Рецензия на диссертацию владимира николаевича верютина на тему «механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны» <*>, <**>

А.С. ДУГЕНЕЦ

———————————

<*> Диссертация Владимира Николаевича Верютина на тему «Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны», защищенная в диссертационном совете при Воронежском государственном университете, на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право (научный руководитель — доктор юридических наук, профессор Алексей Александрович Фатьянов).

<**> Dugenets A.S. Review of dissertation of V.N. Veryutin «Mechanism of administrative-law regulation of relations in the sphere of state secret».

Дугенец Александр Сергеевич, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Диссертационная работа Владимира Николаевича является самостоятельным творческим научным исследованием актуальной юридической проблемы, результатом большой исследовательской работы уважаемого автора.

Тема диссертационного исследования, заявленная в названии и успешно раскрытая в содержании работы, несомненно, весьма актуальна и своевременна.

Проблема правового регулирования в сфере ограничения в доступе к информации, и в особенности в сфере государственной тайны, продолжает оставаться актуальной для юридической науки. Здесь несколько пластов отношений: проблема общих критериев, на основе которых государство вправе скрывать какие-либо сведения от граждан, проблема выстраивания правовых механизмов защиты, сроки засекречивания, ограничения прав граждан, допущенных к такой информации, система санкций и многое другое.

Система защиты государственной тайны и правовая платформа для нее активно формировались в первой половине 90-х годов XX в. вместе с новой системой исполнительной власти. Этот период характеризуется тем, что в теории и практике государственного управления сталкивались старые стереотипы и ростки нового демократического подхода. Формируемые в этом симбиозе нормы права либо во многом отличались дуалистичностью, либо страдали излишней романтикой так называемого чистого рынка, не имеющей опоры на реальность.

Не избежало таких перекосов и формирование системы правового регулирования в сфере государственной тайны. Так, в частности, в условиях Советского государства для обеспечения защиты этих отношений от противоправных посягательств практически не использовались административно-правовые санкции, так как хватало дисциплинарной и уголовной ответственности. Современные реалии, когда обладателями таких сведений стали не только государственные органы, но и субъекты различных форм собственности, потребовали существенного расширения административной ответственности в данной сфере, что убедительно доказал Владимир Николаевич в своем исследовании.

Рецензируемая работа с учетом того, что она посвящена не только ранее не исследовавшейся в науке административного права проблематике функционирования административно-правового механизма в сфере государственной тайны, но и вопросам, связанным с его трансформированием в условиях административной реформы, представляется весьма актуальной.

Исходя из изложенного, основная цель рецензируемого диссертационного исследования, заключающаяся в проведении комплексного системного анализа теоретических и практических аспектов функционирования механизма административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны и выработке концептуальных положений, предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование законодательного и подзаконного правового регулирования в исследуемой сфере, выглядит вполне обоснованной.

Поставленной цели, по нашему мнению, служит и логика построения диссертационного исследования, в частности изучение следующих теоретических положений: теоретических основ административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны, раскрытия теоретической сущности категории «режим секретности» как одного из видов административно-правовых режимов и ряда других.

Применяя созданные им теоретические конструкции, уважаемый автор достаточно глубоко анализирует систему органов защиты государственной тайны, раскрывает сущность и содержание механизма допуска физических и юридических лиц к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, а также исследует сформировавшийся административно-правовой механизм надзора и контроля в сфере защиты государственной тайны.

Отдельное внимание следует обратить на сформулированные Владимиром Николаевичем при анализе системы отнесения сведений к государственной тайне теоретические положения. Сделанные уважаемым соискателем научные выводы о том, что философской платформой для принятия решений в отношении принадлежности сведений к государственной тайне и их засекречивания является установление необходимого и должного баланса между субъективными и объективными началами, а также о несоответствии существующего ныне подхода по установлению юридической взаимосвязи между величиной потенциального ущерба от противоправного распространения информации и существующими степенями секретности, заслуживают самой высокой научной оценки.

Вполне зрело и умело применяет автор и заявленный им инструментарий научных методов, в совокупности позволивший произвести комплексный анализ проблем, связанных с темой исследования.

Рецензируемая работа обладает также необходимым уровнем научной новизны, так как посвящена проблематике, ранее с данной научной точки зрения не исследовавшейся.

Не вызывает сомнения и практическая значимость настоящего диссертационного исследования. Его выводы и сформулированные предложения направлены на совершенствование конкретных норм современного российского права. При этом следует отметить высокий уровень обоснованности предложений. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов «Административное право», «Информационное право» и специализированных курсов, связанных с правовым регулированием в сфере защиты информации.

В целом диссертация В.Н. Верютина является законченным, самостоятельным и комплексным научным исследованием.

Рецензируемая диссертация обладает необходимым внутренним единством, содержит целостную систему научных результатов, предложений, выносимых уважаемым автором на защиту, свидетельствующих о личном вкладе соискателя в юридическую науку.

Основные научные результаты диссертации отражены в автореферате, а также публикациях по теме диссертации.

Автореферат и публикации соискателя отражают основные положения диссертационного исследования.

Оформление диссертации соответствует установленным требованиям.

Диссертационное исследование на тему «Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны» соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям (п. 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74), а уважаемый диссертант — Владимир Николаевич Верютин заслуживает присуждения искомой ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право.

——————————————————————

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *