Военнослужащий, проживающий в гостинице Министерства обороны Российской Федерации, имеет законное право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья в порядке и размерах, определенных Правительством Российской Федерации

(Гаврюшенко П. И.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 8, 2002)

ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ, ПРОЖИВАЮЩИЙ В ГОСТИНИЦЕ МИНИСТЕРСТВА

ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЕТ ЗАКОННОЕ ПРАВО

НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ)

ЖИЛЬЯ В ПОРЯДКЕ И РАЗМЕРАХ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П. И. ГАВРЮШЕНКО

П. И. Гаврюшенко, майор юстиции, старший юрисконсульт Административно — хозяйственного управления Военно — Воздушных Сил.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения для временного проживания или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей или по желанию военнослужащих выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 700) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не обеспеченным жилыми помещениями, выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размере, предусмотренных договором найма, но не более:

в городах Москве и Санкт — Петербурге — 500 руб.;

в других городах и районных центрах — 400 руб.;

в прочих населенных пунктах — 300 руб.

При совместном проживании с военнослужащими трех и более членов семьи соответствующие размеры денежной компенсации повышаются на 50%. При определении размеров денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений учитываются прибывшие к месту военной службы члены семьи: супруг нанимателя, их дети и водители, а также лица, признанные в соответствии с действующим законодательством членами семьи нанимателя.

При найме жилых помещений у родственников денежная компенсация военнослужащим и членам их семей, не являющимся собственниками или нанимателями этих помещений, выплачивается на общих основаниях. В случаях если военнослужащими и членами их семей нанимаются (поднанимаются) жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу, при сохранении права на эти помещения денежная компенсация за наем (поднаем) не выплачивается.

Для получения денежной компенсации военнослужащие подают в порядке подчиненности рапорт с указанием места временного проживания и суммы фактических затрат за наем (поднаем) жилого помещения. К рапорту прилагаются следующие документы:

копия договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме);

справка воинской части о составе семьи (с указанием степени родства, фамилии, имени, отчества и даты рождения);

выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части.

На каждого военнослужащего — получателя денежной компенсации заводится отдельный лицевой счет, к которому приобщаются все представленные документы. Лицевые счета хранятся в финансовом органе воинской части до окончания выплат и проверки законности произведенных расходов в процессе ревизии финансово — экономической деятельности воинской части.

Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и совместно проживающим с ними членам семей, прибывшим на новое место военной службы и зарегистрированным по месту жительства, выплачивается в установленных размерах и в случаях найма (поднайма) жилых помещений в близлежащих от места военной службы населенных пунктах либо (из-за отсутствия жилой площади) в других населенных пунктах.

При проживании военнослужащих в жилых помещениях, арендуемых воинскими частями, учреждениями и организациями, военнослужащими за счет личных средств, с учетом предоставленных льгот, оплачивается арендатору установленным порядком стоимость общей площади занимаемых ими жилых помещений и коммунальных услуг. В этих случаях этим военнослужащим денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений не выплачивается.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 4 ст. 15) предусмотрено, что предоставление служебного жилья или общежитий военнослужащим, обеспеченным постоянными жилыми помещениями, а следовательно, и выплата компенсации за наем (поднаем) жилья производится только при переводе их на новое место службы в другую местность. В случае предоставления военнослужащему во время прохождения военной службы по контракту жилых помещений не по месту военной службы, при отсутствии перевода в другую местность, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья не производится.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации нахождение военнослужащих — женщин, проходящих военную службу по контракту, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, не обеспеченных по установленным нормам жилыми помещениями, не приостанавливает в отношении их действие ст. ст. 28, 29 и 32 Жилищного кодекса.

Учитывая, что указанные военнослужащие в период такого отпуска из списков воинских частей не исключаются и контракт на прохождение военной службы не расторгается, в случаях найма (поднайма) ими жилых помещений они имеют право на получение денежной компенсации по месту прохождения военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в порядке и размерах, установленных Приказом министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 150. Выплата указанной компенсации этой категории военнослужащих прекращается со дня предоставления им в установленном порядке жилой площади и получения финансовым органом копии документа на вселение военнослужащего в жилое помещение.

В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за курсантами военно — учебных заведений сохраняется право на занимаемые ими до поступления на военную службу жилые помещения и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с тем что курсанты военно — учебных заведений не могут быть приняты на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий по месту военной службы, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений им не выплачивается. Курсанты размещаются в казармах или общежитиях в соответствии с требованиями общевоинских уставов. По желанию курсантов, при наличии соответствующих разрешений руководства военно — учебных заведений, они могут размещаться вне военного городка и осуществлять наем (поднаем) жилых помещений за счет собственных средств.

В случаях гибели (смерти) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, имевших право на получение постоянного жилья и осуществляющих наем (поднаем) жилых помещений, членам их семей, до получения жилой площади за счет Министерства обороны Российской Федерации (ст. 5123 сметы Министерства обороны), выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, установленных действующим законодательством, с учетом требований п. 6 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В практике автора возник вопрос о правомерности выплаты денежной компенсации за поднаем жилья военнослужащим, проживающим в гостиницах Министерства обороны. Проиллюстрирую изложенное на материалах конкретного судебного дела.

