Отраслевая целевая программа «Развитие жилищного строительства в Астраханской области» в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

(Ивлиева И. А.) («Правовые вопросы строительства», 2007, N 1)

ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ» В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ — ГРАЖДАНАМ РОССИИ»

И. А. ИВЛИЕВА

Политическое и экономическое развитие Российской Федерации свидетельствует о том, что пришло время, когда государство может больше внимания уделять проблемам социальной сферы, отдельного человека, отдельной семьи. Национальные проекты, сформулированные в качестве особой концепции развития России Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, не ограничены рамками одного года. Их реализация — приоритетная долгосрочная задача, что должно находить свое отражение при подготовке законов о бюджете на очередной год. Проблемы медицины, образования, доступного жилья и функционирующего сельского хозяйства — это не только, да и, пожалуй, не столько проблемы экономики. Это вопросы национальной безопасности, перспектив демографического развития, имеющие первостепенную важность. Без нормального, полноценного питания, качественного жилья, без доступных и отвечающих стандартам высокого уровня услуг систем образования и здравоохранения нельзя говорить об индивиде, имеющем собственную гражданскую позицию и политическую активность. Национальные проекты — важнейшая часть реформы социальной сферы, реформы, вызванной не только переходом общества к жизни в условиях демократического социального государства с рыночно ориентированной экономикой, но и пересмотром принципов социального обеспечения. На правительственном уровне принят национальный проект по жилью. Почти в каждом регионе есть свои законы, другие нормативные акты, программы, концепции, инструкции по данному вопросу. Так, и Астраханская область не является исключением. Правительство Астраханской области в целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» приняло Постановление «Об Отраслевой целевой программе «Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006 — 2010 годы» <1>. ——————————— <1> Постановление Правительства Астраханской области от 11 августа 2006 г. N 285-П «Об Отраслевой целевой программе «Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006 — 2010 годы» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2006. N 40.

Целью данной Программы является решение проблем жилищной политики в Астраханской области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей области. При разработке данной Программы учтены все требования государственной жилищной политики, закрепленной в новой редакции Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг. В связи с тем что в настоящее время в Астраханском регионе, несмотря на интенсивное строительство, отмечается острый дефицит жилья, жилищная проблема является одной из наиболее актуальных. Дефицит жилья вызван прежде всего тем, что строительство жилищного фонда осуществляется коммерческими организациями, и этот фонд предназначен для продажи, а в большинстве своем население региона не может позволить себе приобретение такого жилья в связи с высокой его стоимостью. А также это связано с тем, что за период реформ 1990 — 2001 гг. было сокращено бюджетное ассигнование в строительство, в результате сокращено предоставление бесплатного жилья очередникам. Время ожидания в очереди на получение жилья в области в среднем составляет 20 лет. Число семей, состоящих на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий, по данным органов местного самоуправления Астраханской области на 1 мая 2006 г., составляет 23774 (из них: в г. Астрахани — 15122 семьи, или 63,6%, в муниципальных районах области — 8652 семьи, или 36,4%) <2>. ——————————— <2> Решение городской Думы муниципального образования г. Астрахань от 14 сентября 2006 г. N 127 «Об утверждении Городской целевой программы «Переселение граждан города Астрахани из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2006 — 2010 годы» // Горожанин (Плюс четыре). 2006. 28 сент. N 13.

Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие земельных участков для строительства жилья, обустроенных инженерной инфраструктурой; отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и возводимых жилых зданий; недостаточный объем жилищного строительства и высокий уровень цен на первичном рынке жилья; несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов уровню цен на жилье. Необходимость объединения жилищных целевых программ, комплексного подхода к совершенствованию жилищного законодательства, решения проблем стройиндустрии области создала предпосылки создания данной Программы. Программа развития жилищного строительства в Астраханской области на 2006 — 2010 гг. предусматривает: максимальное использование имеющихся мощностей и увеличение объемов крупнопанельного домостроения с 60 тыс. кв. м в 2006 г. до 165 тыс. кв. м в 2010 г. (в основном для застройки областного центра и пригорода); расширение видов применяемых архитектурно-строительных систем в жилищном строительстве, в их числе монолитное и сборно-монолитное домостроение, применение смешанных конструктивных систем и т. д. Соответственно к 2010 г. увеличивается доля монолитного и сборно-монолитного домостроения с 4,6% в 2006 г. до 12% к 2010 г., в два раза прогнозируется увеличение применения в жилищном строительстве смешанных конструктивных систем в области; развитие малоэтажного строительства с максимально возможным использованием местных сырьевых ресурсов (камыша, пенобетона, мелких стеновых блоков, различного рода каркасных систем зданий и пр.), что особенно актуально для сельских населенных пунктов и застройки пригородных районов; при развитии прогрессивных конструктивных систем домостроения сохранение традиционного кирпичного домостроения. Ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда на территории Астраханской области осуществляется в соответствии с Областной целевой программой «Переселение граждан, проживающих в Астраханской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2003 — 2007 гг., утвержденной Постановлением Губернатора Астраханской области от 16 июня 2003 г. N 262 <3>. ——————————— <3> Постановление Губернатора Астраханской области от 16 июня 2003 г. N 262 (ред. от 11 июля 2003 г.) «Об Областной целевой программе «Переселение граждан, проживающих на территории Астраханской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2003 — 2007 годы» // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Астраханские известия». 2003. 26 июня.

Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг. <4> ——————————— <4> Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 (ред. от 19 сентября 2006 г.) «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 39. Ст. 3770.

В рамках указанной подпрограммы предусматривается обеспечение жильем следующих категорий граждан: граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждане Российской Федерации, постоянно работающие на комплексе «Байконур» и подлежащие отселению; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска; вынужденные переселенцы. Реализация Программы должна обеспечить улучшение жилищных условий населения области за счет следующих показателей: увеличение годового объема ввода жилья с 648 в 2005 г. до 1000 тыс. кв. м в 2010 г.; увеличение показателя обеспеченности одного жителя области с 19,3 в 2005 г. до 21,7 кв. м общей площади жилых помещений в 2010 г.; повышение доступности жилья, доведение индекса доступности жилья с 3,4 в 2005 г. до 3,0 в 2010 г.; исполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями граждан отдельных категорий <5>. ——————————— <5> Решение городской Думы муниципального образования г. Астрахань от 14 сентября 2006 г. N 127 «Об утверждении Городской целевой программы «Переселение граждан города Астрахани из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2006 — 2010 годы» // Горожанин (Плюс четыре). 2006. 28 сент. N 13.

Основные подходы к решению жилищной проблемы имеют экологическое наполнение, поскольку они улучшают санитарные и экологические условия жизнеобеспечения. В настоящее время жилищный фонд на территории области нуждается в существенном улучшении экологических и гигиенических показателей. При всем многообразии условий развития населенных пунктов области приоритеты развития градостроительства с учетом формирования устойчивой экологически чистой среды обитания, инженерных и транспортных инфраструктур, систем инженерного оборудования и защиты объектов, охраны окружающей среды сводятся к следующим направлениям: комплексная реформа градостроительной деятельности; организационно-техническое обеспечение комплекса работ по ведению на территории области Государственного градостроительного кадастра и банка градостроительных данных; поддержка программно-целевых методов разработки проектов планировки городских территорий, правил землепользования и застройки, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на основе формирования экологически чистой и энергоэкономичной среды обитания населения в населенных пунктах области, включающей элементы инфраструктуры благоустройства, автотранспортного обеспечения, разрежения плотности застройки. Итак, чтобы достигнуть намеченной цели, то есть обеспечить граждан доступным и комфортным жильем, надо стимулировать как спрос, так и предложение. Этот национальный проект заставляет всех включаться в работу, оптимизировать затраты на строительство жилья, активно решать вопросы увеличения заработных плат и легализации доходов населения. Необходимо синхронизировать эти направления и создать условия для людей, позволяющие приобретать жилье по разным программам кредитования.

——————————————————————