была предусмотрена ускоренная процедура выяснения обстоятельств заселения жилых помещений и последующего выселения. Это прежде всего сокращало сроки проживания самовольщиков после установления соответствующего факта и не позволяло соседям «брать пример».

После составления сотрудниками ЖЭУ, ДЭЗа акта обследования, выявления факта отсутствия ордера на жилое помещение, сверки картотеки отдела регистрационного учета МВД пакет документов передавался в прокуратуру района для санкционирования. Как правило, при санкционировании выселения в течение одного месяца с момента установления факта самозахвата происходило фактическое выселение граждан и освобождение жилых помещений.

Стоит отметить, что в 90-е годы XX века стали возникать правовые коллизии по вопросу о порядке выселения. В результате применения ст. 90 ЖК РСФСР сложилась практика выселения граждан в административном порядке с санкции прокурора. Между тем Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик устанавливали, что договор найма при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом. Наличие в законодательстве прямо противоположных норм нарушало конституционный принцип единства законодательного регулирования на всей территории РФ.

Постановлением КС РФ от 05.02.1993 N 2-П обыкновение правоприменительной практики выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений в административном порядке только с санкции прокурора, без возможности последующего обращения в суд, было признано не соответствующим Конституции РФ. КС РФ указал: «Отсутствие закона о внесении изменений в ст. 90 ЖК РСФСР препятствует соблюдению положений Конституции РФ о принципе разделения властей, об обязанности государства обеспечивать равную защиту всех форм собственности, о равенстве всех перед законом и судом, о праве каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону, о праве на судебную защиту. В связи с этим Конституционный Суд считает необходимым обратиться в Верховный Совет Российской Федерации с предложением о внесении соответствующих изменений в жилищное законодательство».

Как видим, административный порядок выселения мог бы быть сохранен при наличии внесенных изменений в ст. 90 ЖК РСФСР, устраняющих противоречия с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик, однако данные изменения внесены не были, законодательной инициативой ВС РФ не воспользовался.

В настоящее время законодательная процедура выселения граждан из самовольно занятого жилья требует не менее семи месяцев, что позволяет гражданам беспрепятственно незаконно пользоваться жилым помещением и коммунальными услугами. Причем это расчетно-минимальный срок. При выселении требуется:

— два месяца на рассмотрение дела в суде (ст. 154 ГПК РФ);

— два месяца на получение судебного решения и рассмотрение кассационной жалобы на решение суда (ст. ст. 119, 348 ГПК РФ);

— месяц на возвращение гражданского дела из кассационной инстанции и выдачу исполнительного листа (ст. 428 ГПК РФ);

— два месяца на окончание исполнительного производства по принудительному выселению (ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Практика показывает, что столь «идеальный» сценарий по срокам не соответствует реальности. К указанным выше срокам нужно добавить время на назначение и рассмотрение дела в суде первой инстанции, возможность несвоевременного изготовления и выдачи решения суда, исполнительного листа, несоблюдение судебными приставами-исполнителями предельных сроков совершения исполнительных действий и окончания исполнительного производства. В совокупности все указанное приводит к увеличению срока еще на 2 — 3 месяца.

При этом граждане, которые самовольно заняли помещение, в течение 9 — 10 месяцев спокойно живут в нем, не оплачивая коммунальные услуги, не внося плату за наем жилья. Более того, до совершения судебными приставами-исполнителями исполнительных действий по выселению и окончанию исполнительного производства органы госвласти и местного самоуправления не могут предоставить данное жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку оно фактически не является свободным.

Это особенно актуально в связи с поправками в ГПК РФ (Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ «О внесении изменений…»). В частности, с 01.12.2012 в соответствии со ст. ст. 320, 321 ГПК РФ срок обжалования решения суда первой инстанции увеличивается с 10 дней до одного месяца. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 327.2 ГПК РФ районный суд, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд рассматривают поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции.

Таким образом, по сравнению с действующей редакцией новые нормы ГПК РФ увеличивают срок рассмотрения соответствующей апелляционной жалобы, вступления решения суда в законную силу с одного до двух месяцев. Указанные изменения законодательства приведут к увеличению общего срока выселения граждан из самовольно занятого жилья до 11 — 12 месяцев, что, безусловно, не соответствует принципу осуществления правосудия в короткие сроки и требует изменения. Получается, право на судебную защиту фактически легализует возможность не выселяться из самовольно занятого помещения очень длительное время.

Полагаем, что в первую очередь необходимо дополнить ст. 90 ЖК РФ частью 3 следующего содержания: «Лица, самоуправно занявшие жилое помещение, выселяются без предоставления им другого жилого помещения. Рассмотрение искового заявления о выселении судом производится в десятидневный срок в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ».

Указание сокращенного срока будет соответствовать норме ч. 3 ст. 154 ГПК РФ, предусматривающей, что федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел. Обоснованием такого срока является также возможность предоставления всех необходимых доказательств по делу в течение короткого периода времени.

Так, при рассмотрении данной категории гражданских дел в суде устанавливается отсутствие либо наличие законных оснований для вселения в жилое помещение. Ранее вселение граждан в жилые помещения производилось на основании выдаваемого местными исполнительными комитетами (администрациями) ордера, который был единственным основанием для вселения (ст. ст. 42, 47 ЖК РСФСР). Сейчас в соответствии со ст. ст. 49, 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилье по договорам социального найма предоставляется на основании решений органа местного самоуправления.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ст. 99 ЖК РФ).

Документы, подтверждающие факты выдачи ордеров, заключения договоров найма жилых помещений, хранятся в органах государственной власти, местного самоуправления и предоставляются суду данными органами при подаче искового заявления, в связи с чем не требуется дополнительного времени для истребования указанных доказательств по делу и законодательно может быть сокращен срок рассмотрения данной категории дел в суде первой инстанции.

Целесообразно внесение изменений и в части сроков совершения исполнительных действий по принудительному выселению.

Частью 2 ст. 36 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. Указанная статья может быть дополнена п. 4.1: «Содержащиеся в исполнительном документе требования о выселении лица, самоуправно занявшего жилое помещение, должны быть исполнены в течение пятнадцати дней со дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов».

Отметим, что согласно установленным законодательством срокам с момента вступления решения суда в законную силу до поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов проходит более одного месяца. Указанный срок представляется достаточным для самостоятельного исполнения гражданами вступившего в силу решения суда.

Внесудебный порядок

Учитывая общую загруженность судов общей юрисдикции, представляется возможным законодательно предусмотреть внесудебный порядок выселения самовольщиков.

Законодательство любой страны должно соответствовать существующим реалиям, изменяться и совершенствоваться в зависимости от происходящего в обществе в целом.

Защита прав собственника жилого помещения от незаконного занятия последнего гражданами без каких-либо законных оснований не должна осуществляться в течение 9 — 11 месяцев. Такой срок объективно слишком длителен и отражает несовершенство существующего механизма защиты права собственности.

В мотивировочной части Постановления КС РФ от 05.02.1993 N 2-П указывалось: «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые согласно Постановлению ВС РФ от 14.07.1992 применяются на территории Российской Федерации, установили, что договор найма жилого помещения при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом (ч. 1 ст. 90). Следовательно, исключена возможность административного порядка расторжения договора найма жилого помещения и выселения лиц, проживающих в домах, грозящих обвалом, с санкции прокурора». В настоящее время Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ утратили силу, аналогичная правовая норма действующим законодательством прямо не предусмотрена.

Дискуссионным остается вопрос о санкционировании прокурором выселения граждан. Дело в том, что с изменением законодательства, прежде всего Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и УПК РФ, институт прокурорских санкций значительно уменьшен и применяется только в уголовно-процессуальном праве.

В рамках гражданского законодательства основой деятельности прокуратуры является надзорная деятельность по реализации правозащитных функций по обеспечению прав и свобод граждан, сохранение в стране единого правового пространства.

Изложенное отнюдь не означает, что при утверждении внесудебного порядка выселения граждан прокурор не будет участвовать в правоприменительной практике. В статье 1 Закона N 2202-1 прямо предусмотрено, что прокуратура может выполнять и иные функции, установленные федеральными законами, участвовать в правотворческой деятельности.

Учитывая все вышесказанное, полагаем необходимым внесение предлагаемых изменений в действующее законодательство РФ, разработку механизма внесудебного выселения граждан, самоуправно занимающих жилые помещения, что будет способствовать своевременному пресечению незаконных действий.

——————————————————————

«Обзор практики рассмотрения дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ»

(Карасева С. Ю.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ

ПРЕЗИДИУМОМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 28 октября 2011 года

С. Ю. КАРАСЕВА

Постановление от 13 сентября 2011 г. N 4381/11

ЗАО «С.» обратилось с иском к департаменту имущества об обязании заключить договор аренды нежилых помещений.

Решением суда иск удовлетворен. Апелляционный суд решение оставил без изменения. ФАС округа оставил судебные акты без изменения.

07.07.1991 правопредшественник департамента и ЗАО «Ж.» заключили договор аренды, по условиям которого ЗАО «Ж.» переданы в аренду нежилые помещения общей площадью 13 912 кв. м сроком до 07.07.2016, предусмотрено право арендатора передавать помещения в субаренду.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 19.03.2008 договор аренды расторгнут в части аренды помещения общей площадью 10 582,7 кв. м.

31.07.2007 ЗАО «Ж.» и ЗАО «С.» подписали договор субаренды части помещений на срок до 07.07.2016. Эти же лица 25.02.2008 подписали договор субаренды, по которому спорные помещения подлежали передаче в субаренду на срок 3 месяца.

Заключив договоры субаренды, ЗАО «С.» письмами от 28.05.2009 и от 24.07.2009 обращалось в департамент с требованием о заключении договора аренды этих помещений на основании п. 1 ст. 618 ГК РФ, полагая, что приобрело такое право после расторжения договора аренды от 07.07.1991. Письмом от 27.08.2009 департамент отказал в заключении договора, сославшись на расторжение договора от 07.07.1991 в судебном порядке.

Суды исходили из того, что на момент расторжения договора от 07.07.1991 истец являлся субарендатором помещений на основании договора от 31.07.2007; тот факт, что этот договор не был зарегистрирован в установленном порядке, сам по себе не является основанием для отказа в понуждении департамента к заключению договора аренды.

В силу п. 1 ст. 618 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Субарендатор в этом случае имеет право на заключение с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды. То есть закон связывает возможность реализации субарендатором права на заключение договора аренды с собственником имущества с наличием на момент прекращения договорных отношений между арендодателем и арендатором договора субаренды данного имущества.

Согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор субаренды от 31.07.2007 заключен на срок более года, но не был зарегистрирован, следовательно, является незаключенным.

Решением арбитражного суда от 21.02.2008 удовлетворен иск ЗАО «С.» к ЗАО «Ж.» об обязании осуществить регистрацию этого договора. Но апелляционный суд это решение отменил в связи с отказом ЗАО «С.» от иска.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 12.03.2010 ЗАО «С.» отказано в признании незаконными отказов УФРС в регистрации договора от 31.07.2007.

При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска сделаны в результате неправильного применения ст. 618, 651 ГК РФ.

Суд кассационной инстанции исходил из существования на момент расторжения договора от 07.07.1991 договора субаренды между ЗАО «Ж.» и ЗАО «С.» от 25.02.2008.

В то же время п. 1 ст. 618 ГК РФ направлен на достижение разумного баланса интересов арендодателя и субарендатора, владевшего и пользовавшегося имуществом на момент расторжения договора аренды. Предоставляя субарендатору право на заключение договора аренды непосредственно с арендодателем на условиях прекращенного договора аренды, эта норма ограничивает срок действия такого договора пределами оставшегося срока субаренды. Причем это не распространяется на случаи продления действия договора на неопределенный срок на основании п. 2 ст. 610 и п. 2 ст. 621 ГК РФ.

Действие договора субаренды от 25.02.2008 ограничено периодом с 25.02.2008 до 25.05.2008. При таких условиях вывод о наличии у ЗАО «С.» права на заключение договора аренды с департаментом на срок до 07.07.2016 сделан с нарушением единообразия в толковании и применении п. 1 ст. 618 ГК РФ.

Президиум ВАС РФ отменил все судебные акты по делу и в иске отказал.

Постановление от 6 сентября 2011 г. N 1089/11

ТСЖ обратилось с иском об обязании управляющей компании передать карточки регистрационного учета граждан.

Решением суда в иске отказано. Апелляционный суд решение оставил без изменения. ФАС округа оставил судебные акты без изменения.

29.05.2006 собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение об избрании способа управления домом — ТСЖ. До этого управление домом осуществляла компания, которая 17.11.2006 по акту приема-передачи передала ТСЖ техническую документацию на дом. Письмом от 07.12.2009 ТСЖ просило компанию передать документы по регистрационному учету жителей дома, однако компания отказала в передаче документов, ссылаясь на отсутствие оснований для этого.

Суд исходил из того, что уполномоченные лица ТСЖ не относятся к должностным лицам, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, поэтому отказ компании передать документы, связанные с регистрационным учетом, не нарушает прав граждан. Суд по заявлению ответчика применил исковую давность, считая, что о нарушении своих прав ТСЖ могло узнать со дня подписания акта приема-передачи технической документации и получения письма компании от 24.11.2006.

Суд апелляционной инстанции признал регистрационные документы на граждан, проживающих в доме, документацией, связанной с управлением домом, подлежащей передаче ТСЖ в составе технической и иной документации по дому, а ТСЖ — осуществляющим функции должностного лица, ответственного за регистрацию. При этом согласился с выводом о пропуске истцом срока исковой давности.

Суд кассационной инстанции указал, что к спорным отношениям ст. 208 ГК РФ не применяется.

Заявляя требование о передаче карточек регистрационного учета граждан, ТСЖ обосновывало его ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, которой предусмотрено, что управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления домом обязана передать техническую документацию на дом и иные документы вновь выбранной управляющей организации, ТСЖ либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления домом собственниками помещений в доме одному из собственников, названному в решении общего собрания собственников о выборе способа управления домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в доме.

Суды, отказывая в иске в связи с истечением срока исковой давности, не опровергли правомерности применения ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, однако при этом не приняли во внимание характер спорных взаимоотношений, имеющий значение для определения норм, подлежащих применению.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами государством и обществом вводится регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства. Согласно этой норме граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства; правила регистрации и снятия с регистрационного учета, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством РФ.

Исходя из п. 1 Правил и Перечня, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Перечнем (в редакции от 28.03.2008) к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными кооперативами и ЖСК, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных кооперативов и ЖСК.

Таким образом, ТСЖ наряду с другими лицами, указанными в Перечне, выполняющими функции управления домом, в соответствии с данными нормами осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.

Для регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами документами к должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (п. 9, 11, 16, 17 Правил).

Введенными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2010 N 885 Изменениями в Правила предусмотрена также возможность уведомления гражданами органа регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Однако эти изменения не отменяют последующей обязанности должностных лиц по передаче необходимых для регистрации документов в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (п. 18 Правил).

Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС от 20.09.2007 N 208, который осуществление регистрационного учета граждан РФ определяет как государственную услугу.

Согласно п. 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.

Системное толкование этих норм дает основание полагать, что лица, указанные в качестве ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам РФ.

Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (п. 1 Правил), невозможность выполнения этих функций ТСЖ, осуществляющим полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию, в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан, которым ТСЖ не вправе отказать в приеме заявлений на регистрацию и снятие с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, а следовательно, и требований закона.

Компания, утратив полномочия по управлению домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан, обязана с переходом этих обязанностей к ТСЖ передать ему все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения им возложенных на него законом функций.

Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений, в том числе их персональные данные, а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Суды не учли характер рассматриваемых отношений, а в связи с этим положения п. 3 ст. 2 ГК РФ о неприменении к административным отношениям гражданского законодательства, в том числе положений об исковой давности.

Поскольку ТСЖ обратилось в суд в интересах собственников помещений в доме, права которых нарушены длительным и продолжающимся неисполнением предусмотренной законом обязанности по передаче документов, а также в целях исполнения публичной обязанности по предоставлению государственной услуги, его требование к лицу, прекратившему исполнять функции по управлению домом, не может быть ограничено сроком.

Суды также не учли отсутствия у компании материально-правового интереса, подлежащего защите в этом случае, а также оснований для хранения истребуемых документов.

Президиум ВАС РФ отменил все судебные акты по делу и иск удовлетворил.

Постановление от 6 сентября 2011 г. N 4905/11

ФГУП обратилось с иском к ООО о взыскании неосновательного обогащения.

Решением суда в иске отказано. Апелляционный суд решение отменил, иск удовлетворил. ФАС округа оставил Постановление апелляционной инстанции без изменения.

ФГУП, зарегистрировав 08.04.2005 право хозяйственного ведения на причал, передало его ООО по акту приема-передачи от 01.07.2005, оформленному со ссылкой на договор аренды 2005 года без номера и даты. Такой договор был составлен, но подписан только директором ООО, директор ФГУП договор не подписал.

Вместе с тем стороны подписали приложение к договору о размере арендной платы, определенной на основании отчета независимого оценщика от 27.06.2005.

Кроме того, стороны, действуя в качестве арендатора и арендодателя, заключили договор от 01.07.2005 о полном возмещении первым второму коммунальных и эксплуатационных расходов на содержание причала, выплачиваемых ежемесячно по 1/12 части годовых расходов, что предусматривалось неподписанным договором.

Весь период пользования причалом до момента рассмотрения дела в суде ФГУП ежемесячно выставляло ООО счета-фактуры на согласованные суммы (за аренду или использование причала, оказание услуг по аренде, возмещение расходов), которые ООО оплачивало.

Требуя взыскания неосновательного обогащения за пользование причалом в период с 17.12.2006 по 16.12.2009, ФГУП указало, что причал передан ООО по акту от 01.07.2005 при отсутствии правовых оснований и находится у него в пользовании.

По мнению ФГУП, неосновательное обогащение возникло у ООО вследствие разницы между перечисленными им суммами ежемесячной оплаты и рыночной ценой пользования аналогичным имуществом, определенной по состоянию на 01.06.2009 исходя из отчета независимого оценщика от 24.08.2009. Поскольку за три года ООО заплатило за пользование причалом 2 173 647 руб., а с учетом результатов оценки 2009 года ему следовало заплатить 4 624 896 руб., то неосновательно сбереженные средства составляют 2 451 249 руб.

Суд первой инстанции исходил из того, что у ООО не возникло неосновательного обогащения; рыночная оценка арендной платы, определенная по состоянию на 01.06.2009, к правоотношениям сторон неприменима; ФГУП злоупотребило правом при предъявлении иска, поскольку договор аренды причала не был заключен и зарегистрирован по зависящим именно от него причинам.

Суд апелляционной инстанции указал, что между ФГУП и ООО, использовавшим имущество ФГУП без установленных законом или договором оснований, возникли правоотношения из неосновательного обогащения.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить ему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ. Эти правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Использовав аналогию закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) и руководствуясь п. 3 ст. 424, ст. 614 ГК РФ, суд апелляционной инстанции признал применимой к правоотношениям сторон рыночную цену аренды причала, определенную оценщиком на 01.06.2009, то есть на дату, максимально приближенную к периоду пользования перед предъявлением иска.

Оформляя акт приема-передачи причала, стороны не могли не знать об отсутствии между ними заключенного договора аренды. Тем не менее ФГУП по собственному волеизъявлению передало ООО причал, ежемесячно требовало и принимало плату за его использование по согласованной цене, а ООО своевременно ее вносило. Предложений о возврате причала либо об увеличении цены его пользования ФГУП ООО не направляло. Таким образом, договоренность о цене была достигнута, выражена в письменной форме, в течение четырех лет подтверждалась конклюдентными действиями при расчетах и связала стороны обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из них (ст. 310 ГК РФ).

Сам по себе факт пользования чужим имуществом без надлежаще оформленного договора может свидетельствовать об отсутствии правового основания (неосновательности) пользования, однако не означает обязательного возникновения неосновательного обогащения. Если фактический пользователь уплачивал согласованную с собственником или законным владельцем цену, определенную без порока воли и нарушения закона, то неосновательное обогащение у такого пользователя отсутствует и нет оснований для применения ст. 1102, 1105 ГК РФ.

В данном случае цена аренды не является регулируемой или устанавливаемой уполномоченными государственными органами. На порок воли, который мог бы повлечь существенное занижение цены против ее рыночного размера при передаче в 2005 году причала в аренду, ФГУП также не ссылалось.

Более того, в подписанном сторонами приложении к не подписанному ФГУП договору есть указание об определении арендной платы (причем без включения налогов и расходов) на основании отчета от 27.06.2005.

Следовательно, оценка размера рыночной арендной платы за причал перед его передачей в пользование ООО в 2005 году была проведена, ее результаты не опровергнуты.

Наличие неосновательного обогащения вследствие занижения цены фактического пользования против рыночной квалифицируется по ст. 1102 ГК РФ, подлежит доказыванию и не может быть просто рассчитано исходя из ст. 1105 ГК РФ, как это сделало ФГУП.

В отчете от 24.08.2009, на котором основывался иск, стоимость аренды причала определена на 01.06.2009 с включением налогов и расходов, что не дает представления о том, какой должна была бы быть рыночная цена пользования этим или аналогичным имуществом за уже истекший период с 01.07.2005 по 01.06.2009.

При таких условиях нет оснований считать, что стороны в 2005 году определили нерыночную цену пользования причалом, и эта принятая обеими сторонами цена не действовала в их отношениях как обоюдно согласованная весь период пользования.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 11680/10 указано, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Между тем предъявление ФГУП иска по правилам ст. 1105 ГК РФ свидетельствует о намерении извлечь не основанную на законе материальную выгоду посредством взыскания за пользование имуществом, предоставленным по своей воле по заведомо не заключенному договору аренды, оплаты за три предшествующих года в двойном размере против ранее согласованного, что ООО не могло разумно предвидеть, договариваясь о получении имущества в пользование и в течение периода пользования.

Президиум ВАС РФ отменил Постановления апелляционной и кассационной инстанций, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Постановление от 6 сентября 2011 г. N 5263/11

ООО обратилось с заявлением о признании недействительными отказов УФРС в совершении регистрационных действий в отношении ряда объектов недвижимости и обязании зарегистрировать право собственности на эти объекты.

Решением суда в удовлетворении требований отказано. Апелляционный суд решение отменил, требования удовлетворил. ФАС округа Постановление апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил без изменения.

Решением арбитражного суда от 16.05.2007 МУП было признано банкротом, конкурсным управляющим назначен Ч. Определением от 26.08.2009 по тому же делу утверждено мировое соглашение между МУП и ООО, предварительно утвержденное собранием кредиторов МУП. По этому соглашению МУП с согласия собственника в лице комитета имущественных и земельных отношений передает ООО в собственность в качестве отступного шесть объектов недвижимости, принадлежащих МУП на праве хозяйственного ведения. Тем же Определением прекращены производство по делу о банкротстве МУП и полномочия конкурсного управляющего.

МУП передало ООО перечисленные в мировом соглашении объекты по актам приема-передачи от 31.08.2009.

ООО и МУП 26.10.2009 обратились в УФРС с заявлениями о регистрации перехода права и права собственности ООО на полученные им в качестве отступного объекты, приложив к заявлениям мировое соглашение и Определение от 26.08.2009.

УФРС сначала по просьбе ООО 13.11.2009 приостановило регистрацию, затем письмом от 16.02.2010 по своей инициативе предложила комитету представить заявление о переходе права муниципальной собственности и документы о назначении директора МУП, а 13.03.2010 отказало в регистрации перехода права и права собственности ООО.

Отказы мотивированы непредставлением заявления муниципального образования о переходе права муниципальной собственности и сведений о назначении директора МУП.

Разрешая спор, суды не обеспечили единообразного истолкования ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем пришли к разным выводам.

Суды первой и кассационной инстанций сочли, что для целей регистрации перехода права по сделке помимо заявления от сторон сделки необходимо заявление от собственника объектов недвижимости (муниципального образования) как правообладателя, чье право собственности отчуждается по сделке, стороной которой он не является. Если соответствующее заявление подается конкурсным управляющим, то необходимо представить документ об отсутствии у этой стороны сделки директора.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что для регистрации перехода права по сделке заявления в УФРС обязаны подавать только стороны сделки, никаких заявлений от иных правообладателей не требуется. А также признал, что выписка из ЕГРЮЛ являлась надлежащим подтверждением полномочий конкурсного управляющего исполнять обязанности руководителя МУП на момент обращения в УФРС.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о регистрации подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного нотариального действия, заявление может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», то регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, устанавливая перечень лиц, по заявлениям которых регистрируются права на недвижимое имущество, законодатель исходил из основания возникновения этого права, что разъяснено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 312/10.

Гражданско-правовые сделки исполняются их сторонами. Поэтому верны выводы суда апелляционной инстанции о том, что при переходе прав на объекты недвижимости по сделкам заявления в УФРС согласно ст. 16 Закона N 122-ФЗ подают стороны сделки без представления заявлений от иных правообладателей той же недвижимости.

Мировое соглашение, заключенное в рамках арбитражного процесса по спору, возникающему из гражданских правоотношений, по своему содержанию является гражданско-правовой сделкой, условия которой проверяются и утверждаются судом.

В силу ч. 6 и 8 ст. 141 АПК РФ суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение месяца с момента его вынесения.

Мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением. Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII АПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение (ст. 142 АПК РФ).

Поскольку при добровольном исполнении мирового соглашения оно исполняется заключившими его сторонами как обычный договор, то для целей государственной регистрации возникающих из такого соглашения прав на объекты недвижимости действует порядок, установленный для регистрации перехода прав из договоров.