Гаврюшенко обратился в Балашихинский гарнизонный военный суд с жалобой, в которой с учетом конкретизации требований в судебном заседании отмечает, что он и члены его семьи проживают в гостинице Министерства обороны Российской Федерации. Как необеспеченный жильем служебного характера или по договору найма (поднайма) от Министерства обороны Российской Федерации, он 4 октября 2001 г. подал рапорт на имя командира воинской части — о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилья за прожитый в названной гостинице месяц. При этом Гаврюшенко ссылается на различные нормативные правовые акты, просит признать действия начальника финансового органа неправомерными, обязать командира воинской части произвести начисление и выплатить ему денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья за октябрь, производить подобные начисления и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья в последующие месяцы проживания в гостинице в размерах, установленных Правительством Российской Федерации; взыскать с воинской части в его пользу судебные расходы в размере 15 руб., затраченных на оплату государственной пошлины.

Представитель командира части Рахматуллин требования жалобы не признал и в объяснении подчеркнул, что Гаврюшенко отказано в жалобе на основании п. 11 Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604 (Приказ министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 г. N 150). По мнению ответчика, заявитель Гаврюшенко, проживая в гостинице Министерства обороны Российской Федерации, является обеспеченным по установленным нормам жилым помещением, пригодным для временного проживания по месту военной службы, за счет средств названного Министерства, а поэтому он не имеет права на испрашиваемую выплату.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон и заключение прокурора, полагавшего необходимым жалобу Гаврюшенко удовлетворить частично, обязать командира воинской части произвести выплату заявителю денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за октябрь 2001 г. и взыскать с указанной воинской части в пользу Гаврюшенко судебные расходы в размере 15 руб., затраченные на оплату государственной пошлины, а в удовлетворении остальных требований жалобы отказать, военный суд пришел к следующим выводам:

Судом достоверно установлено, что заявитель и члены его семьи проживают в гостинице Министерства обороны. За проживание в этой гостинице в октябре 2001 г. Гаврюшенко произвел оплату в размере 2108 руб.

Согласно п. 1 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80) до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

Доказательств того, что для Гаврюшенко арендована соответствующая жилая площадь либо занимаемый заявителем номер в гостинице надлежащим порядком переведен в разряд общежития или служебного жилья, а также жилого помещения по договору найма (поднайма), представителем командира воинской части военному суду не представлено. Напротив, предъявленные заявителем документы и квитанция об оплате свидетельствуют об отсутствии льгот и преимуществ в проживании и оплате.

Согласно п. 11 вышеназванного Положения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не обеспеченным по установленным нормам жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, по месту военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.

По мнению военного суда, данная правовая норма не может применяться в рассматриваемом конкретном случае для отказа в выплате заявителю испрашиваемой денежной компенсации, поскольку эта норма наряду с совокупностью вышеназванных иных военно — правовых норм, в том числе п. п. 1, 3 ст. 15, Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, п. 1 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80) предусматривает обязанность соответствующих должностных лиц воинской части выплачивать Гаврюшенко эту компенсацию в связи с отсутствием возможности обеспечить его служебной жилой площадью или общежитием. На основании изложенного следует признать действия начальника финансового органа войсковой части, выразившиеся в отказе выплаты заявителю денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за октябрь 2001 г. неправомерными.

Что касается требований заявителя об обязывании ответчика в настоящее время производить в последующем указанные денежные выплаты, то они не могут быть удовлетворены ввиду предположения о нарушении прав Гаврюшенко в будущем.

Руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, военный суд решил:

Жалобу военнослужащего майора юстиции Гаврюшенко Павла Ивановича на действия командира воинской части, связанные с отказом в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать командира воинской части произвести выплату заявителю денежной компенсации за поднаем жилого помещения за октябрь. Взыскать с воинской части в пользу заявителя судебные расходы в размере 15 руб. В удовлетворении остальной части жалобы Гаврюшенко П. И. отказать.

В кассационном определении 4-го окружного военного суда по данному гражданскому делу указывается, что, как видно из материалов дела, заявитель не обеспечен по новому месту службы жильем по установленным нормам, жилым помещением по найму (поднайму) за счет средств воинской части, а также служебным жилым помещением или общежитием. Гостиница, за проживание в которой заявителем в октябре уплачено 2108 руб., вопреки утверждению в кассационной жалобе не относится к категории жилых помещений, которые в соответствии с действующим законодательством должны предоставляться воинскими частями военнослужащим в случае отсутствия у них жилья по новому месту военной службы.

При указанных обстоятельствах факт отсутствия у Гаврюшенко договора найма (поднайма) жилого помещения не может влиять на законность и обоснованность принятого судом I инстанции решения.

Окружной военный суд решение Балашихинского гарнизонного военного суда, в соответствии с которым частично удовлетворена жалоба Гаврюшенко Павла Ивановича, оставил без изменения, а кассационную жалобу командира воинской части — без удовлетворения.

