К вопросу о правовой сущности договоров об оказании услуг управления

(Юрьева Л. А.) («Бюллетень нотариальной практики», 2008, N 4)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ ДОГОВОРОВ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ УПРАВЛЕНИЯ

Л. А. ЮРЬЕВА

Юрьева Л. А., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Новокузнецкого филиала Института Кемеровского государственного университета.

Термин «управление» используется в наименованиях ряда гражданско-правовых договоров, возможность заключения которых прямо предусмотрена действующим законодательством. К их числу можно отнести договор доверительного управления имуществом, договор управления многоквартирным домом, договор о передаче полномочий по управлению хозяйственным обществом <1> (далее — договор управления хозяйственным обществом), договор о передаче полномочий по управлению авторскими и смежными правами <2> и др. <3>. Говорит ли сходство в наименованиях этих договоров о некотором их родстве или законодатель допускает некую вольность в использовании терминов? Ответ на поставленный вопрос можно найти на основе понимания сути категории «управление» и сопоставления ее с характером деятельности, опосредуемой рассматриваемыми обязательствами. ——————————— <1> Возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа общества по договору управляющей организации (управляющему) предусмотрена абз. 3 п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. от 29 апреля 2008 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 1; 2008. N 18. Ст. 1941) и ст. 33, 42 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. от 29 апреля 2008 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 785; 2008. N 18. Ст. 1941). <2> См.: ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации (части четвертой) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изм. от 30 июня 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496; Российская газета. 2008. 3 июля. <3> Как договор между внешним управляющим (выступающим в качестве руководителя должника) и кредиторами в литературе рассматривается план внешнего управления (см.: Телюкина М. В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) // Информационная база «КонсультантПлюс». 2003. Электрон. текстовые данные).

Действующее законодательство не раскрывает понятие «управление». В юридической литературе данный термин трактуется неоднозначно в зависимости от области исследований конкретных авторов. Так, применительно к оперативному управлению А. В. Венедиктов исходил из принятого в 50-е годы в науке административного права понятия управления как исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и рассматривал управление как совокупность разнообразных функций, прав и обязанностей госпредприятия в отношении имущества, закрепленного за ним <4>. ——————————— <4> См.: Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948. С. 328.

Г. А. Аксененок под управлением как самостоятельным правомочием в праве государственной собственности на землю понимал «непосредственное заведование землями», включая учет и регистрацию земель, мероприятия по проведению землеустройства, связанные с отводом и изъятием земли, с оформлением прав землепользователей на землю и с распределением земли внутри определенных ведомств, получивших землю в пользование (внутрихозяйственное землеустройство) <5>. ——————————— <5> См.: Аксененок Г. А. К вопросу о праве исключительной государственной собственности на землю в СССР // Труды Военно-юридической академии. Вып. 9. М., 1949. С. 216 — 217.

Содержание управления применительно к имущественным отношениям, возникающим из договора доверительного управления, сводится Е. С. Пьяных к деятельности доверительного управляющего по выполнению разнообразных функций, прав и обязанностей, которые бы исполнял сам собственник в отношении принадлежащего ему имущества, включая возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, за исключением потребления имущества <6>. ——————————— <6> См.: Пьяных Е. С. Место договора доверительного управления имуществом в системе гражданско-правовых обязательств // Юрист. 2004. N 12. С. 26.

Управление в отношении общего имущества кондоминиума рассматривается В. С. Ермаковым как комплекс мер, направленных на его сохранение, поддержание его в надлежащем состоянии и обеспечение его функционирования и развития <7>. ——————————— <7> См.: Ермаков В. С. Концепция построения правовой системы управления общим имуществом кондоминиума (многоквартирного дома) // Жилищное право. 2004. N 2. С. 73.

Таким образом, определения понятия «управление», предлагаемые на страницах юридической литературы, не носят общего характера, а сформулированы, скорее, для целей конкретных исследований. Поэтому для уяснения сути рассматриваемого понятия необходимо обратиться к другим наукам. Управление как социальный феномен является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Разделы этих дисциплин, касающиеся управления, составляют структуру науки управления <8>. Поэтому в теории управления как междисциплинарной системе разработан общий подход к категории «управление», который может быть использован и в юриспруденции. ——————————— <8> См.: Бурганова Л. А. Теория управления: Учеб. пособие. М., 2005. С. 4.

В теории управления сущность управления обычно раскрывается, с одной стороны, через понятия «деятельность» и «процесс», с другой — с помощью категории «воздействие». В первом случае управление сводится к действиям и процессу по подготовке и исполнению управленческих решений и по проведению организационно-управленческих мероприятий. Во втором — к воздействию, которое указывает на влияние некоего субъекта на объект, в ходе которого происходит его преобразование, переход из одного состояния в другое, изменение направленности его движения или развития <9>. Таким образом, в наиболее общем виде управление определяется как «процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов» <10>. Однако ключом к раскрытию содержания управленческой деятельности является изучение процесса управления с точки зрения его функций, ибо «функции управления — это проявление его сущности в действии» <11>. Специфическими функциями управления, традиционно выделяемыми в экономической литературе, являются: анализ, планирование, организация, координация, контроль и др. <12>. ——————————— <9> См.: Бурганова Л. А. Указ. соч. С. 29. <10> Бурганова Л. А. Указ. соч. С. 29. <11> Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М., 2004. С. 85. <12> См.: Основы менеджмента: Учебник для вузов / Д. Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, Н. А. Кислякова и др.; Под ред. Д. Д. Вачугова. М., 2002. С. 18 — 19; Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М., 2004. С. 84 — 94.

Соотнесем полученное представление об управлении с характером деятельности, опосредуемой «договорами управления». Во-первых, все рассмотренные договорные обязательства направлены не на совершение разовых действий, а на осуществление комплекса действий — процесса, растянутого во времени. Так, по договору доверительного управления доверительный управляющий в течение определенного срока обязуется осуществлять управление имуществом (п. 1 ст. 1012 ГК РФ). Предметом договора управления хозяйственным обществом является осуществление деятельности по управлению хозяйственным обществом в качестве единоличного исполнительного органа <13>. ——————————— <13> См.: Степанов П. Правовая квалификация отношений, возникающих между единоличным исполнительным органом и акционерным обществом // Хозяйство и право. 2002. N 12. С. 96.

По договору о передаче полномочий по управлению авторскими и смежными правами организация по управлению правами на коллективной основе осуществляет деятельность, в процессе которой совершает сделки по предоставлению возможности использования управляемых ею исключительных прав на соответствующие объекты или отдельных правомочий в отношении соответствующих способов использования таких объектов, распределяет полученные от пользователей средства среди правообладателей, а также осуществляет необходимые действия по защите прав, переданных ей в управление <14>. ——————————— <14> См.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А. Л. Маковского. М., 2008. С. 353 — 354.

Во-вторых, при опосредовании договоров, входящих в исследуемую группу, осуществляется целенаправленное воздействие управляющего на некий объект для достижения определенных результатов. При этом предполагаемый положительный эффект от такого воздействия не сводится к правовым результатам, а выступает в виде некоего социально-экономического блага, различающегося в зависимости от объекта управления. Так, целями передачи имущества в доверительное управление являются сохранение и поддержание имущества в нормальном работоспособном состоянии и получение определенных договором доходов от грамотного и профессионального использования имущества <15>. ——————————— <15> См.: Ефимова Л. Г. Банковские сделки: право и практика. М., 2001. С. 633 — 634.

Результат, к которому стремится «учредитель управления» в договоре управления хозяйственным обществом, — это обеспечение наиболее эффективного управления им: выведение из экономического кризиса, получение прибыли от деятельности <16>. ——————————— <16> См.: Дягилев А. Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации: возможности и перспективы // Хозяйство и право. 2003. N 12. С. 43.

Положительный эффект, ожидаемый от заключения договора управления многоквартирным домом, состоит в обеспечении благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, решении вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлении коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме <17>. ——————————— <17> См.: п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изм. от 13 мая 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14; 2008. N 20. Ст. 2251.

В-третьих, обязанность субъекта управления во всех рассматриваемых договорах осуществляется через выполнение функций управления. Так, например, управляющая организация, являясь стороной договора управления многоквартирным домом, прежде всего анализирует состояние объекта управления. Практически каждый многоквартирный дом уникален, поскольку имеет различные конструктивные и планировочные характеристики, а также разную степень износа, что требует особого индивидуального подхода. Функция планирования реализуется управляющей организацией при разработке системы мер, направленных на поддержание дома в надлежащем состоянии, например при составлении графика проведения капитального ремонта. Спланированные действия необходимо воплотить на практике, организовать их выполнение. Содержание функции организации управления предполагает заключение управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг, договоров на текущее обслуживание общего имущества многоквартирного дома, на производство капитального ремонта; определение перечня и профессионального состава персонала в соответствии с видами работ, необходимыми для выполнения организуемой деятельности, и т. д. Координация создает условия для эффективного и непрерывного функционирования системы управления за счет установления непрерывных связей между управляющей организацией и конкретными исполнителями. Реализуя функцию контроля, управляющая организация осуществляет наблюдение за общим имуществом многоквартирного дома как объектом управления и процессами реализации управленческих решений с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному нормативно-правовыми актами и договором управления. Ту же цепочку функций в том или ином объеме реализуют субъекты управления и в иных исследуемых договорах. С точки зрения права деятельность по реализации данных функций квалифицируется как совокупность фактических и юридических действий. При этом для обязательств, в рамках которых осуществляется управленческая деятельность, характерно отсутствие исчерпывающего определения параметров этой деятельности, что предполагает свободу действий управляющего в рамках достижения результата. Так, осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий по общему правилу вправе совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия. Единственное требование к его деятельности — это ее соответствие интересам учредителя или выгодоприобретателя. Во исполнение договора об управлении хозяйственным обществом управляющая компания (управляющий) совершает разнообразные фактические и юридические действия в соответствии с полномочиями исполнительного органа, примерный перечень которых содержится в уставе хозяйственного общества <18>. ——————————— <18> См.: Степанов Д. И. Компания, управляющая хозяйственным обществом // Хозяйство и право. 2000. N 10. С. 65 — 66, 67.

На первый взгляд исключением из общего правила представляются договор управления многоквартирным домом и договор доверительного управления ценными бумагами, при регламентации которых законодатель не ограничивается установлением общих требований, а предписывает строгое согласование параметров деятельности субъекта управления. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что и в рамках этих обязательств субъекту управления предоставлена определенная свобода действий. Так, например, управляющая организация по договору управления многоквартирным домом вправе самостоятельно устанавливать необходимость и сроки проведения отдельных видов работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществлять выбор обслуживающих и ресурсоснабжающих организаций, решать, как и какими силами организовывать работу диспетчерского пункта, иметь ли в своем составе управляющих на каждый дом или управлять централизованно и т. д. Таким образом, термин «управление» достаточно точно отражает специфику деятельности, составляющей предмет исследуемых договорных обязательств, а выявленное между ними родство позволяет высказать предположение о формировании нового типа договоров, не имевшего аналогов в российском праве, — договоров об оказании услуг управления. Практическое значение такого вывода видится в возможности применения аналогии закона для восполнения пробелов в нормировании договоров данного типа.

——————————————————————