Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной россии

А.С. ДУГЕНЕЦ, А.В. МЕЛЬНИКОВ, Ф.П. ВАСИЛЬЕВ, М.Н. ДАШКО

Дугенец Александр Сергеевич, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Мельников Александр Владимирович, первый заместитель начальника ГУОООП МВД России, генерал-майор полиции.

Васильев Федор Петрович, ведущий научный сотрудник Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Дашко Михаил Николаевич, главный специалист ДГСК МВД России, кандидат психологических наук.

В статье рассмотрены вопросы обеспечения безопасности в России. Существенной является позиция авторов, анализ соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Президента России, Совета Безопасности, федеральных органов исполнительной власти по защите детей в России.

Ключевые слова: безопасность, ответственность, информация, контроль, правопорядок, совершенствование.

Issues of administrative-law regulation of ensuring security of contemporary Russia

A.S. Dugenets, A.V. Mel’nikov, F.P. Vasil’ev, M.N. Dashko

The article considers the issues of ensuring security in Russia. The position of authors, analysis of relevant normative legal acts regulating activities of the President of the RF, the Security Council, federal agencies of protection of children in Russia are material.

Key words: security, responsibility, information, control, legal order, improvement.

Принципы и содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности страны, основные цели международного сотрудничества закреплены в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности». Законом расширены функции Президента России. В частности, законодатель определяет основные направления государственной политики в области безопасности. Если Правительство России только участвует в этом, то Президент страны утверждает стратегию национальной безопасности. Он возглавляет и формирует Совет Безопасности РФ. Глава страны принимает меры по защите граждан от противоправных посягательств, противодействует терроризму и экстремизму, а Совет Безопасности готовит президентские решения в определенной сфере. К нему отнесены не только обеспечение безопасности, но и ряд других вопросов. Среди них — вопросы обороны, военного строительства, технического сотрудничества с другими государствами и т.д. Это и закономерно, так как фактически данный ФЗ должен быть основным актом, на основе которого должны издаваться соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и обеспечения безопасности современной России.

Законом определен предмет регулирования. Так, Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных ФЗ (далее — безопасность, национальная безопасность), полномочий и функций ФОИВ, определяемых указом Президента России, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.

Основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения всеми федеральными органами государственной власти <1> и государственными органами субъектов РФ, другими госорганами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие всех ФОГВ, органов госвласти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

———————————

<1> По мнению Ф.П. Васильева, законодателю во всех статьях целесообразнее было указать субъектов, обеспечивающих безопасность, в следующем порядке: федеральными органами исполнительной власти, определенными указами Президента и постановлениями Правительства России, а также федеральными государственными органами (скажем, Счетная палата РФ, уполномоченные представители Президента России, Следственный комитет РФ и т.д.).

В настоящее время деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; правовое регулирование в области обеспечения безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; координацию деятельности ФОГВ, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с ФЗ.

Российская государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики России и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Основные направления данной политики определяет президент страны и реализуется ФОГВ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности России, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом России. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации госполитики в области обеспечения безопасности с ведома соответствующих госорганов.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, ФКЗ, названный ФЗ, другие иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент России, формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство России, ФОГВ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Безусловно, вопросы обеспечения безопасности общества невозможны без международного сотрудничества, осуществляемого на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

В настоящее время основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются: защита суверенитета и территориальной целостности нашей страны; защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом; укрепление отношений со стратегическими партнерами РФ; участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности; развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности; содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Субъекты в области обеспечения безопасности, их полномочия и функции. Одним из субъектов в области обеспечения безопасности выступает Президент России. Так, глава государства: определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности; утверждает стратегию национальной безопасности России, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности; формирует и возглавляет Совет Безопасности; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет; в порядке, установленном ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории всей страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения; принимает в соответствии с законодательством РФ: решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму; решает в соответствии с законодательством РФ вопросы, связанные с обеспечением защиты: информации и государственной тайны; населения и территорий от ЧС; осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В данном нормативном акте, к сожалению, не употребляются термины «законодательная», «исполнительная» и «судебная власть», так как именно они, по мнению авторов, играют основную роль в области регулирования соответствующих вопросов безопасности. Так, конкретизированы полномочия палат Федерального Собрания РФ в области обеспечения безопасности. Совет Федерации Федерального Собрания: рассматривает принятые Госдумой Федерального Собрания федеральные законы в области обеспечения безопасности; утверждает указ Президента России о введении чрезвычайного положения, а Госдума Федерального Собрания принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Определены полномочия Правительства России в области обеспечения безопасности. Правительство России: участвует в определении основных направлений госполитики в области обеспечения безопасности; формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию; устанавливает компетенцию ФОИВ в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет; организует обеспечение ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности; осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и нормативными правовыми актами Президента России.

Законом определены полномочия (при этом не конкретизируется перечень основных ФОИВ, указанных в Указе Президента России от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в области обеспечения безопасности). Так, они выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативными правовыми актами Президента и Правительства России.

Законом определены функции органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности. Они в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства РФ в области обеспечения безопасности.

Положительным моментом является то, что ФЗ в третьей главе более расширенно определяется статус Совета Безопасности. В частности, он является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента России по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности нашей страны, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Для организации и определения работы в его состав входят председатель Совета Безопасности РФ, которым по должности являются Президент России, секретарь Совета Безопасности РФ, постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом России. Секретарь входит в число постоянных членов Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом России в порядке, им определяемом. Они принимают участие в заседаниях с правом совещательного голоса.

В итоге, по мнению авторов, в рассматриваемом Законе не указываются конкретные виды безопасности. Скажем, обеспечение национальной безопасности на уровне: федеральном; субъекта Российской Федерации (региональное); личной безопасности (граждан — на территории Российской Федерации); а также отдельных видов безопасности: информационной, промышленной, технической и т.д.

Таким образом, в Законе следует указать основные виды безопасности, тем самым повысить статус до Федерального конституционного закона «О безопасности». Следовательно, с учетом названия самого Закона его следует считать главенствующим, на основе которого должны разрабатываться соответствующие нормативные правовые акты.

Кроме того, при подобном подходе предлагаемый Закон конкретизирует основные субъекты, обеспечивающие безопасность, т.е. федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие безопасность России по классифицирующим признакам:

а) внутреннюю безопасность;

б) внешнюю безопасность;

в) определяет определенные госорганы, обеспечивающие ту или иную безопасность.

Безусловно, пересмотр данного Закона потребует частичного изменения конституционных норм и ряда ФКЗ, а также полного пересмотра всех федеральных законов, регулирующих вопросы безопасности.

——————————————————————

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *