Основные поправки в некоторые законодательные и правовые акты на территории РФ в сфере ЖКХ в 2013 г

(Шевнина Л. Е.) ("Семейное и жилищное право", 2013, N 3) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ПОПРАВКИ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ НА ТЕРРИТОРИИ РФ В СФЕРЕ ЖКХ В 2013 Г. <*>

Л. Е. ШЕВНИНА

-------------------------------- <*> Shevnina L. E. Major amendments to some legislative acts and in Russia, in the housing sector in 2013.

Шевнина Любовь Евгеньевна, кафедра предпринимательского и сервисного права Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, доцент, кандидат философских наук.

Предоставление коммунальных услуг - это осуществление деятельности исполнителя; управляющая организация является именно исполнителем, по подаче потребителям любого коммунального ресурса.

Ключевые слова: качество услуг, федеральные стандарты, уровень коррупции, ужесточение мер ответственности, недобросовестные исполнители, нормативные акты, административный регламент.

To provide public services - is the realization of the artist management company is by artists, for submitting any public resource.

Key words: quality of service, federal standards, the level of corruption crackdown responsibility; unscrupulous artists, regulations, administrative rules.

Президент нашей страны Владимир Путин дал поручение правительству принять нормативные акты, которые дают право оплачивать коммунальные услуги по итогам проверок данных со счетчиков. Введение предельных норм потребления способно прикрыть для управляющих компаний возможность брать лишние деньги за жилищно-коммунальные услуги, считает зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. "Оплата по счетчикам общедомовых нужд - это одно дело. И совсем другое - как эта оплата ведется, - отметил парламентарий в комментарии ER. RU. - Сегодня она может быть меньше, чем та, которую управляющие компании берут за общедомовые нужды. Поэтому важно сегодня навести порядок в сфере ЖКХ" <1>. По словам Качкаева, в регионах была создана рабочая группа, которая должна будет заниматься мониторингом сферы ЖКХ во всех регионах. "В случае если оплата за ЖКХ происходит с помощью общедомовых приборов учета, все прозрачно. Если же оплата общедомовых нужд установлена нормативом, управляющие компании могут завышать их. В связи с этим могут отапливаться лишь за счет диффузии тепла из квартир. Между тем управляющие компании вносили отдельной строкой в квитанцию оплату за тепло неотапливаемых помещений", - констатировал депутат. "Правительство приняло решение: предоставление коммунальных услуг - это осуществление деятельности исполнителя (управляющая организация является именно исполнителем) по подаче потребителям любого коммунального ресурса. Наиболее спорное новшество: согласно разработанной и рекомендованной форме единого платежного документа Минэкономразвития, коммунальные услуги на общедомовые нужды выделены отдельными строками для каждого вида коммунального ресурса. В результате управляющие компании не смогут брать лишние деньги, и жители будут видеть реальные цифры. Порядок будет наведен уже в феврале", - отметил депутат. Ранее Президент России Владимир Путин после совещания по вопросам улучшения качества услуг ЖКХ дал поручение правительству принять нормативные акты, которые давали бы право россиянам оплачивать коммунальные услуги по итогам проверок данных со счетчиков. "Исключение - обязанности потребителей коммунальных услуг ежемесячно предоставлять исполнителям коммунальных услуг информацию о показаниях индивидуальных приборов учета потребления таких услуг, предусмотрев возможность перерасчета (корректировки) платежа по итогам периодической проверки показаний приборов учета" <2>, - сообщается в тексте поручения. Поручение должно быть исполнено к 1 мая 2013 г. Также Путин поручил правительству принять нормативные акты об усилении ответственности многоквартирных домов за несоблюдение стандартов их работы. В соответствии с поручением правительство должно к 1 апрелю 2013 г. проанализировать действующие нормы потребления коммунальных услуг и внести предложения об их пересмотре. Кроме того, до 1 мая 2013 г. правительству было поручено проанализировать рост оплаты коммунальных услуг. Также правительство должно будет подготовить предложения о совершенствовании механизмов социальной поддержки во время предоставления услуг ЖКХ. В Постановлении Правительства РФ от 16.03.2013 N 221 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" уточнен перечень документов, необходимых для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также порядок их представления. Для получения субсидии граждане по месту жительства представляют соответствующее заявление с приложением необходимых документов, предусмотренных п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761. Внесенными поправками предусмотрен порядок получения отдельных документов с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия <3> (в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, документов, подтверждающих отнесение совместно проживающих лиц к членам семьи, а также подтверждающих гражданство РФ). Постановлением Правительства РФ от 27.02.2013 N 159 "О внесении изменения в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций" <4> внесены дополнения в порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, соответствующих критериям, установленным Правительством РФ. Предусмотрено, что, в случае если инвестиционная программа сетевой организации или субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике утверждена до принятия документов территориального планирования и предусматривает создание объектов федерального, регионального и местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами, в такую инвестиционную программу вносятся соответствующие изменения в части исключения названных объектов без согласований, предусмотренных Правилами утверждения инвестиционных программ инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в срок, установленный законодательством о градостроительной деятельности. В Постановлении Правительства РФ от 21.02.2013 N 146 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 - 2015 годы" <5> с 1 января 2013 г. повышены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Правительством РФ утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2013 - 2015 гг., а также федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам РФ на 2013 - 2015 гг. Согласно документу, в 2013 г. стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем по России составит 105,2 руб., в 2014 г. - 112,9 руб., в 2015 г. - 121,1 руб. Федеральные стандарты стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц на 2013 - 2015 гг. установлены в размере 6,4 руб., 6,9 руб. и 7,4 руб. соответственно. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1077 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012 - 2014 годы" <6> признано утратившим силу. Приказом Минэнерго России от 27.11.2012 N 599 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям" утвержден новый Административный регламент, регулирующий процедуры утверждения нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям. Новый Административный регламент <7> разработан в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373. Аналогичный Административный регламент, утвержденный Приказом Минпромэнерго России от 01.11.2007 N 470, разработанный в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 679, признан утратившим силу. -------------------------------- <1> См.: Verwalter. livejournal. com>95980.html... <2> Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 N 221 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". <3> Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761. Внесенными поправками предусмотрен порядок получения отдельных документов с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. <4> Постановление Правительства РФ от 27.02.2013 N 159 "О внесении изменения в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций". <5> Постановление Правительства РФ от 21.02.2013 N 146 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 - 2015 годы". <6> Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1077 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012 - 2014 годы". <7> Регламент предоставления государственных услуг: Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373. Аналогичный Административный регламент - Приказ Минпромэнерго России от 01.11.2007 N 470.

Возникает вопрос: есть ли средства борьбы с недобросовестными управляющими компаниями и другими обслуживающими организациями? Эта проблема распадается на две составляющие. Надо четко понимать, что высокий уровень коррупции в сфере ЖКХ и структур местной власти, которые отвечают за ЖКХ, делает процесс борьбы за свои права достаточно сложным. Хотя бы потому, что очень часто управляющая компания, которая некачественно обслуживает ваш дом, скорее всего, лоббируется органом местной власти. Поэтому, когда вы будете жаловаться на такую УК в орган местной власти (т. е. фактически ее реальному хозяину), не удивляйтесь, если ваша жалоба будет игнорироваться. Надо проявлять настойчивость. А также чтобы пытаться "привести в чувство" управляющую компанию и местный орган власти, надо хотя бы в общих чертах знать свои права в этой области. В этой статье дается краткое изложение тех новшеств в законодательстве РФ, которые дают жителям и собственникам возможность более эффективно бороться с недобросовестным исполнением обслуживающими организациями своих обязанностей. И конечно же, это не все законодательство, а только те новшества, которые, по мысли законодателей, должны способствовать улучшению ситуации в сфере обслуживания многоквартирных домов (МКД). Органы исполнительной власти на местах обязаны проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений решения о создании товарищества собственников жилья (ТСЖ) или о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (МКД), в целях заключения договора управления (ст. 20 Жилищного кодекса РФ) <8>. Орган местного самоуправления на основании обращения граждан, председателя совета дома, органов управления ТСЖ или жилкооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162, т. е. невыполнении работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, обязан в пятидневный срок организовать проверку деятельности управляющей компании (УК). Если выявлены нарушения, то не позднее чем через 15 дней орган местного самоуправления созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой УК и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления МКД (ст. 165 ЖК РФ). Таким образом, до введения Закона N 123-ФЗ предусматривался односторонний порядок расторжения договора управления МКД, но не было возможности принять решение о выборе иной управляющей организации. Так данная норма косвенно приводит к повышению уровня качества оказываемых услуг управляющей организацией собственникам МКД. Утратила силу ст. 139 ЖК РФ, т. е. после вступивших изменений в ЖК РФ невозможно сформировать ТСЖ в строящихся многоквартирных домах. В результате непорядочных застройщиков лишили возможности создавать "карманные" ТСЖ. И как следствие, получил рождение договор на управление многоквартирным домом, который заключается между застройщиком и управляющей организацией, которая стала победителем по результатам открытого конкурса, так как, согласно п. 13 ст. 161, "в течение десяти рабочих дней со дня выдачи... разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления этим домом". Правда, на сегодняшний день застройщики всячески уклоняются от заключения такого договора, потому что независимая управляющая организация все строительные недоделки потребует устранить. Появился новый институт контроля за деятельностью управляющей организации, предусмотренный ст. 161.1 ЖК РФ: совет многоквартирного дома, который наделен всеми полномочиями проверять исполнение управляющей компанией своих обязательств по договору управления. При этом совет дома создается в тех домах, где отсутствует ТСЖ или ЖСК, ЖК (жилкооперативы). Изменился и порядок проведения общих собраний собственниками помещений. Часть 1 ст. 47 ЖК РФ говорит о том, что только в случае, если собственниками помещений в форме прямого присутствия не был собран кворум для принятия решений, возможно проведение общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования. То есть закрывается лазейка, благодаря которой можно было сразу принимать решения в обход воли жильцов, прикрывая их фиктивными документами о заочном голосовании. Произошли серьезные изменения и в части законодательства о предоставлении коммунальных услуг гражданам. Это Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 <9>. Наиболее существенным моментом является то, что дано законодательно четкое определение, что коммунальные ресурсы - это холодная, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, природный газ и прочие виды ресурсов. А предоставление коммунальных услуг - это осуществление деятельности исполнителя (управляющая организация является именно исполнителем) по подаче потребителям любого коммунального ресурса. Наиболее спорное новшество: согласно разработанной и рекомендованной форме единого платежного документа Минэкономразвития, коммунальные услуги на общедомовые нужды выделены отдельными строками для каждого вида коммунального ресурса. При этом данная норма должна была вступить в действие с 1 сентября 2012 г., однако в итоге передана на усмотрение органам местного самоуправления в регионах. Где-то такой порядок вступил в силу (что вызывало рост социальной напряженности), но какие-то регионы пока медлят, возможно, надеясь, что это решение будет отменено. Важно: в соответствии с п. 117 Правил у исполнителя появилось право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги через 30 дней после письменного уведомления. При этом под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров платы за коммунальную услугу, т. е. если потребитель не платит, допустим, за воду более трех месяцев, управляющая компания письменно уведомляет его о наличии задолженности и предлагает погасить ее. Если по истечении 30 дней с момента уведомления потребитель не гасит задолженность, управляющая компания имеет право прекратить подачу ресурса. Правда есть одно но: это возможно осуществить только в новых домах; в старом жилом фонде это практически невозможно. Письмом ФСТ России от 06.03.2013 N СН-2164/5 "О направлении методических рекомендаций" субъектам РФ направлены рекомендации по приведению платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г. к уровню не более 6 процентов в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем декабря прошлого года. Сумма денежных средств, уплаченная в период с 1 января 2013 г. до даты установления ограничений на 2013 г., должна быть возвращена потребителю коммунальных услуг или удержана в счет оплаты коммунальных услуг в течение одного года <10>. Новым в ЖКХ-2012 на 2013 г. является то, что теперь все владельцы жилья в многоквартирных домах должны будут оплачивать две составляющие по каждому виду коммунальных услуг (отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение). Во-первых, за потребление коммунальных услуг в принадлежащем им жилом помещении. Во-вторых, за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды. Оба этих пункта будут прописываться в ежемесячном платежном документе отдельно. Плата за услуги в жилом помещении будет определяться по показаниям индивидуальных приборов учета. Если такие приборы не установлены, платить придется по нормативам потребления, определенным в новых правилах. Оплата услуг на общедомовые нужды будет начисляться пропорционально площади каждого жилого и нежилого помещения в доме. Теперь что касается предоставления льгот на оплату услуг. Порядок их предоставления не изменился. Поменяется только порядок определения помесячного размера компенсационной части платы из бюджета ввиду того, что размер субсидии зависит от размера платы, который теперь будет рассчитываться от фактического объема потребления услуг. Например, при оплате услуг отопления льгота будет предоставляться только в отопительный период. Следует отметить еще ряд аспектов новых правил. Так, в них предусмотрено ужесточение мер ответственности в отношении недобросовестных потребителей. Теперь ограничивать предоставление услуг или отключать их будут при наличии трехмесячной, а не полугодовой задолженности, как это было раньше. Вместе с тем в новых правилах четко прописана процедура проведения проверок по фактам непредоставления коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества. Закреплено право потребителей (при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме) вносить плату за услуги напрямую в ресурсоснабжающую организацию. По новым правилам исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю рассрочку сроком на 1 год, если размер платы за услугу в расчетном месяце превысил более чем на 25% размер платы за аналогичный расчетный месяц прошлого года. При этом потребитель вправе сам решать - воспользоваться такой рассрочкой или нет. -------------------------------- <8> Жилищный кодекс РФ. Ст. 20 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1. Ст. 14; 2006. N 27. Ст. 2881; 2010. N 6. Ст. 566. <9> Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. <10> Письмо ФСТ России от 06.03.2013 N СН-2164/5 "О направлении методических рекомендаций".

Что и говорить, изменения существенные. Ну а насколько лучше новые правила ранее действовавших, сможет показать только их практическая реализация. Чиновники от ЖКХ считают, что существенная детализация договорных отношений, прав и обязанностей всех сторон процесса предоставления услуг, которая заложена в новом постановлении, позволит повысить прозрачность сферы ЖКХ, ее эффективность. И как следствие, вызовет повышение качества коммунальных услуг.

------------------------------------------------------------------

Название документа