Особенность состоит в том, что регистрационная служба не проверяет действительности мирового соглашения и не проводит правовой экспертизы его содержания, поскольку законность мирового соглашения обеспечивается процедурой его утверждения арбитражным судом.

В отношении объектов недвижимости заявления в регистрационную службу подаются только сторонами мирового соглашения. Никаких заявлений от иных титульных правообладателей тех же объектов не требуется, так как утверждение мирового соглашения арбитражным судом и возможность обжалования определения гарантируют соблюдение прав и законных интересов всех не участвовавших в соглашении лиц.

В данном случае ООО и МУП приложили к своим заявлениям определение об утверждении мирового соглашения, предусматривавшего передачу МУП объектов ООО, то есть сделки между ними. Поэтому у УФРС, получившего заявления от обеих сторон сделки (мирового соглашения), не было оснований требовать заявления о регистрации перехода права от собственника имущества МУП.

Что касается второго основания для отказа, то оно тоже не соответствует закону. В силу п. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или их нотариально удостоверенные копии, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 159 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения судом мирового соглашения прекращаются полномочия временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего.

Лицо, исполнявшее обязанности внешнего управляющего, конкурсного управляющего должником — юридическим лицом, исполняет обязанности руководителя должника до даты назначения (избрания) руководителя должника.

При подаче ООО и МУП заявлений в УФРС в подтверждение полномочий конкурсного управляющего действовать от имени МУП было представлено решение арбитражного суда о назначении его конкурсным управляющим, а впоследствии выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой он является лицом, имеющим право действовать от имени МУП без доверенности. Этот факт подтвержден и письмом комитета, полученным УФРС 15.03.2010 в ответ на запрос, но уже после отказа в регистрации.

Следовательно, выписка из ЕГРЮЛ являлась достаточным со стороны заявителей доказательством того, что руководитель МУП не назначен, поскольку их силами невозможно обеспечить представление документа об этом факте от третьего лица — собственника имущества МУП.

Согласно п. 1 и 5 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган (налоговую инспекцию) по месту своего нахождения сведения о лице, имеющем право действовать от его имени без доверенности, в течение трех дней с момента изменения этих сведений.

Поэтому в случае обоснованных сомнений УФРС само могло запросить соответствующую информацию непосредственно у собственника имущества МУП, но даже при неполучении от него ответа в разумный срок не имело права отказывать в регистрации по такому основанию, а обязано было руководствоваться сведениями из ЕГРЮЛ.

Президиум ВАС РФ отменил Постановление кассационной инстанции, оставив в силе Постановление апелляционной инстанции.

Постановление от 25 июля 2011 г. N 1809/11

ООО «В.» обратилось с иском к мэрии о признании недействительными аукциона (торгов) по продаже земельного участка под строительство гостиничного комплекса и договора купли-продажи земельного участка, заключенного сторонами; о применении последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата мэрией ООО «В.» 24 015 000 руб. и возврата ООО «В.» мэрии спорного участка; о взыскании 108 770 416 руб. убытков в виде 32 785 416 руб. реального ущерба и 75 985 000 руб. упущенной выгоды.

Решением суда иск удовлетворен. Апелляционный суд решение отменил в части взыскания упущенной выгоды, в остальной части решение оставил без изменения. ФАС округа оставил Постановление апелляционной инстанции без изменения.

15.05.2008 состоялся аукцион по продаже мэрией спорного участка, рыночная стоимость которого составила 22 015 000 руб. Победителем конкурса признано ООО «В.», предложившее наибольшую цену — 24 015 000 руб. На основании протокола об итогах аукциона между мэрией и ООО «В.» заключен договор, подписан акт приема-передачи. 18.09.2008 в ЕГРП зарегистрировано право собственности ООО «В.» на участок.

23.12.2008 ООО «В.» заключило с ООО «С.» договор купли-продажи спорного участка, цена которого составляет 100 000 000 руб. Продавец гарантирует покупателю, что участок никому не продан, не заложен, в споре, под арестом не состоит, свободен от прав и правопритязаний третьих лиц, не передан в хозяйственное ведение или оперативное управление, не подарен, не обременен сервитутом, рентой, арендой, наймом или какими-либо иными обязательствами, вся его площадь является в полной мере пригодной для строительства гостиничного комплекса. Несоответствие участка этим критериям является существенным нарушением договора.

В договоре от 23.12.2008 указано, что в случае возникновения любых обременений участка либо правопритязаний третьих лиц, выявления несоответствия участка установленным критериям, невыполнения (ненадлежащего выполнения) обязательств продавцом, расторжения (отказа от исполнения) договора в одностороннем порядке по инициативе продавца, за исключением права на отказ в случае ненадлежащего исполнения обязательств покупателем, продавец возвращает покупателю все полученные денежные средства (в том числе аванс) и выплачивает штраф в размере 25 000 000 руб. в течение 15 календарных дней с момента возникновения таких обстоятельств. В случае нарушения срока возврата денежных средств (в том числе аванса) или сроков уплаты штрафа продавец выплачивает покупателю договорную неустойку в размере 0,5% от подлежащей возврату суммы за каждый день просрочки (договорная неустойка начисляется до момента фактического возврата (оплаты) денежных средств).

Передача участка от ООО «В.» к ООО «С.» состоялась 23.12.2008. Однако 17.06.2009 ООО «С.» в одностороннем порядке расторгло договор, поскольку на участке располагается объект недвижимости (автодорога), принадлежащий на праве собственности Российской Федерации. Участок был возвращен продавцу.

ООО «С.» предъявило иск к ООО «В.» о возврате стоимости участка, взыскании штрафа, неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 28.12.2009 с ООО «В.» взыскано 25 000 000 руб. предоплаты по договору от 23.12.2008, 25 000 000 руб. штрафа, 5 000 000 руб. неустойки, 2 785 416 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, всего 57 785 416 руб., а также 100 000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

ООО «В.» считает, что выставленный на аукцион участок не соответствует ст. 38.1 ЗК РФ, в связи с чем поэтому оно понесло убытки.

В силу ст. 38.1 ЗК РФ аукциону по продаже земельных участков должно предшествовать извещение или сообщение о его проведении, в котором должны содержаться сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, площади, границах, обременениях, ограничениях использования, кадастровом номере, разрешенном использовании, параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информация о плате за подключение.

На спорном участке располагается автодорога, принадлежащая Российской Федерации. Право собственности РФ возникло до проведения аукциона и заключения договора от 16.05.2008. Информация о его обременении в извещении о проведении аукциона отсутствовала.

При таких обстоятельствах суды на основании п. 1 ст. 449 ГК РФ признали недействительным аукцион и договор от 15.05.2008, применили последствия недействительности ничтожной сделки.

Суд апелляционной инстанции признал недоказанными вину ответчика в причинении убытков в виде упущенной выгоды, а также ее размер.

По мнению судов, уплата ООО «В.» 32 785 416 руб. ООО «С.» на основании решения суда от 28.12.2009 связана с последствиями нарушения мэрией законодательства при проведении торгов по продаже спорного участка и заключении договора.

Ст. 15 ГК РФ предусматривает возможность возмещения лицу, права которого нарушены, причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.

Заявленная к взысканию сумма реального ущерба, возникшая, по мнению ООО «В.», вследствие неправомерных действий мэрии по выставлению на торги участка без указания ограничений в его использовании, представляет собой штрафные санкции и проценты за пользование чужими денежными средствами, взысканные судом в пользу ООО «С.».

ООО «В.», став победителем аукциона, приобрело в собственность спорный участок для строительства гостиничного комплекса. Однако в последующем, реализуя права собственника и осуществляя предпринимательскую деятельность, оно заключило с ООО «С.» договор купли-продажи этого участка по цене 100 000 000 руб., в который были включены условия о взыскании санкций и применении иных мер ответственности в случае ненадлежащего исполнения продавцом договорных обязательств.

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется гражданами и юридическими лицами самостоятельно на свой риск.

ОАО «Н.» письмом от 22.08.2008, то есть до заключения договора от 23.12.2008, сообщило ООО «В.» о нахождении на спорном участке части автодороги, являющейся федеральной собственностью. Однако это не было учтено продавцом при заключении договора от 23.12.2008.

Впоследствии в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по этому договору покупатель (ООО «С.») взыскал с ООО «В.» 32 785 416 руб. санкций.

ООО «В.» потребовало от мэрии возместить ему 32 785 416 руб. реального ущерба.

Суды неправомерно удовлетворили иск в части взыскания с мэрии этой суммы по заявленным основаниям.

Президиум ВАС РФ отменил все судебные акты по делу в части взыскания 32 785 416 руб. и в этой части иска отказал, в остальной части оставил судебные акты без изменения.

——————————————————————