Социальная норма потребления электрической энергии: правовые вопросы

(Липатов Ю. А., Грищенко И. А.) («Энергетическое право», 2013, N 1)

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Ю. А. ЛИПАТОВ, И. А. ГРИЩЕНКО

Липатов Ю. А., первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, кандидат экономических наук.

Грищенко И. А., помощник депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, кандидат социологических наук.

Правительство Российской Федерации издало распоряжение от 10 сентября 2012 г. N 1650-р <1>, которым был утвержден комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг, в том числе и электрической энергии. Данное распоряжение Правительства Российской Федерации предусматривает введение на территории Российской Федерации социальной нормы потребления электроэнергии для населения с 2014 г. Механизмы введения социальных нормативов и соответствующих расчетных операций должны быть отработаны в результате реализации пилотных проектов в ряде регионов страны. ——————————— <1> СЗ РФ. 2012. N 38. Ст. 5163.

Согласно указанному распоряжению Правительства Российской Федерации, эксперимент с социальной нормой потребления электроэнергии для населения начнется 1 апреля 2013 г. в 12 пилотных регионах. А с 1 июля 2013 г. будут утверждены и введены новые тарифы, которые установят цены на социальный минимум электроэнергии и те ее объемы, которые превышают социальное потребление. Эксперимент будет проводиться в следующих регионах: Владимирская, Воронежская, Иркутская, Курская, Липецкая, Нижегородская и Самарская области, а также Республика Башкортостан, Республика Тыва, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края. Но до сих пор остается открытым главный вопрос: сколько же все-таки электроэнергии в месяц смогут потребить граждане по льготной «социальной» цене? И сколько будут платить за сверхнормативные кВт. ч? В настоящей статье будет дан анализ законодательства, которым предпринимались попытки установить социальную норму потребления электроэнергии для населения. Первые попытки законодательно закрепить положение, согласно которому при расчетах с населением, потребляющим электрическую энергию, используются тарифы различного уровня в зависимости от объемов их потребления, были предприняты в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 389 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий» <2>. Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации был утвержден План мероприятий поэтапного прекращения перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий. Так, п. 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации предусматривал необходимость разработки и утверждения методических рекомендаций по применению ступенчатых тарифов на электрическую энергию для населения в зависимости от объемов ее потребления. ——————————— <2> СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1792.

До этого Приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 22 ноября 1993 г. N 60 была утверждена Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, в которой уже предусматривалась возможность, что в процессе формирования рынка коммунальных услуг объем потребления населением коммунальной услуги сверх уровня норматива мог бы стать предметом коммерческой деятельности предприятий ЖКХ. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 389 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1231 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения» <3> Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее — ФЭК России) <4> своим Постановлением от 5 декабря 1997 г. N 125/2 <5> утвердила Рекомендации по установлению тарифов на электрическую энергию для населения в соответствии с ее фактической стоимостью с учетом уровня жизни населения региона. В этом Постановлении ФЭК России была предпринята одна из первых попыток формулирования принципов установления для населения тарифов по оплате услуги электроснабжения в зависимости от объема потребления этой услуги. ——————————— <3> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4597. <4> Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации преобразована в Федеральную службу по тарифам. <5> Цены и рынок: Справ.-информ. сб. 1998. N 3.

