О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

(Лисица В. Н.) («Жилищное право», 2008, N 2)

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 2007 Г. N 185-ФЗ «О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

В. Н. ЛИСИЦА

Лисица В. Н., к. ю.н., доцент, старший научный сотрудник сектора гражданского права и процесса Института философии и права СО РАН, доцент кафедры правоведения экономического факультета Новосибирского государственного университета.

С 7 августа 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» <1> (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ). Он предусматривает порядок предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. ——————————— <1> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.

Лимит для соответствующего субъекта Российской Федерации рассчитывается как произведение общего объема средств Фонда в размере 240 млрд. руб. и частного от деления общей площади жилищного фонда такого субъекта Российской Федерации, по данным статистической отчетности на 1 января 2007 г., на общую площадь жилищного фонда Российской Федерации, но не может быть более 8 млрд. руб. и менее 500 млн. руб. Средства Фонда, оставшиеся после расчета лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, распределяются пропорционально между всеми субъектами Российской Федерации с учетом предусмотренных ограничений размера лимитов для каждого субъекта Российской Федерации. При этом по общему правилу 60% установленного лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для каждого субъекта Российской Федерации направляется на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, 40% — на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 185-ФЗ). После 1 января 2011 г. Фонд уточняет лимиты предоставления финансовой поддержки в связи с отсутствием заявок от тех или иных субъектов Федерации. В этом случае лимиты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, рассчитанные для субъектов Российской Федерации, которые до 1 января 2011 г. не обратились в Фонд с заявками на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда или по заявкам которых до 1 января 2011 г. не было принято решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда, распределяются Фондом на пропорциональное увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, рассчитанных для других субъектов Российской Федерации. Все это подчеркивает важность для органов государственной власти субъектов Федерации выполнения требований, предусмотренных в ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ, для получения средств Фонда. Какие положения содержатся в этой статье? 1. Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии: 1) деятельности на территории муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем 25%, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению, и составляющих: а) не менее чем 25% от общего числа осуществляющих свою деятельность на территории указанного муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) организаций коммунального комплекса с обязательством увеличить до 1 января 2010 г. долю таких организаций до 50% и до 1 января 2011 г. до 80%, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 1 января 2009 г.; б) не менее чем 50% от общего числа осуществляющих свою деятельность на территории указанного муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) организаций коммунального комплекса с обязательством увеличить до 1 января 2011 г. долю таких организаций до 80%, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в период с 1 января 2009 г. до 1 января 2011 г.; в) не менее чем 80% от общего числа осуществляющих свою деятельность на территории указанного муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) организаций коммунального комплекса, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2011 г.; 2) деятельности на территории муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не более чем 25%, и составляющих: а) не менее чем 50% от общего числа организаций, осуществляющих свою деятельность на территории указанного муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и управление многоквартирными домами (кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов) при условии управления такими организациями не менее чем 50% многоквартирных домов, оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с обязательством увеличить до 1 января 2010 г. долю таких организаций до 80% — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 1 января 2010 г.; б) не менее чем 80% от общего числа организаций, осуществляющих свою деятельность на территории указанного муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и управление многоквартирными домами (кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов) при условии управления такими организациями не менее чем 80% многоквартирных домов, оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2010 г.; 3) наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, и наличия товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, в: а) не менее чем 5% многоквартирных домов при условии увеличения количества таких товариществ до 1 января 2010 г. не менее чем в 10% многоквартирных домов и до 1 января 2011 г. не менее чем в 20% таких домов, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 1 января 2009 г.; б) не менее чем 10% многоквартирных домов при условии увеличения количества таких товариществ до 1 января 2011 г. не менее чем в 20% многоквартирных домов, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в период с 1 января 2009 года до 1 января 2011 г.; в) не менее чем 20% многоквартирных домов, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2011 г.; 4) наличия утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, осуществляющими распоряжение земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, графиков проведения до 1 января 2011 г. в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах территории муниципального образования (территорий субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона; 5) наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона; 6) наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих не позднее 1 января 2010 г. предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением мер социальной поддержки, указанных в п. 5 настоящей части) в денежной форме (в том числе путем перечисления средств на предоставление таких мер на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета), — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2009 г.; 7) наличия графиков, утвержденных претендующими на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части тарифов на тепловую энергию и органом местного самоуправления в части тарифов на водоснабжение и водоотведение и предусматривающих установление не позднее 1 января 2011 г. указанных тарифов для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона; 8) наличия предусматривающих не позднее 1 января 2010 г. прекращение предоставления дотаций организациям коммунального комплекса на возмещение убытков от содержания объектов коммунальной инфраструктуры правовых актов муниципальных образований (за исключением правовых актов муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона; 9) наличия графиков, утвержденных претендующими на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда органами местного самоуправления муниципальных образований (органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предусматривающих установление не позднее 1 января 2010 г. тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ развития системы коммунальной инфраструктуры, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона; 10) наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов; 11) наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст. 16 настоящего Федерального закона, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда; 12) выделения в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. 2. Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда при условии их расположения на территориях не менее двух муниципальных образований, которые выполнили предусмотренные ч. 1 настоящей статьи условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и общая суммарная численность населения которых составляет не менее чем 20% общей численности населения субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся такие муниципальные образования. Таким образом, Федеральный закон N 185-ФЗ предъявляет среди прочего требование о наличии целого ряда нормативных правовых актов субъектов Федерации и муниципальных правовых актов, а именно: — наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; — наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; — наличие нормативных правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья; — наличие нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления средств на предоставление таких мер на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета). Некоторые из них уже действуют во многих субъектах Федерации Сибири. Так, региональные целевые программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда приняты в Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Тюменской, Читинской областях, Ямало-Ненецком автономном округе <2>. При этом часть из них утверждена законодательным (представительным) органом (Красноярский край, Иркутская, Новосибирская, Омская, Читинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ), другие — высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Федерации (Кемеровская, Тюменская области). ——————————— <2> См., например: Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 30 октября 2003 г. N 31/7-ЗС «Об областной целевой Программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2010 г.» // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. 2003. N 31. Т. 1.

Во всех субъектах Федерации Сибири (Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, Читинская области, республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) действуют законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, предусматривающие предоставление органам местного самоуправления субвенций из бюджетов субъектов Федерации для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг <3>. Кроме того, в ряде муниципальных образований указанные субсидии должны перечисляться на персонифицированные счета граждан (г. Братск Иркутской области, г. Кемерово Кемеровской области, Нововаршавский муниципальный район Омской области, г. Томск Томской области, г. Чита Читинской области, г. Абакан Республики Хакасия и др.) <4>. ——————————— <3> См., например: Закон Алтайского края от 5 сентября 2006 г. N 74-ЗС «О предоставлении органам местного самоуправления субвенций из краевого бюджета для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // Алтайская правда. 2006. 14 сентября. <4> См., например: Постановление мэра г. Читы от 16 мая 2007 г. N 121 «Об утверждении Порядка использования системы персонифицированных социальных счетов для получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» // Читинское обозрение. 2007. 23 мая.

Продолжают действовать во многих муниципальных образованиях положения о порядке создания и деятельности товариществ собственников жилья, которые были приняты до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации <5>. В некоторых из них утверждены муниципальные правовые акты, предусматривающие предоставление субсидий товариществам собственников жилья на капитальный ремонт многоквартирных домов (например, в г. Стрежевой Томской области, г. Ялуторовске Тюменской области, г. Когалыме, г. Сургуте и Сургутском муниципальном районе Ханты-Мансийского автономного округа, г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа) и по возмещению из местных бюджетов разницы в тарифах на коммунальные услуги (например, в г. Усолье-Сибирское Иркутской области, г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа) <6>. ——————————— <5> СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 14. <6> См., например: распоряжение Администрации Муниципального образования «Город Салехард» от 26 июня 2003 г. N 541-р «О целевом бюджетном финансировании товариществ собственников жилья города Салехарда» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

Помимо наличия определенных нормативных правовых актов ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ содержит и другие требования, которые в целом направлены на дальнейшее реформирование (демонополизацию) жилищно-коммунального комплекса. Причем часть из них, по нашему мнению, является трудновыполнимой. О чем идет речь? Во-первых, п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ предполагает проведение масштабной приватизации государственного и (или) муниципального имущества путем преобразования организаций коммунального комплекса, многие из которых являются государственными и (или) муниципальными унитарными предприятиями, в открытые акционерные общества и дальнейшую продажу их акций на специализированном аукционе с тем, чтобы увеличить соотношение подобных открытых акционерных обществ, в которых доля участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований составляет не более чем 25%, сначала до 25%, потом 50%, а затем 80% от общего числа организаций коммунального комплекса. Во-вторых, положения п. 2 и 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ являются взаимоисключающими. Так, из п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ следует, что организации, осуществляющие управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов), должны управлять не менее чем 50% многоквартирных домов (в случае подачи заявки до 1 января 2010 г.) и не менее 80% многоквартирных домов (в случае подачи заявки с 1 января 2010 г.). В то же самое время увеличение доли многоквартирных домов, управление которыми должны осуществлять товарищества собственников жилья, до не менее чем 20% установлено в подп. «б» и «в» п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ. Получается, что управляющие организации и товарищества собственников жилья в случае подачи заявки в Фонд с 1 января 2010 г. должны управлять более чем 100% многоквартирных домов, что является невозможным. В-третьих, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ предусматривает проведение до 1 января 2011 г. работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Эти мероприятия требуют значительных финансовых ресурсов, которых нет в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. Более реалистичным представляется их финансирование за счет средств Фонда, что потребует внесения изменений в ст. 17 Федерального закона N 185-ФЗ. В-четвертых, согласно п. 2 ч. 6 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ размер собственных средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирном доме, используемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, должен составлять не менее чем 5% от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома. Если исходить из того, что средняя стоимость подобного ремонта одного 5-этажного типового многоквартирного дома с 4 подъездами с общим числом 60 квартир в соответствии с перечнем работ, предусмотренных в ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 185-ФЗ, составляет 60 — 80 млн. руб., то каждый собственник жилого помещения в данном доме в среднем должен будет заплатить 50 — 67 тыс. руб. — сумму, являющуюся неподъемной для граждан со средним заработком в 10 тыс. руб. В-пятых, из анализа положений ч. 4, 5, 6, 8, 9, 12 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ следует, что органы местного самоуправления будут распределять средства на финансирование проведения капитального ремонта в многоквартирных домах только между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах. Таким образом, если граждане не выбрали один из указанных способов управления и, соответственно, управляющие организации будут определены по итогам конкурса, то в данном случае их многоквартирные дома не войдут в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Следовательно, положения п. 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 14, ст. 17, ч. 4 — 6, 8, 9, 12 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ подлежат дальнейшему совершенствованию. В целом для подачи заявки на предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления должны провести широкий круг подготовительных мероприятий организационного, правового и экономического характера. Для этого им целесообразно создать рабочие группы и утвердить планы их деятельности. Сформулируем основные мероприятия, которые должны, по нашему мнению, найти отражение в указанных планах. 1. На уровне органов государственной власти субъектов Федерации: 1.1. Определение не менее двух муниципальных образований, которым планируется предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ общая суммарная численность населения в этих муниципальных образованиях должна составлять не менее чем 20% общей численности населения субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся такие муниципальные образования. 1.2. Разработка и принятие нормативных правовых актов субъектов Федерации, содержащих: 1.2.1. Региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, которая согласно ст. 15 Федерального закона N 185-ФЗ должна утверждаться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и содержать, в частности: а) перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы или утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга такие региональные адресные программы; б) рассчитываемый в установленном Федеральным законом N 185-ФЗ порядке объем долевого финансирования проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах; в) обоснование объема указанных средств; г) планируемые показатели выполнения указанной региональной адресной программы; д) размер предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в указанных многоквартирных домах. При этом орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу указанных многоквартирных домов при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. 1.2.2. Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая согласно ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ должна утверждаться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и содержать, в частности: а) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; б) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном Федеральным законом N 185-ФЗ; в) обоснование объема предусмотренных средств с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; г) планируемые показатели выполнения этой региональной адресной программы. 1.2.3. Освобождение товариществ собственников жилья от уплаты налога на имущество организаций. 1.2.4. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме. 1.2.5. Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ. 1.2.6. Определение размера средств, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположены многоквартирные дома и в отношении которых государственный кадастровый учет не проведен. 1.2.7. Установление тарифов на тепловую энергию для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей. 1.2.8. Определение порядка предоставления установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления средств на предоставление таких мер на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета). 1.3. Обеспечение финансирования за счет средств бюджетов субъектов Федерации: 1.3.1. Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. 1.3.2. Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. 1.3.3. Мероприятий по проведению государственного кадастрового учета земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположены многоквартирные дома. 1.4. Разработка для органов местного самоуправления: 1.4.1. Модельной муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. 1.4.2. Рекомендаций по формированию сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. 1.4.3. Рекомендаций по проведению общих собраний собственников помещений по определению долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем 5% общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ. 1.4.4. Рекомендаций по оплате работ по капитальному ремонту. 1.4.5. Рекомендаций об открытии отдельных банковских счетов. 1.4.6. Модельного муниципального правового акта , предусматривающего формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья. 1.5. Проведение семинаров-совещаний с органами местного самоуправления о мерах по реализации положений Федерального закона N 185-ФЗ. 2. На уровне органов местного самоуправления муниципальных образований, которым планируется предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилищного фонда: 2.1. Разработка и принятие муниципальных правовых актов, предусматривающих: 2.1.1. Муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (на основании решений, принятых на общих собраниях собственников помещений). 2.1.2. Муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. 2.1.3. Формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья. 2.1.4. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома. 2.1.5. Прекращение после 1 января 2010 г. предоставления дотаций организациям коммунального комплекса на возмещение убытков от содержания объектов коммунальной инфраструктуры (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). 2.1.6. Установление тарифов на водоснабжение и водоотведение для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей. 2.1.7. Установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ развития системы коммунальной инфраструктуры. 2.1.8. Утверждение графиков проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета за счет средств местных бюджетов земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах территории муниципального образования, претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. 2.2. Организация проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах в целях принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом, необходимости проведения капитального ремонта, софинансировании мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. 2.3. Составление списка многоквартирных домов, в которых планируется выбрать способ управления товариществами собственников жилья, и обеспечение создания на территории муниципального образования товариществ собственников жилья в указанных многоквартирных жилых домах. 2.4. Обеспечение деятельности на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем 25%, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению) в количестве, предусмотренном в п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ. 2.5. Обеспечение деятельности на территории муниципального образования организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (кроме товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов), и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (с долей участия в уставном капитале муниципальных образований не более чем 25%) в количестве, предусмотренном в п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ. 2.6. Обеспечение деятельности товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, в количестве, предусмотренном в п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ. 3. На уровне управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов в муниципальных образованиях, которым планируется предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта: 3.1. Проведение обследования общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирных домах с оформлением актов осмотра. 3.2. Формирование на основании актов осмотра реестров объемов капитального ремонта общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирных домах и планируемого объема финансирования работ на период 2008 — 2011 гг. и направление в органы местного самоуправления соответствующей информации. При этом к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов Федеральный закон N 185-ФЗ в ч. 3 ст. 15 относит: а) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); б) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости — ремонт лифтовых шахт; в) ремонт крыш; г) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; д) утепление и ремонт фасадов. 3.3. Организация проведений общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах в целях принятия решения о софинансировании мероприятий по проведению капитального ремонта и участии в региональной и (или) муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

——————————————————————