Начальником Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации за N 180/24/525 от 10 декабря 2000 г. направлено в войска разъяснение о выплате военнослужащим и членам их семей денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. В нем, в частности, разъясняется, что при проживании военнослужащих в общежитиях, не относящихся к фонду Министерства обороны, и гостиницах, плата за проживание в которых превышает стоимость квартирной платы и коммунальных услуг, установленную органами местного самоуправления, им компенсируется сумма, превышающая стоимость квартирной платы и коммунальных услуг, которая с учетом полученной льготы по квартирной плате и коммунальным услугам не должна превышать предельных размеров компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, установленных Приказом министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 150. На мой взгляд, положения данного разъяснения в части выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащим, проживающим в гостиницах, противоречат действующему федеральному законодательству. Интересно будет узнать судебную практику по данному вопросу.

В Балашихинский гарнизонный военный суд обратился военнослужащий Козлов С. М. с жалобой на неправомерные действия командира воинской части, связанные с выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилья в полном объеме, а не частично с учетом предоставленных льгот по оплате, в виде разницы между стоимостью занимаемых номеров в гостинице Министерства обороны и стоимостью коммунальных и других услуг, предоставляемых гостиницей. Решением суда жалоба была удовлетворена полностью. На командира воинской части возложена обязанность в соответствии с установленными действующим законодательством нормами произвести выплату ежемесячной денежной компенсации за поднаем жилого помещения, при этом произвести заявителю перерасчет данной денежной компенсации в период ее частичной выплаты, доплатив разницу между вновь рассчитанными суммами и реально выплаченными.

В кассационном определении суда II инстанции указано, что судом достоверно установлено, что Козлов и члены его семьи не были обеспечены по новому месту военной службы жильем по установленным нормам, жилым помещением по найму (поднайму) за счет средств воинской части, а также служебным жилым помещением или общежитием. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим и членам их семей по прибытии к новому месту службы в трехмесячный срок должно предоставляться жилье по нормам, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными актами. Согласно п. 3 указанной статьи этого же Федерального закона предусмотрено обеспечение военнослужащих (до получения жилых помещений по нормам) служебными жилыми помещениями или общежитиями. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части должны арендовать жилье для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Гостиница, за проживание в которой заявителем с июня 2001 г. уплачивалась определенная сумма за проживание и коммунальные услуги, не относится к категории жилых помещений, которые должны предоставляться воинскими частями военнослужащим в случае отсутствия у них жилья по новому месту военной службы.

При таких обстоятельствах факт оплаты Козловым проживания в гостинице по установленной льготе никак не может влиять на законность и обоснованность принятого судом I инстанции решения.

В порядке надзора была подана жалоба в президиум 4-го окружного военного суда. В сообщении председателя 4-го окружного суда указывается, что оснований для принесения протеста не имеется. В нем еще раз обращено внимание командования на то, что гостиница не относится к категории жилых помещений, которые в соответствии с действующим законодательством должны предоставляться воинскими частями военнослужащим в случае отсутствия у них жилья по новому месту военной службы, чего воинской частью в отношении Козлова сделано не было. Тот факт, что Козлов, проживая в гостинице, производил оплату по установленной льготе, на что делается ссылка представителем в жалобе, не влияет на законность и обоснованность принятого судами I и II инстанций решений.

Жалоба на решение Балашихинского гарнизонного военного суда от 24 января 2002 г. и определение 4-го окружного военного суда от 21 февраля 2002 г. рассмотрена в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации 17 апреля 2002 г.

В ходе проверки оснований для постановки вопроса о пересмотре указанных выше судебных решений в порядке надзора не установлено.

Вопреки утверждению в жалобе суд как I, так и II инстанций с учетом требований законодательства и конкретных обстоятельств дела обоснованно пришел к выводу о том, что Козлов, проживая в гостинице, имел право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 26 июня 1995 г. N 604 (Приказ министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 150). С учетом изложенного жалоба оставлена без удовлетворения.

При таких обстоятельствах военнослужащие, не получающие длительное время предусмотренную денежную компенсацию в полном объеме, вправе требовать не только ее выплаты, но и возмещения причиненного им вреда, в том числе и морального, в случаях, предусмотренных законом.

Инициативу по восстановлению нарушенных прав военнослужащих по данному вопросу взяли на себя военные юристы. После вышеуказанных судебных решений в целях исключения расходования дополнительных средств федерального бюджета на судебные расходы было принято решение о восстановлении нарушенных прав более 35 военнослужащих, проживающих в гостинице Министерства обороны в одном из населенных пунктов Московской области.

А как быть командирам (начальникам), финансовым органам с выполнением требований Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации «О выплате военнослужащим и членам их семей денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений» от 10 декабря 2000 г. N 180/24/525?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г.) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

На Главное финансово — экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации не возложена обязанность по разъяснению федеральных законов, такое право предоставлено Конституцией Российской Федерации суду. Суд требования Федерального закона «О статусе военнослужащих» по вопросу выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения военнослужащим, проживающим в гостиницах, разъяснил.

Соответствующим командирам остается только принять решение по реализации законных прав военнослужащих на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в установленном размере.

——————————————————————