Рљрћр р рјрџр¦р?рї р? рљрђрљ р•р™ рџр рћрўр?р’рћр”р•р™рўрўр’рћр’рђрўр¬

И.Г. КОРЗУН

Корзун Ирина Григорьевна, преподаватель кафедры административного права и АСД ОВД ДВЮИ МВД РФ.

Проблемы, связанные с предупреждением и пресечением коррупции в России, связаны с несовершенством законодательства, направленного на предупреждение и пресечение этого явления. В данной работе предпринята попытка предложения разработки ряда законодательных актов, охватывающих разные сферы регулирования по противодействию коррупции.

Ключевые слова: противодействие, коррупция, прокуратура.

Corruption and how to resist it

I.G. Korzun

Problems, related to prevention and suppression of corruption in Russia, are connected with imperfectness of legislation aimed at prevention and suppression of this phenomenon. The article makes an attempt to work out a number of legislative acts related to various spheres of regulation of counteraction of corruption.

Key words: counteraction, corruption, procurator's office.

Вопросы борьбы с коррупцией в настоящее время стали наиболее спорными и актуальными. Сейчас это обусловлено тем, что меры, направленные государством на борьбу с этим преступлением, пока малоэффективны, а законодательная база недостаточно развита.

В выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 было отмечено, что одной из существенных черт нашей внутриполитической жизни является низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу. "...В основе этого должно быть четкое понимание, что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения. ...Говорю сейчас об этом потому, что, несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию..."

Возникновение и существование коррупции становится возможным тогда, когда функции управления общественной деятельностью обособляются и закрепляются правом. По этой причине у должностного лица появляется возможность распоряжаться не принадлежащими ему общественными ресурсами и принимать решения не в интересах общества или государства, а исходя из своих корыстных побуждений. Коррупция среди должностных лиц, способствующая преступной деятельности, принимает различные формы и базируется не только на взяточничестве. При наиболее внимательном изучении законодательства действия коррупционного характера можно квалифицировать как минимум по пяти статьям Уголовного кодекса РФ. Но это далеко не все распространенные в России действия коррупционного характера, не нашедшие своего отражения в Уголовном кодексе РФ. Среди них:

- участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли;

- использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры с целью получения личной выгоды с задействованием для этого подставных лиц и родственников;

- предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения личной прибыли;

- предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды <1>;

--------------------------------

<1> См.: Шайков А., Меркурьев В. Предупреждение получения взяток // Законность. 2005. N 9.

- добровольные пожертвования крупных бизнесменов и укрывательство от налогов миллиардных сумм;

- предоставление льготных кредитов и заказов;

- незаконная приватизация.

В научной, учебной и публицистической литературе существует огромное разнообразие подходов к пониманию коррупции. По моему мнению, более точное из них дает в своей работе "Коррупция: теория и российская реальность" Я.И. Гилинский, который указывает на то, что "коррупция - это злоупотребление публичной властью ради частной выгоды" <2>.

--------------------------------

<2> РЎРј.: Wewer G. (1994) Politische Korruption. In: Politic-Lexicon. Munchen, Wein: Oldenbourg Verlag.

Расширяющееся политическое и экономическое значение коррупции способствует проведению различными общественными организациями заседаний, конференций, собраний. Например, на заседании круглого стола, посвященного теме "Коррупция - враг прогресса России", депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по безопасности Н.В. Курьянович высказал следующее мнение: "Я полагаю, что коррупции можно дать два более точных названия: подкуп и продажность. Действительно, нынешняя элита полностью прогнила, и я убежден, что в своем подавляющем большинстве она не заинтересована в искоренении этого вопиющего общественного зла, которое в последнее время приняло поистине чудовищные размеры" <3>.

--------------------------------

<3> См.: Круглый стол "Коррупция - враг прогресса России", позиции участников. М.: Известия, 2006.

Это значит, что реализация антикоррупционной программы по перечисленным выше направлениям должна подкрепляться подготовкой и принятием ряда законодательных актов, охватывающих разные сферы регулирования, среди которых могут быть:

- закон об ответственности за легализацию преступных доходов;

- закон о конфискации имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок (опыт применения подобного законодательства есть в Италии);

- закон о государственном контроле над соответствием крупных расходов на потребление декларированным доходам;

- закон о декларировании доходов и имущества высшими должностными лицами и государственными служащими. Задача этого закона - охватить механизмом декларирования судей и избираемых членов законодательных органов разных уровней наряду с чиновниками;

- дополнения в основы законодательства о государственной службе: введение ограничений для чиновников переходить на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были ему прежде подконтрольны или были связаны с ним в соответствии с его компетенцией. Подобное ограничение должно распространяться и на лиц, избираемых в законодательные органы;

- дополнения в действующее законодательство, в результате которых будут признаваться недействительными сделки, договоры, полученные от органов власти лицензии и разрешения при определенных условиях <4>.

--------------------------------

<4> См.: Россия и коррупция: кто кого. М., 1998.

Российскими учеными предлагается широкий диапазон мер по борьбе с этим явлением. Например, Яков Гилинский к числу антикоррупционных мер предлагает отнести следующие: сокращение объема управленческих решений, зависящих от усмотрения государственного служащего; сокращение прав государственных служащих по "регулированию" экономики, образования, науки; резкое количественное сокращение государственного управленческого аппарата и другие.

В качестве основ организации борьбы с коррупционной преступностью могут выступать:

- постоянный анализ изменений коррупции и ее причин;

- определение стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

- следование закону, а не подзаконным актам;

- разработка целевых программ борьбы с коррупцией в российской Федерации и ее субъектах;

- специализированная подготовка кадров и выделение в правоохранительных органах специализированных подразделений;

- использование помощи различных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц;

- систематическая оценка результатов работы и корректировка мер <5>.

--------------------------------

<5> См.: Шайков А., Меркурьев В. Предупреждение получения взяток // Законность. 2005. N 9.

Завершая рассмотрение ряда проблем, связанных с предупреждением и пресечением коррупции в России, необходимо отметить, что для совершенствования законодательства, направленного на предупреждение и пресечение этого явления, необходимо учесть соответствующий позитивный зарубежный опыт. Изложенное, безусловно, не исключает возможности иных направлений борьбы с коррупцией как с социальным явлением при условии мобилизации усилий всего общества и государства в целом.

------------------------------------------------------------------