Проведенные в ряде регионов исследования установили, что уровень потребления электрической энергии напрямую связан с ростом уровня доходов потребителей. Поэтому дифференцирование тарифов на электрическую энергию по группам населения в зависимости от уровня доходов возможно реализовать путем введения ступенчатых тарифов, дифференцированных по объемам электропотребления. Это должно послужить временной мерой, направленной на компенсацию наиболее малоимущим слоям населения дополнительных затрат от роста тарифов на потребление электрической энергии, с одновременным переносом тарифной нагрузки, возникающей вследствие перекрестного субсидирования, из одной группы потребителей (промышленность) на другую (часть населения с относительно высоким уровнем доходов). Это требовало также введения для льготных групп потребителей социально оправданных нормативов льготного потребления электрической энергии. При этом условием предоставления и сохранения льгот является 100% оплата электрической энергии, потребляемой в рамках предоставленного норматива. В случае предоставления органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации дополнительных льгот на оплату электроэнергии для потребителей, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, оплата электрической энергии такими потребителями производится по тарифу, установленному для остальных потребителей, не пользующихся такими льготами, а льготные потребители должны получать адресные дотации из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации. Указанное Постановление ФЭК России предусматривало, что ступенчатые тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются соответствующими региональными энергетическими комиссиями (далее — РЭК), исходя из примерных уровней социальных норм потребления электроэнергии, определяемых РЭК по данным анализа электропотребления по категориям населения в соответствующем регионе. Были предложены 6 ступеней соответствующих групп населения, дифференцированных по уровням доходов, уровня расхода электроэнергии, на основании которых РЭК устанавливали бы социальную норму потребления электроэнергии, исходя из конкретных региональных особенностей. Число ступеней тарифа и их предельные значения могли быть изменены РЭК, например, сокращены до двух или трех в целях упрощения процедуры расчетов за потребляемую электроэнергию. Вместе с тем такое сокращение снижало энергосберегающий эффект от введения дифференцированных тарифов, поскольку для перехода к уровню расхода электроэнергии, при котором тариф будет ниже, потребителю придется предпринять весьма значительные усилия по экономии энергии, выходящие за рамки исключительно энергосберегающих мероприятий и предполагающие отказ от пользования отдельными видами электроприборов. Таким образом, на федеральном уровне были определены существенные принципы установления для населения уровня тарифа по оплате электрической энергии в зависимости от объема ее потребления, которые характеризовались следующим: — величина социальной нормы потребления должна определяться на основе фактического объема потребления электроэнергии различными категориями населения; — величина социальной нормы потребления электрической энергии для каждой категории населения должна находиться в прямой зависимости от уровня дохода граждан, относящихся к этой категории; — социальная норма потребления электрической энергии, установленная для категории населения с высоким уровнем доходов, должна быть выше величины аналогичной нормы для малоимущих граждан; — вне зависимости от объема фактического потребления граждане с высокими доходами должны оплачивать потребленную электроэнергию по экономически обоснованному тарифу для низкого напряжения. Спустя год после выхода Постановления ФЭК России Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 7 декабря 1998 г. N 1444 утвердило основы ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением <6>. В соответствии с п. 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации в целях защиты малоимущих слоев населения при повышении тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешалось устанавливать за счет частичного сохранения перекрестного субсидирования региональный лимит электроэнергии, в пределах которого допускался отпуск электроэнергии малоимущим слоям населения по тарифам ниже минимально установленного уровня. Величина указанного лимита электроэнергии должна определяться органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из величины полезного отпуска электрической энергии населению, количества малоимущих потребителей, а также социально обоснованной нормы месячного потребления электрической энергии. Пунктом 5 указанного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что величина социально обоснованной нормы месячного потребления электрической энергии должна утверждаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из необходимого объема потребления электроэнергии на душу населения для целей жизнеобеспечения. ——————————— <6> СЗ РФ. 1998. N 50. Ст. 6160.

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1444 по сравнению с Постановлением ФЭК России от 5 декабря 1997 г. N 125/2 ввело существенное изменение в принципы расчета социальной нормы потребления электрической энергии населением, которое характеризовалось следующим: ее величина должна основываться не на средних фактических величинах потребления электроэнергии, а на результатах расчета объема электроэнергии, необходимого для жизнеобеспечения. Величина объема потребления электроэнергии в целях жизнеобеспечения в среднем для всех субъектов Российской Федерации была определена в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192 <7>. ——————————— <7> СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1039.

В соответствии с приложением 6 к указанным Методическим рекомендациям, минимальный объем потребления услуги электроснабжения для всех категорий населения, необходимый для обеспечения его жизнедеятельности, должен составлять в среднем по России 50 кВт. ч электроэнергии в месяц в расчете на 1 человека. В приложении 13 к указанным Методическим рекомендациям упомянутая величина минимального объема потребления услуги электроснабжения была скорректирована с учетом факторов, влияющих на особенности потребления услуги электроснабжения, и составила 54 кВт. ч в расчете на 1 человека в месяц для регионов Севера европейской части России, Сибири и Дальнего Востока, 46 кВт. ч — для южных регионов России и 50 кВт. ч для остальных регионов. В 2000 г. Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 30 мая 2000 г. N 418 «Об уровнях тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением» <8> внесло принципиальное изменение в принципы использования социальной нормы потребления электроэнергии. ——————————— <8> СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2430.

Пункт 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации предусматривал, что социальная защита малоимущих слоев населения при повышении тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, должна осуществляться в порядке, установленном Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» <9>. ——————————— <9> СЗ РФ. 1999. N 33. Ст. 4116.

Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2000 г. N 418 фактически изменило предложенный ранее принцип использования социальной нормы потребления электроэнергии, прямо указав на то, что для социальной защиты малоимущих слоев населения необходимо использовать иные механизмы, нежели использование социальной нормы потребления электроэнергии. Проблема заключалась в том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1444 в части, касающейся использования социальной нормы потребления для защиты малоимущих слоев населения, не было отменено в установленном порядке и, как следствие, продолжали свое действие два постановления на федеральном уровне по вопросам установления и использования социальной нормы потребления электроэнергии, прямо противоречащие друг другу. В ходе реформы электроэнергетики России Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 38-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» <10> был законодательно закреплен сформулированный ранее в постановлениях Правительства Российской Федерации и ФЭК России основной принцип тарифного регулирования в части услуг по электроснабжению: в соответствии с абз. 10 ст. 2 Федерального закона государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления, и сверх социальной нормы потребления. В очередной раз следует отметить, что и этот нормативный правовой акт не содержал легального определения понятия «социальная норма потребления электроэнергии». Как следствие, Федеральному закону в данной редакции формально соответствовала как практика установления социальной нормы потребления электроэнергии для отдельных категорий населения (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1444), так и практика установления социальной нормы потребления электроэнергии для всех категорий населения. ——————————— <10> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1180. Утратил силу с 1 января 2011 г.

Последующие постановления Правительства Российской Федерации не внесли каких-либо существенных коррективов в установленные ранее принципы определения и использования социальной нормы потребления электрической энергии населением. Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 226 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» <11> содержало в п. 25 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации указание на то, что тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (мощность) дифференцируются по группам потребителей (покупателей) исходя из: ——————————— <11> СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1431. Утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

1) объемов потребления (покупки) электрической и тепловой энергии; 2) режима использования потребителями электрической мощности; 3) категории надежности энергоснабжения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» <12> в п. 56 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации установлено, что государственное регулирование тарифов на розничном рынке может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления, и сверх социальной нормы потребления, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. ——————————— <12> СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 791. Не применяется в части государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Вышедшие в последние годы нормативные правовые документы по вопросам установления предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию скорректировали принципы установления величины тарифа в зависимости от установленного для населения уровня социальной нормы потребления электроэнергии. Так, п. 5 ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. Федерального закона от 26 июля 2010 г. N 187-ФЗ <13>) установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ——————————— <13> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 31.

В октябре 2012 г. на Всероссийском семинаре-совещании «Тарифное регулирование в 2012 году и задачи органов государственного регулирования на 2013 год» <14> было также уделено внимание социальной норме потребления электроэнергии населением и приравненными к нему потребителями. ——————————— <14> Официальный сайт ФСТ России: fstrf. ru/press/meeting.

Выступая на семинаре-совещании, руководитель ФСТ России С. Г. Новиков отметил, что не стоит рассчитывать, что введение социальной нормы поможет решить существующие проблемы энергетики и ЖКХ, и тем более проблему перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Если говорить о ликвидации перекрестного субсидирования, то, по нашим оценкам, вклад реформы в решение этого вопроса составит всего 10 — 15%, уточнив, что объем перекрестного субсидирования сейчас достигает 200 миллиардов рублей. Сейчас в Правительстве Российской Федерации находится проект постановления Правительства Российской Федерации о порядке определения и применения социальной нормы потребления коммунальной услуги по электроснабжению. Проект постановления Правительства Российской Федерации согласован с Минрегионом России, Минфином России и ФСТ России. После принятия проекта постановления население страны будет платить за электроэнергию по двум ставкам. В объеме установленной (социальной) нормы — по тарифам, устанавливаемым регулирующими органами, а сверх этой нормы — по экономически обоснованным тарифам, т. е. по рыночным ценам. Социальная норма пока не утверждена, но речь идет о 75 — 100 кВт. ч в месяц на каждого зарегистрированного на конкретной жилой площади, отметил С. Г. Новиков. По цене электроэнергии сверх нормы есть разные варианты. Естественно, что она будет существенно выше, но в ближайшее время останется регулируемой. Он не смог назвать конкретные цифры, но отметил, что они не будут сверхвысокими. Подводя итоги, можно сформулировать следующие основные выводы по результатам анализа федерального законодательства в части принципов и методов установления и использования социальной нормы потребления электроэнергии: 1. Действующее федеральное законодательство содержит следующее легальное определение понятия «социальная норма потребления электрической энергии (мощности)» (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. Федерального закона от 26 июля 2010 г. N 187-ФЗ) — социальная норма потребления электрической энергии (мощности) — определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам). В упоминавшимся выше проекте постановления Правительства Российской Федерации содержится иное определение: «Социальная норма энергоснабжения — объем потребления электрической энергии, в пределах которой потребитель вправе оплачивать электрическую энергию по соответствующим тарифам». Указанное не позволяет дать однозначную трактовку понятия «социальная норма потребления электрической энергии». 2. Федеральное законодательство допускает возможность установления и использования социальной нормы потребления электроэнергии, но при этом нормативные правовые акты федерального уровня не содержат каких-либо рекомендаций по вопросам принципов и методов расчета величины социальной нормы потребления электроэнергии. 3. В федеральном законодательстве определено, что социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; по нашему мнению, такое решение должен принимать законодательный орган субъекта Российской Федерации, увязав его с утверждением бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. 4. При установлении на уровне субъектов Российской Федерации социальной нормы потребления электрической энергии должно учитываться следующее: — объем потребления электрической энергии в пределах этой нормы должен оплачиваться по тарифам, соответствующим предельным тарифам, установленным для данного региона Федеральной службой по тарифам; — объем потребления электрической энергии сверх социальной нормы потребления должен оплачиваться по экономически обоснованному тарифу; — величина социальной нормы потребления электрической энергии должна основываться на величине минимального объема электрической энергии, необходимого для жизнеобеспечения, который был бы определен федеральным законодательством либо законодательным органом субъекта Российской Федерации из расчета на 1 человека. 5. Принятые на федеральном уровне методики расчета нормативных объемов потребления жилищно-коммунальных услуг не являются пригодными для расчета и обоснования социальной нормы потребления услуги электроснабжения. На региональном уровне отсутствует понимание различия между нормативом и социальной нормой потребления услуги электроснабжения, а также отсутствует корректное обоснование устанавливаемой величины социальной нормы потребления электрической энергии населением. При разработке на федеральном уровне в данных методических указаниях, по нашему мнению, следовало бы отразить следующие основополагающие позиции: — при расчете социальной нормы потребления электрической энергии следует учитывать направления расходования электрической энергии; — социальная норма потребления электрической энергии должна основываться на результатах расчета объема потребления электрической энергии, достаточного для проживания с минимально приемлемым уровнем комфорта; — при определении базовой величины социальной нормы потребления электрической энергии следует учитывать следующие направления расходования электрической энергии населением: освещение жилых помещений; приготовление пищи (для абонентов, проживающих в жилищном фонде с электрическими плитами); просмотр телевизионных программ; пользование холодильником; пользование стиральными машинами; пользование утюгами; пользование прочими мелкими бытовыми приборами. 6. При расчете величины социальной нормы потребления электрической энергии необходимо учитывать влияние следующих факторов: а) обеспеченность жилья услугами газоснабжения, отопления и горячего водоснабжения и, как следствие, наличие или отсутствие потребности в дополнительном расходе электроэнергии для приготовления пищи на напольных электроплитах, отопления жилья и подогрева воды; б) численный состав домохозяйства; в) продолжительность светового дня в соответствующем субъекте Российской Федерации. 7. К числу факторов, учет которых не является целесообразным при определении величины социальной нормы потребления электрической энергии, следует отнести следующие: а) уровень доходов пользователей услуги электроснабжения; б) уровень благосостояния пользователей услуги электроснабжения, обеспеченности бытовыми приборами; в) фактическая площадь жилых помещений, занимаемых потребителем услуги электроснабжения; г) наличие у потребителей услуги электроснабжения приборов учета объема потребления электрической энергии; д) фактический объем потребления электрической энергии в соответствующем субъекте (муниципальном образовании) Российской Федерации. 8. При определении величины социальной нормы потребления представляется целесообразным учитывать следующие направления расходования электрической энергии населением: — освещение жилых помещений; — для приготовления пищи (для абонентов, проживающих в жилищном фонде с электрическими плитами и не имеющих доступа к услугам централизованного газоснабжения); — использование электрической энергии для отопления жилья и подогрева воды (для абонентов, не имеющих доступа к услугам централизованного отопления и горячего водоснабжения); — просмотр телевизионных программ; — пользование холодильником; — пользование стиральными машинами; — пользование утюгами; — пользование прочими бытовыми приборами. 9. При определении социальной нормы потребления электроэнергии населением необходимо учитывать также факторы, которые оказывают влияние на величину потребности в электрической энергии для жизнеобеспечения: — обеспеченность жилья услугами газоснабжения, отопления и горячего водоснабжения и, как следствие, наличие или отсутствие потребности в дополнительном расходе электроэнергии для приготовления пищи на напольных электроплитах, отопления жилья и подогрева воды; — численный состав семьи; — продолжительность светового дня в субъекте Российской Федерации. По мнению экспертов, относительно введения социальной нормы потребления электрической энергии, чтобы этот шаг был не просто эффектным, но и эффективным, необходимо, чтобы не менее 70% жителей страны могли относительно без труда укладываться в эту социальную норму. Тогда у большинства населения страны будет сформировано положительное отношение к идее экономии. После этого можно понемногу снижать планку. Опять же по необходимости. Оснащение домохозяйств современными бытовыми устройствами постоянно возрастает, и нужно следить за уровнем энергопотребления и энергоэффективности этих устройств, планируя уровни нормативов. Представляется интересным в ходе реализации поэтапного плана определения и применения социальной нормы потребления электрической энергии провести анализ мирового опыта. Основываясь на результатах анализа российского и международного опыта нормирования объема потребления электрической энергии для населения, можно будет сделать вывод о целесообразности разработки на федеральном уровне методических указаний по определению и применению социальной нормы потребления электрической энергии населением Российской Федерации. По нашему мнению, социальная норма энергоснабжения — это минимальный, но достаточный для жизнеобеспечения и доступный по цене объем (количество) потребления коммунальных услуг гражданином, обеспечивающий соблюдение принципа равнодоступности услуг и социальные гарантии социально незащищенным гражданам. Вопрос, необходимы ли нормативы в принципе, все равно остается. Появление любых искусственных ограничений порождает массу совершенно неожиданных проявлений, которые нужно обдумывать, администрировать, преодолевать. Именно поэтому необходимо предварительно оценить действенность введения социальной нормы энергоснабжения. О размере тарифов население должно узнавать заранее. Введение новой модели оплаты электроэнергии власти обещают подкрепить реформой системы льгот. Считаем, что введение социальной нормы энергоснабжения незначительно решит проблему перекрестного субсидирования в электроэнергетике и, в свою очередь, приведет к многочисленным разногласиям с населением по определению платежа за потребленную электроэнергию, в том числе в связи с тем, что введение нормы не взаимоувязано с: — расчетом внутридомового потребления (вопрос натурального и финансового баланса внутри дома); — двух-, трехтарифным учетом; — начислением и расчетом различных видов льгот; — неравномерностью снятия показаний, снятием показаний населением; — зависимостью социальной нормы энергоснабжения от числа проживающих. Также требуется провести работу по внесению в нормативные правовые акты изменений, которые необходимы для поэтапного введения социальной нормы потребления коммунальной услуги по электроснабжению как для реализации пилотных проектов в 2013 г., так и для введения ее на всей территории Российской Федерации с 2014 г.

——————————————————————