Морозная зима обойдется дороже

(Матиящук С.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 40)

МОРОЗНАЯ ЗИМА ОБОЙДЕТСЯ ДОРОЖЕ

С. МАТИЯЩУК

Светлана Матиящук, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права СибУПК.

Размер платы за такую коммунальную услугу, как теплоснабжение, определяется как произведение тарифа и количества потребленной энергии. Согласно ст. 544 ГК РФ оплата тепловой энергии производится за фактически принятое бытовым потребителем количество энергии в соответствии с данными учета энергии. В свою очередь, количество потребленной тепловой энергии определяется по приборам учета, а при их отсутствии — по нормативам, утвержденным органами местного самоуправления (ст. 157 ЖК РФ). Однако на практике с расчетом платы зачастую возникают проблемы.

Размер платы за потребленную теплоэнергию для нужд отопления и горячего водоснабжения подлежит по общему правилу один раз в год корректировке (п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307).

Первые проблемы

В связи с этим закономерным является вопрос: с какой целью законодатель наделил теплоснабжающие организации полномочиями по корректировке размера платы? Обратимся к механизму и порядку установления тарифов на тепловую энергию, а также нормативов ее потребления. Суровые климатические условия нашей страны предопределяют зависимость ее населения от тепловой энергии. При этом государство регулирует отношения между теплоснабжающими организациями и бытовыми потребителями посредством определения тарифов на теплоэнергию и нормативов ее потребления.

Так, Федеральная служба по тарифам РФ ежегодно до внесения в Госдуму закона о бюджете утверждает предельные индексы роста тарифов на коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ.

Субъект РФ устанавливает в пределах этих индексов предельные индексы по муниципальным образованиям. А органы местного самоуправления регулируют конечные ставки тарифов для населения в рамках этих предельных индексов. При этом согласно ст. 15 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления получили право увеличивать тарифы субъекта РФ путем утверждения надбавки к ним.

Например, организации коммунального комплекса (т. е. теплоснабжающие организации) могут реализовывать инвестиционные программы за счет таких надбавок. Между тем до 1 января 2009 года такие надбавки могут увеличивать тарифы субъекта РФ только в пределах (минимальных и/или максимальных) уровней тарифов, а после 1 января 2009 года — превышать эти рамки.

Необходимо учитывать, что не могут устанавливаться и использоваться единые или так называемые средневзвешенные тарифы на тепловую энергию. Статьи 2, 3 Закона N 210-ФЗ и ст. 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» предусматривают возможность установления тарифов только для соответствующих организаций коммунального комплекса, которые и должны использоваться при расчете платы за потребленную тепловую энергию для нужд как отопления, так и горячего водоснабжения.

В свою очередь, нормативом потребления тепловой энергии является среднемесячное количество потребления энергии бытовым потребителем в многоквартирном или жилом доме при отсутствии приборов учета. При этом расчет норматива потребления тепловой энергии для нужд отопления ставится в зависимость от такого показателя, как температура наружного воздуха в течение отопительного сезона. Очевидно, что чем ниже эта температура, т. е. чем холоднее зима, тем выше нормативы потребления.

Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, норматив горячего водоснабжения устанавливается в куб. м в месяц на одного человека, а норматив отопления — в Гкал на один кв. м в месяц. И как следствие, тариф на горячее водоснабжение определяется в рублях на 1 куб. м, а тариф на отопление — в рублях на 1 Гкал.

Практика

Нередко органы местного самоуправления неправомерно устанавливают тарифы на горячее водоснабжение в рублях на одного человека в месяц, а тариф на отопление — в рублях на один кв. м в месяц.

Особо необходимо отметить, что тарифы на тепловую энергию и нормативы ее потребления вводятся в действие с начала финансового года и для определения размера тарифа и норматива на энергию теплоснабжающие организации представляют в органы местного самоуправления расчет необходимых затрат на производство и передачу теплоэнергии по данным предшествующего года. Таким образом, тарифы на энергию и нормативы ее потребления устанавливаются на год вперед, т. е. по сути они являются прогнозными оценками. Как следствие, по истечении данного года у теплоснабжающей организации могут возникнуть как убытки в случае превышения реальных затрат на производство и передачу теплоэнергии над выручкой, исчисленной по установленным «прогнозным» тарифам и нормативам, так и наоборот — дополнительные доходы. Представляется, что именно это и обусловило введение корректировки размера платы за потребленную энергию.

Сейчас многие теплоснабжающие организации пытаются осуществить корректировку указанных платежей в связи с увеличением своих затрат на производство энергии. Очевидно, что такой подход приведет к включению в размер платы необоснованных затрат, связанных с монопольным положением теплоснабжающих организаций (административные издержки, потери в теплосетях, использование неэффективных технологий и т. п.). Это явно противоречит положениям ст. 2 Закона N 41-ФЗ, предусматривающей установление экономически обоснованных тарифов.

Итого

Представляется, что более обоснованно и справедливо производить корректировку для нужд отопления только в случае фактических отклонений температуры наружного воздуха в течение отопительного сезона от нормативных (прогнозируемых). Другими словами, если зима оказалась холоднее, чем было заложено в нормативе, необходимо возместить теплоснабжающей организации обоснованные расходы, связанные с производством и передачей дополнительной теплоэнергии. В противном случае теплоснабжающая организация обязана возвратить бытовым потребителям излишне уплаченную сумму.

——————————————————————